Методическая разработка урока русского языка «Знаки препинания в предложениях с обособленными приложениями»

Разделы: Русский язык

Класс: 8

Ключевые слова: обособленные приложения


Методическая разработка урока русского языка для обучающихся 8 класса по теме «Знаки препинания в предложениях с обособленными приложениями» составлена с использованием УМК «Русский язык», 5-9 классы под редакцией Быстровой Е.А.

Это первый урок темы «Обособление приложений». В основе занятия - технология сотрудничества с элементами проблемного обучения.

Учитель при командной работе класса ставит целью достижение следующих образовательных результатов: развитие умения работать в группе, в паре, развитие умения анализировать и сопоставлять предложенную информацию, выделять общее и частное, на основании самостоятельного поиска приходить к решению учебных задач.

Используется два вида оценки образовательных результатов:

  • командная самооценка предметных результатов (правильность изложения материала, логика, чёткость),
  • индивидуальная оценка личностных результатов.

Формы контроля развивающие: самоконтроль, взаимоконтроль, самостоятельная проверка по эталону, - позволяют обучающимся видеть проблемы и совершенствовать предметные результаты.

Цели урока: формирование умения правильного пунктуационного оформления обособленных приложений на основе исследования предложенного языкового материала.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Используемая технология: технология сотрудничества с элементами проблемного обучения.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные результаты:

  • распознавание обособленных приложений в тексте;
  • знание основных правил обособления приложений и умение применять полученные знания на письме;
  • построение речевых высказываний на основе исследования предложенного языкового материала.

Метапредметные результаты:

познавательные:

  • развитие умения анализировать предложенную информацию и делать выводы для решения учебных задач;
  • развитие умения сопоставлять характеристики объектов по одному (нескольким) признакам; выявлять сходство и различия, общее и частное, целое и часть
  • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач;
  • фиксировать информацию разными способами (словесно, схематично).

регулятивные:

  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
  • самостоятельная работа с материалом, составление плана и последовательности действий;
  • контроль и оценивание своей деятельности с целью внесения необходимых корректив в план действий.

коммуникативные:

  • взаимодействие в группе (в паре) одноклассников, распределение ролей при выполнении учебной задачи;
  • развитие умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать мысль;
  • оформление высказывания в устной и письменной форме.

Личностные результаты:

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию;
  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве в процессе познавательной деятельности;
  • развитие логического мышления, культуры речи;
  • эмоционально-ценностное отношение к выразительности и богатству русского языка.

Решаемые учебные задачи:

  • актуализировать знания по теме «Обособленные члены предложения» «Приложение»;
  • познакомить обучающихся с основными правилами обособления приложений, способами его выражения и систематизировать сведения об условиях их обособления;
  • формировать умение обучающихся обособлять приложения.

Оборудование: доска, компьютер, проектор.

Формы урока: групповая, индивидуальная, коллективная.

Приложение 1

Приложение 2

1. Мотивация учебной деятельности

Добрый день! Я рада новой встрече с вами и надеюсь, что наше общение на уроке будет полезным и интересным. Давайте поприветствуем друг друга улыбкой, поделимся хорошим настроением.

2. Актуализация знаний

Проверка усвоения теоретических знаний

  • Какие члены предложения называются обособленными?
  • Как можно выделить обособленные члены в устной речи и на письме?
  • Вспомните, когда выделяются запятыми обособленные определения. Давайте повторим случаи обособления определений.

Проверка усвоения практических навыков

Выполняем схематический диктант с объяснением постановки знаков препинания.

  • Я видел недалеко от берега большой чёрный плавник, быстро рассекающий воду.
  • Ветер, на редкость тёплый, дул с юга.
  • Родители встретили её, сильно озябшую, в промокшем плаще.
  • Ослеплённый мраком, старик долго стоял без движения.
  • Сосна, сухая, посеребрённая, долго ещё стояла над болотами.

Взаимопроверка по эталону, представленному на экране.

3. Целеполагание

Разберем предложения. В чем особенность этих предложений? Каким членом предложения являются выделенные слова?

Ветер захлопнул калитку.

Ветер-шалун захлопнул калитку.

Ветер, известный шалун, захлопнул калитку.

Как называются такие определения, выраженные именем существительным?

(Учебник: приложение - разновидность несогласованных определений)

Итак, приложение - это

  • определение, которое выражено существительным,
  • даёт предмету другое название, новую характеристику,
  • сочетается по форме с существительным, называющим предмет.

Какую функцию выполняет приложение в предложении?

  • На какие вопросы отвечает приложение?
  • Каким членом предложения оно является?
  • Чем отличается нераспространённое приложение от распространённого?

Поменяем место определяемого слова в последнем предложении. В этом случае поставим запятую?

Известный шалун_ветер захлопнул калитку.

О чём мы сегодня будем говорить? Какова тема нашего урока? (Знаки препинания в предложениях с обособленными приложениями)

Какова цель урока? Узнаем об обособлении приложений, научимся находить их в предложениях и тексте. Выберем знаки препинания для обособления приложения: запятая или тире.

4. Этап реализации поставленных задач

Групповая работа

Исследование предложенных вариантов и определение условий обособления приложений.

Наблюдение над случаями обособления приложений. В ходе наблюдения составляется таблица, которая записывается в раздел тетради-справочника «Таблица обобщающего характера».

