Цели: расширить представление детей об экологических законах; способствовать воспитанию милосердия и гуманного отношения к родной природе; формировать негативную нравственную оценку нарушений в сфере природы, негативное отношение к бездумному, безответственному отношению к природе; побуждать детей к участию в природоохранных мероприятиях, к пропаганде экологических идей.
Оформление
Эпиграфы:
«Чисто не там, где убирают, а там, где не сорят» (А.П.Чехов).
«Встал утром, умылся, приведи в порядок себя и свою планету». (Антуан де Сент-Экзюпери)
Берегите эти земли, эти воды,
Даже малую былиночку любя.
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя! (Е.Евтушенко)
Четыре закона экологии:
- Всё связано со всем.
- Всё должно куда-то деваться.
- Ничто не даётся даром.
- Природа знает лучше.
План мероприятия.
- Вступительное слово.
- Проблемная ситуация «Нужны ли комары?».
- Интерактивная беседа.
- Информационный блок «Законы экологии».
- Виртуальный экологический рейд «Какие законы нарушены?».
- Работа в группах «Обращение от имени природы».
- Заключительное слово «Убивай зверей внутри себя».
- Подведение итогов.
Ход урока
1. Вступительное слово
Учитель: Добрый день, ребята.
Мудрецы и мечтатели прошлого не один раз пытались перечислить «чудеса света» - чудеса, сотворённые природой и созданные руками человека. Твердили о семи чудесах, искали и находили восьмое, но, кажется, никто и никогда не упоминал о чуде из чудес - единственном известном нам во Вселенной. Это чудо есть сама наша планета вместе с атмосферой - вместилищем и хранителем жизни. И пока оно продолжает оставаться единственным, ни с чем не сравнимым, величайшим, таинственным и удивительным. Единственным, потому что остальные планеты нашей Солнечной системы, с большей долей вероятности, безжизненны, а обитаемых планет у других звёзд мы пока ещё не открыли. Величайшим, потому что сосредотачивает в себе все загадки, издавна волнующие человечество, - загадки рождения и истории самой планеты, загадки возникновения жизни, разума, грядущих судеб цивилизации.
- Это чудо - Природа. Человек - её частица. Природа даёт человеку питание. Ветер и солнце, лес и вода доставляют нам общую радость, формируют характер, делают мягче, поэтичнее. Люди неразрывно связаны с природой тысячами нитей. От состояния природы зависит жизнь человека. Сохранить природу - сохранить жизнь.
Мы живем в степи. Нас окружают безбрежные просторы. Посмотрите, как прекрасна наша степь! (Слайды 2-6)
Читали ли вы сказку «Маленький принц» французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери? Его герой жил на маленькой планете. А чем он там еще занимался? (Слайд 7-8))
Приводил свою планету в порядок. Он так и говорил: «Встал поутру, умылся, привел себя в порядок - и сразу же приведи в порядок свою планету».
Как вы думаете, необходим этот призыв нам, для нашей планеты?
(Экологические проблемы)
Итак, это первая истина, открытая нам Маленьким принцем.
А как решал экологические проблемы на своей планете маленький принц, с чем он боролся на ней? (Боролся с баобабами)
Назовите лексическое значение слова баобаб.
БАОБАБ, Тропическое дерево с очень толстым стволом.
Чем так грозили его планете баобабы? (Слайд 9)
Если планета маленькая, а баобабов очень много, они разорвут ее на клочки.
2. Погружение в проблему
Ребята, как вы думаете, только ли о баобабах говорит нам здесь писатель. Закройте глаза. Представьте, что вы - это маленькая планета. И на ней появились баобабы, которые хотят заполонить вашу планету, ваш мир, ваши чувства, мысли. С какими из них вы бы стали бороться?
Вывод: Баобабы - символ зла, всего плохого и дурного, что мешает жить человеку. Экзюпери говорит нам, что если вовремя не распознать в себе ростки дурного, за это можно потом дорого заплатить. Чтобы нести в себе свет и добро, душа обязана трудиться. Как? (Экология души.
- Как вы понимаете это высказывание?
3. Актуальность темы
Статья 42-я Конституции Российской Федерации: «Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду…».
Статья 58-я Конституции Российской Федерации: «Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам».
Сегодня писатели, экономисты, ученые бьют тревогу: природа в опасности, она нуждается в спасении, поэтому необходимо обсуждать проблемы экологии и находить пути их решения.
Примерные ответы учащихся:
- Нужно бережно относиться к природе, к окружающему миру, к Земле, потому, что это наш дом. А дом нужно всегда беречь и защищать и содержать в чистоте.
Учитель: Действительно, мир вокруг нас, Земля - это наш дом. А занимается его изучением наука экология.
4. Словарная работа
Экология - греч. oikos - дом, местообитание, убежище, жилище; logos - наука.
Экология - наука о защите дома-природы.
Эколог - человек, который занимается экологией, защищает природу. Вы, ребята, тоже являетесь юными экологами, так как вам не безразлична судьба природы.
5. Тема урока чистоты- «Природа не прощает ошибок»
Ни для кого не секрет, что наш мир стоит на пороге экологической катастрофы.
Аэродромы, пирсы и перроны,
Леса без птиц и земли без воды...
Всё меньше - окружающей природы.
Всё больше - окружающей среды.
Выражение «необходим как воздух» возникло не случайно. Человек способен без пищи прожить недели, без воды - дни, а без воздуха - минуты.
За последние 25-30 лет транспорт и промышленность взяли из атмосферы больше кислорода, чем его потребило человечество за весь антропоген, то есть за 2-3 миллиона лет. В атмосферу выбрасывается сера, азот, цинк, калий, ядовитые вещества. Только углекислого газа ежегодно в мире выбрасывается 5 млрд тонн, что может привести к потеплению, частичному таянию полярных льдов и повышению уровня Мирового океана. Возможные отрицательные последствия для человечества в этом случае трудно даже вообразить. Состояние природы начинает угрожать существованию самого человека. За нарушение законов биосферы человек уже расплачивается своим здоровьем. Но самое страшное, что за это придётся платить и будущим поколениям. Единственное спасение - в том, чтобы услышать голос природы, подчиниться её законам, отказаться от потребительского отношения к Земле и её богатствам. Единственное спасение - в экологической культуре.
6. Проблемная ситуация «Нужны ли комары?»
Учитель: Один рыбак на всю жизнь запомнил урок экологической культуры, который дал ему старый эвен - житель колымской тайги. Они ловили рыбу на берегу реки, но в тайге были тучи комаров. «Эх, нашёлся бы учёный, который бы истребил всю эту «нечисть»!» - в сердцах воскликнул рыбак. Эвен, который сидел рядом, не говоря ни слова, взял только что пойманного хариуса и разрезал ножом его толстое брюшко. Желудок рыбы был наполнен … комарами.
7. Интерактивная беседа
Учитель: Какой же экологический урок дал старый эвен рыбаку?
Примерные ответы детей:
- Если уничтожить комаров, то исчезнет и рыба, которая ими питается. А если исчезнет рыба, будут голодать люди.
- В природе всё находится в равновесии, всё связано.
- Природа очень разумна. Она сама регулирует количество всех живых организмов.
Учитель: Да, в природе всё взаимосвязано, эту взаимосвязь и изучает экология. А можете ли вы привести свои примеры такой взаимосвязи?
Примерные ответы детей:
- Аральское море, которое обмелело и высохло оттого, что из него забрали много воды на полив хлопка.
- В Китае были уничтожены миллионы воробьёв, после чего развелось огромное количество вредителей. И китайцы стали покупать воробьёв в других странах.
- В Норвегии уничтожили хищных птиц, чтобы сохранить куропаток. Но куропатки вскоре погибли от эпидемии. Оказывается, ястребы и совы поедали больных птиц, выполняли роль санитаров, а значит предотвращали эпидемии.
8. Инсценировка
(Участвуют А.Джалаева, Б.Манджиева, и А.Бамбышева)
Степь: Здравствуйте, ребята! Ох, как я устала!
Девочки: А от чего ты устала?
Степь: Видите, как я выгорела летом. Беспощадное лето сожгло всю траву.
Девочки: Ой, а что это за черные пятна?
Степь: Это следы пожаров. Кто-то бросает в степи стеклянные бутылки. Через стекло, как через лупу, солнечные лучи зажигают траву. Так случаются пожары в степи. Выгорают большие площади. Долго потом пожарные спасали пастбища.
Девочки: А что это у тебя?