Задание для групп обучающихся

Изучить предложения. Расставить знаки препинания так, как подсказывает интуиция. Определить условия обособления приложений. В таблицу справочника записать правило и пример.

Предложения

Обособляются

Задание для 1 группы

Обособляются распространённые приложения, если стоят после нарицательного существительного

[Нар. сущ + приложение]

За весной, красой природы, лето знойное пройдёт

Орлы, редкие жители тайги, свили гнёзда в недоступной вышине

Берёзонька-беляночка, красавица лесов, проснулась спозараночку от птичьих голосов

Один из ямщиков, весьма высокий мужчина, вылез из саней, молча отвязал свою тройку

Задание для 2 группы

Мы, врачи, давали клятву Гиппократа и обязаны её сдержать

Обособляются любые приложения, относящиеся к личному местоимению.

[Личное мест. + прилож.]

Его, бывалого охотника, заинтересовало это явление.

Врач, она не могла оставить своих больных

Ровесники годами, близкие родственники, они почти никогда не разлучались

Задание для 3 группы

Я старался представить себе капитана Миронова, моего будущего начальника, и представлял его сердитым строгим стариком

Обособляются приложения,
относящиеся к имени собственному и стоящие после него

[Имя собственное + приложение]

Сестра Лена, студентка Московской консерватории по классу скрипки, писала о своих успехах

Владимир Даль, ровесник и друг Пушкина, по образованию врач, - автор «Толкового словаря живого великорусского языка»

Анатолий Демидов, сын русского посла во Флоренции, прогуливался однажды в окрестностях Помпеи с художником Брюлловым

Максим, спортсмен- спелеолог, рассказывал много интересного о пещерах Кавказа

Задание для 4 группы

Упрямец во всем, Илья Матвеевич оставался упрямцем в учении.

Обособляются приложения, имеющие добавочное обстоятельственное значение причины (так как, потому что, «будучи») или уступки (хотя, несмотря на то что)
[приложение (обст. знач.) + определяемое слово]

Мой лучший друг, Ваня и в этот раз пришёл мне на помощь

Человек общительный, Иван Матвеевич легко знакомился с разными людьми

Любительница мелодрам, я не буду смотреть фильмы ужасов

Пьер, как законный сын, получил всё

Выступление обучающихся.

Проверка с комментированием по эталону.

Особые случаи обособления приложения.

Работа в парах

Изучить предложения. Определить условия обособления приложений.
Знаки препинания расставлены.

Он мечтал о поездке в Италию - вторую родину художников.
Мальчик Кипренский - побочный сын бригадира Дьяконова - был с ранних лет предоставлен самому себе.
М.Ю.Ломоносов - замечательный русский учёный и поэт - родился в 1711 г.

Тире используется, когда нужно подчеркнуть значение уточнения, пояснения.
Перед приложением можно вставить слова а именно.
Подчёркивается самостоятельность приложения в конце предложения.

Если приложению придаётся особое значение, оно может выделяться тире (в конце и середине предложения). При ответах обучающиеся могут назвать любое из условий обособления приложений.

5. Этап первичного закрепления изученного материала

Конструирование предложений.

Составить из двух предложений одно. Выделите обособленное приложение.

  1. Ежегодно весной в Ясную Поляну приезжает большое количество посетителей. Ясная Поляна - музей-усадьба Льва Толстого.
  2. Исаак Ильич Левитан написал много картин, посвящённых осени. Исаак Ильич Левитан -певец русской природы.

Перестройте предложения так, чтобы именные сказуемые стали обособленными приложениями.

  1. Берёзка - любимое дерево русского народа.
  2. В.И.Даль - ровесник и друг А.С.Пушкина.
  3. Звёзды - живые цветы неба. Москва - столица России.

Работа в парах

Представлены фрагменты из поэмы М.Ю.Лермонтова «Мцыри». Определите условия обособления приложений.

  1. Теперь один старик седой,
    Развалин страж полуживой,
    Сметает пыль с гранитных плит.
    (Обособленное приложение после определяемого слова)

  2. Грозой оторванный листок,
    Я вырос в сумрачных стенах.
    (Относится к личному местоимению)

  3. Где порой
    В глубокой скважине стены, дитя неведомой страны,
    Прижавшись, голубь молодой,
    Сидит, испуганный грозой.
    (Обособленное приложение в позиции после определяемого слова)

6. Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону

Выясните, в каких предложениях при помощи тире выделяется приложение.

  1. Этим летом я поехал в Тарусу - тихий городок на Оке.
  2. На собрании присутствовал почётный гость - знатный купец Прохор.
  3. Яков Степанович - человек до всего любопытный, вникающий в суть любого дела и неслыханно скромный.
  4. Шмидт - это человек, рождённый и воспитанный морем.
  5. Остров затянулся туманом - серой неподвижной мглой.

Ключ 1, 2, 5

7. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

Мы, замечательные ученики, изучили сегодня приложение.

Обучающиеся соотносят цели, которые они ставили на уроке, с результатами своей деятельности на уроке.

Организуется самооценка:

  • Сегодня на уроке я научился…
  • Мне было интересно…
  • Мне было трудно…
  • Своей работой на уроке я доволен (не совсем, не доволен), потому что…

8. Домашнее задание

  1. Выписать 5 предложений с приложением из повести И.С.Тургенева "Ася".
  2. Упр. 111.