Посмотрите, сколько мусора выбрасывают люди на улицы поселка и в степи. Тяжело дышать через мусор, который лежит на свалках.
9. Информационный блок «Законы экологии»
Учитель: Как видим, природа очень жестоко наказывает тех, кто не выполняет её законов. А между тем этих законов всего четыре. Их так легко запомнить!
Итак, четыре закона экологии. Их сформулировал американский учёный Барри Коммонер. Эти законы мы записали на доске.
Первый закон: «Всё связано со всем». Действие этого закона мы уже видели на наших примерах.
Второй закон гласит: «Всё должно куда-то деваться». Ничто не исчезает бесследно, в том числе и мусор, который закапывают или сжигают. Из одного вещества возникает другое, при этом отравляется воздух, меняется климат, болеют люди.
Третий закон: «Ничто не даётся даром». Всё, что мы выиграли, взяв у природы, она заберёт у нас другими путями. Уничтожили воробьёв - вредители съели весь урожай, отстреляли хищных птиц - исчезли куропатки. За всё приходится платить.
Четвёртый закон: «Природа знает лучше». Человек, самонадеянно желая «улучшить» природу, нарушает ход естественных процессов. У природы нет никаких отходов: для любого органического вещества в природе существует фермент, способный это вещество разложить. Ну а человек создал и продолжает создавать громадное число химических веществ и материалов, которые попадая в природную среду, не разлагаются, накапливаются и загрязняют её.
Экологическая культура заключается в том, чтобы знать и выполнять эти законы.
10. Виртуальный экологический рейд. «Какие законы нарушены?»
(Слайды № 10-16)
Учитель: Сейчас мы проведём рейд по улицам наших городов и увидим, выполняют ли его жители экологические законы? А вот и первый нарушитель. Завод сбросил в реку сточные воды, загрязнённые ядовитыми веществами. Чем это грозит водоёму и жителям города? Какой экологический закон нарушен? И как правильно действовать в этой ситуации? (Просмотр слайдов).
Примерные ответы детей:
- Эти вещества обязательно осядут на растениях и водорослях, живущих в реке. Растения и водоросли попадут в желудок травоядным рыбам вместе с ядовитыми веществами. Если травоядную рыбу съест хищная, токсичные вещества переселятся уже в её организм. Последняя же может попасться на крючок человеку, и тогда человек по закону получит пищевое отравление.
- Нарушены первый и второй экологические законы.
- Нужно пропустить промышленные отходы через очистку.
11. Просмотр видеоролика «Экологическая корова»
Учитель: Какие выводы вы можете сделать после просмотра этого фильма?
- А вы не обращали внимание на то, где часто пасутся наши коровы?
- У дороги. И у дороги поедают траву, на которой оседают выхлопные газы от проезжающих машин. Конечно, можно задуматься, какое молоко потом даст корова.
- Нарушены первый и второй экологические законы.
Учитель: Идём дальше. Что-то трудно становится дышать! Ага, это дворники сжигают листву, чтобы не вывозить её за город. Чем это грозит нам, и какой экологический закон дворники нарушают?
Примерные ответы детей:
- Листва городских деревьев накапливает огромное количество токсических веществ: от автомобилей, заводов. Её обязательно нужно уничтожать.
- Типичное нарушение второго закона: дворники думают, что листья сгорят и просто исчезнут, но это не так: листья, сгорая, отравляют воздух, вызывая болезни людей.
- Листья категорически запрещается сжигать, их нужно вывозить за город.
Учитель: В цветочном магазине покупаем упаковку удобрения «биогумус».На упаковке написано, что это удобрение произведено из обыкновенного мусора, а произвёл его необыкновенный червяк, выведенный калифорнийскими учёными! Интересная информация! Читаем дальше. Эти черви пожирают любой органический материал: опилки, бумагу, картон, гнилые овощи и т.д., превращая всё это в чрезвычайно ценное органическое удобрение - биогумус. А вот полиэтилен, металл и стекло червяк не ест, он его просто не переваривает. Калифорниец удивительно прожорлив: он съедает в сутки два раза больше, чем весит, а ещё он не прихотлив и прекрасно чувствует себя при температуре от +4 до +40 градусов С. Живёт этот труженик целых 16 лет.
Как вы думаете, люди, которые вывели такого червяка, нарушили законы экологии или нет?
Примерные ответы детей:
- Это, наоборот, строгое выполнение законов экологии.
- Тут выполняется второй закон: «Всё должно куда-то деваться». Мусор не превращается в токсические отходы, а даёт пищу червяку и становится ценным удобрением.
- А ещё и четвёртый закон выполняется: «Природа знает лучше». Червяк существо природное, он и знает, как лучше переработать отходы.
Учитель: Мы выехали в Юстинский район и в окрестностях поселков Полынный и Смушковое мы застряли в барханах. Что такое? Пустыня? Да! И создал ее сам человек, потому что бездумно обращался с землей, выпасая на одном месте много скота. Желая провести воду, вырыли русло канала, Вода пришла, а дальше канал не прорыли. Слишком дорого! Теперь Степь перерезана бесполезными широкими каналами. Через эти каналы не могут пробежать быстрые сайгаки, особенно сайгачата. К каким последствиям для степи это может привести? Какой закон нарушают люди, желая улучшить природу?
Примерные ответы детей:
- Ни в коем случае нельзя этого делать! Наши земли могут превратиться в безжизненную пустыню. Сайгаки уже не водятся возле нашего поселка.
- Нарушается четвёртый закон природы: «Природа знает лучше». Наши предки знали и соблюдали этот закон, перегоняя свои стада с места на место, т.е. кочевали.
Учитель: Ну что ж, я вижу, вы неплохо усвоили законы экологии. А это уже один из признаков экологической культуры.
12. Литературная композиция
Земля наша плачет, тревогу бьет.
Ее загрязняет и губит народ.
Реки, озера, леса и луга
Не страдали раньше так никогда.И воздух стал грязен, и лес оскудел,
И океана таков же удел.
Лес от пожаров все чаще страдает,
И живность в лесу от того погибает.Вот экология - модное слово,
Раньше природа не знала такого,
Банки, бутылки в кусты не бросали,
В реку отходы и нефть не сливали.Крысы и мыши теперь процветают,
Ценные виды, увы, исчезают,
Кто сигаретой себя отравляет,
Кто-то наркотики употребляет.Наша планета пока что жива,
Но без защиты погибнет она!
Если хотите, чтоб мир стал зеленым,
Не вырубайте березы и клены!Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни!
13. Чтение сочинения
ученицы 11 класса Лауреата Международного конкурса «Зеленая планета» Бамбышевой Валерии «Сказ о том, как не расцвел тюльпан»
В месяц лошади в степи начинают цвести тюльпаны. Степь словно примеряет новый красивый наряд из цветов, прикрывающий неприглядную растительность, оставшуюся с прошлогодней зимы.
Где-то глубоко под землей проснулся тюльпан, он был совсем еще юный, и ему так захотелось наверх, на волю. И вот назначенный час случилось чудо! Тюльпанчик с трудом пробился сквозь толщу земли и осторожно выпустил сначала один листок, потом другой.
Тюльпанчик выпрямился, потянулся и замер. Вокруг лежала широкая необъятная степь. Как красиво! Жаркие лучи яркого солнца сразу обогрели цветок, легкий ветерок ласково погладил его зеленые листочки и нежный бутон. Тюльпанчик расцветал раньше всех, набирался сил и наслаждался теплым, весенним солнышком.
«Ах, как хорошо! Я чувствую чистый воздух каждым своим лепестком! Скоро я вырасту, и все увидят мою красоту! Я, как и другие тюльпаны, буду украшением степи, все будут любоваться нами.»
Настал день, когда маленький тюльпанчик должен был расцвести. Его бутон раскрывался по одному лепестку, и весь мир замер в ожидании чуда: сейчас все увидят удивительно красивый тюльпан насыщенно-красного цвета. И вот когда последний лепесток готов был открыться, тюльпан подумал: «Ну, вот я и расцвел! Здравствуй, мир!» Он оглянулся вокруг и увидел всю красоту калмыцких степей. Ярко светит солнце, в чистом небе поют жаворонки, ковер из зеленой травы застилает всю степь.
«Как красиво!» - подумал тюльпанчик. Но вдруг на тюльпанчик подул слабенький ветерок, и он почувствовал, что что-то зацепилось за стебель. Тюльпанчик увидел, что его опутала налетевшая откуда-то прозрачная пленка. Он не знал, что это был целлофановый пакет, оставленный детьми во время похода. Тюльпанчик чувствовал, что ему трудно дышать, что пленка перекрыла ему доступ к кислороду.
«Почему я не могу дышать? Что случилось? Нет, я погибну без свежего воздуха!» - испуганно подумал тюльпанчик, чувствуя, что слабеет. Тюльпанчик не хотел погибать, ведь он только расцвел, увидел свет, он хотел увидеть другие тюльпаны, познакомиться с ними. Но он не мог ничего поделать…
«Прощай, солнышко! Спасибо тебе за то, что обогрело меня, когда я расцвел! Спасибо, что улыбалось мне! Прощай, голубое небо! Спасибо тебе за то, что было чистым, когда я расцвел! Прощайте, степи! Спасибо вам за то, что вырастили меня! Прощайте все!» - думал тюльпанчик.
Он уже чувствовал, что ему нечем дышать, что его стебель наклоняется к земле, а его лепестки осыпаются. И маленький тюльпанчик, первый весенний цветок, упал на землю и погиб.
После этого ушло солнце и пошел дождь, будто само небо оплакивало смерть тюльпанчика. Тяжелые капли дождя били по пакету, словно говоря: «Это ты убил тюльпанчик! Ты виноват!»
14. Беседа по прослушанной сказке
Скажите, ребята, какое впечатление произвела на вас эта сказка?
Грустная история?
А действительно ли в сказке все выдумано?
Примерные ответы детей:
- Хотя это сказка, все, что произошло с тюльпанчиком, часто бывает в степи. Мы видим, как пакеты висят на деревьях, цепляются за траву.
- А ведь полиэтиленовые пакеты разлагаются десятки лет. (Слайд № 17)
Учитель: Ребята, что мы можем сделать, чтобы не засорять окружающую среду?
Примерные ответы детей:
- Меньше покупать продукты в пакетах.
- Мы делаем из пакетов различные поделки.
Учитель: Да, я вижу, какие красивые у вас получились поделки. И нужные. Но это не решает всю проблему. Посмотрите, сейчас стали выпускать пакеты из экологически безвредного волокна. Я предлагаю разработать такое обращение к людям, в котором обратим внимание на эту проблему.
15. Работа в группах. «Обращение от имени Природы»
Учитель: Сегодня мы узнали законы экологии. К сожалению, многие не знают этих законов и загрязняют Землю, нарушают хрупкое экологическое равновесие в природе. А если бы Природа могла говорить, что бы она сказала своим детям? Давайте напишем письмо- обращение от имени природы.
Сейчас мы сформулируем и запишем наше обращение к жителям поселка, к ученикам нашей школы.
Включается музыка, в течение 5 минут дети пишут обращения.
Пришло время показать наше обращение.
К доске выходят ученики и читают обращения.
Учитель: Мы напишем наше обращение на плакате и повесим его в коридоре школы. Спасибо, надеюсь, что ваши слова будут услышаны.
16. Заключительная беседа «Убивай зверей внутри себя»
Учитель: Сегодня мы говорили о законах экологии. Знание и выполнение этих законов - важнейший признак экологической культуры. Но этого не достаточно. Нужна ещё и экология души. Прочитайте эпиграф к нашему классному часу. Это строки поэта Евгения Евтушенко.
О чём говорит здесь поэт?
Примерные ответы детей:
- Что нужно беречь природу.
- Что нельзя убивать зверей.
- Что нужно любить самую маленькую былиночку и букашку.
Учитель: Поэт призывает убивать зверей внутри себя. Что это за звери?
Примерные ответы детей:
- Это жадность, зависть, глупость, злоба, хитрость, трусость, лесть, подлость, бездушие, хвастливость, гордыня и т.д.
- Это всё плохое, чёрное, дикое, что есть в человеке.
- Это то, что мешает человеку полюбить другого человека и весь мир.
Учитель: Мне кажется, вы все правы. Звери внутри нас - это плохие качества характера, которые мешают нам полюбить другого человека, полюбить мир, полюбить природу.
И мы должны постоянно истреблять этих зверей в своём сердце. Тогда и наши экологические знания и умения пойдут на пользу природе.
17. Подведение итогов (рефлексия)
Учитель: Что вам запомнилось из сегодняшнего разговора?
Можете ли вы считать себя экологически культурными людьми?