Методическая разработка урока русского языка для обучающихся 8 класса по теме «Знаки препинания в предложениях с обособленными приложениями» составлена с использованием УМК «Русский язык», 5-9 классы под редакцией Быстровой Е.А.
Это первый урок темы «Обособление приложений». В основе занятия - технология сотрудничества с элементами проблемного обучения.
Учитель при командной работе класса ставит целью достижение следующих образовательных результатов: развитие умения работать в группе, в паре, развитие умения анализировать и сопоставлять предложенную информацию, выделять общее и частное, на основании самостоятельного поиска приходить к решению учебных задач.
Используется два вида оценки образовательных результатов:
- командная самооценка предметных результатов (правильность изложения материала, логика, чёткость),
- индивидуальная оценка личностных результатов.
Формы контроля развивающие: самоконтроль, взаимоконтроль, самостоятельная проверка по эталону, - позволяют обучающимся видеть проблемы и совершенствовать предметные результаты.
Цели урока: формирование умения правильного пунктуационного оформления обособленных приложений на основе исследования предложенного языкового материала.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Используемая технология: технология сотрудничества с элементами проблемного обучения.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные результаты:
- распознавание обособленных приложений в тексте;
- знание основных правил обособления приложений и умение применять полученные знания на письме;
- построение речевых высказываний на основе исследования предложенного языкового материала.
Метапредметные результаты:
познавательные:
- развитие умения анализировать предложенную информацию и делать выводы для решения учебных задач;
- развитие умения сопоставлять характеристики объектов по одному (нескольким) признакам; выявлять сходство и различия, общее и частное, целое и часть
- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач;
- фиксировать информацию разными способами (словесно, схематично).
регулятивные:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
- самостоятельная работа с материалом, составление плана и последовательности действий;
- контроль и оценивание своей деятельности с целью внесения необходимых корректив в план действий.
коммуникативные:
- взаимодействие в группе (в паре) одноклассников, распределение ролей при выполнении учебной задачи;
- развитие умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать мысль;
- оформление высказывания в устной и письменной форме.
Личностные результаты:
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве в процессе познавательной деятельности;
- развитие логического мышления, культуры речи;
- эмоционально-ценностное отношение к выразительности и богатству русского языка.
Решаемые учебные задачи:
- актуализировать знания по теме «Обособленные члены предложения» «Приложение»;
- познакомить обучающихся с основными правилами обособления приложений, способами его выражения и систематизировать сведения об условиях их обособления;
- формировать умение обучающихся обособлять приложения.
Оборудование: доска, компьютер, проектор.
Формы урока: групповая, индивидуальная, коллективная.
1. Мотивация учебной деятельности
Добрый день! Я рада новой встрече с вами и надеюсь, что наше общение на уроке будет полезным и интересным. Давайте поприветствуем друг друга улыбкой, поделимся хорошим настроением.
2. Актуализация знаний
Проверка усвоения теоретических знаний
- Какие члены предложения называются обособленными?
- Как можно выделить обособленные члены в устной речи и на письме?
- Вспомните, когда выделяются запятыми обособленные определения. Давайте повторим случаи обособления определений.
Проверка усвоения практических навыков
Выполняем схематический диктант с объяснением постановки знаков препинания.
- Я видел недалеко от берега большой чёрный плавник, быстро рассекающий воду.
- Ветер, на редкость тёплый, дул с юга.
- Родители встретили её, сильно озябшую, в промокшем плаще.
- Ослеплённый мраком, старик долго стоял без движения.
- Сосна, сухая, посеребрённая, долго ещё стояла над болотами.
Взаимопроверка по эталону, представленному на экране.
3. Целеполагание
Разберем предложения. В чем особенность этих предложений? Каким членом предложения являются выделенные слова?
Ветер захлопнул калитку.
Ветер-шалун захлопнул калитку.
Ветер, известный шалун, захлопнул калитку.
Как называются такие определения, выраженные именем существительным?
(Учебник: приложение - разновидность несогласованных определений)
Итак, приложение - это
- определение, которое выражено существительным,
- даёт предмету другое название, новую характеристику,
- сочетается по форме с существительным, называющим предмет.
Какую функцию выполняет приложение в предложении?
- На какие вопросы отвечает приложение?
- Каким членом предложения оно является?
- Чем отличается нераспространённое приложение от распространённого?
Поменяем место определяемого слова в последнем предложении. В этом случае поставим запятую?
Известный шалун_ветер захлопнул калитку.
О чём мы сегодня будем говорить? Какова тема нашего урока? (Знаки препинания в предложениях с обособленными приложениями)
Какова цель урока? Узнаем об обособлении приложений, научимся находить их в предложениях и тексте. Выберем знаки препинания для обособления приложения: запятая или тире.
4. Этап реализации поставленных задач
Групповая работа
Исследование предложенных вариантов и определение условий обособления приложений.
Наблюдение над случаями обособления приложений. В ходе наблюдения составляется таблица, которая записывается в раздел тетради-справочника «Таблица обобщающего характера».
Задание для групп обучающихся
Изучить предложения. Расставить знаки препинания так, как подсказывает интуиция. Определить условия обособления приложений. В таблицу справочника записать правило и пример.
Предложения
|
Обособляются |
Задание для 1 группы |
Обособляются распространённые приложения, если стоят после нарицательного существительного [Нар. сущ + приложение] |
За весной, красой природы, лето знойное пройдёт |
|
Орлы, редкие жители тайги, свили гнёзда в недоступной вышине |
|
Берёзонька-беляночка, красавица лесов, проснулась спозараночку от птичьих голосов |
|
Один из ямщиков, весьма высокий мужчина, вылез из саней, молча отвязал свою тройку |
|
Задание для 2 группы |
|
Мы, врачи, давали клятву Гиппократа и обязаны её сдержать |
Обособляются любые приложения, относящиеся к личному местоимению. [Личное мест. + прилож.] |
Его, бывалого охотника, заинтересовало это явление. |
|
Врач, она не могла оставить своих больных |
|
Ровесники годами, близкие родственники, они почти никогда не разлучались |
|
Задание для 3 группы |
|
Я старался представить себе капитана Миронова, моего будущего начальника, и представлял его сердитым строгим стариком |
Обособляются приложения,
[Имя собственное + приложение] |
Сестра Лена, студентка Московской консерватории по классу скрипки, писала о своих успехах |
|
Владимир Даль, ровесник и друг Пушкина, по образованию врач, - автор «Толкового словаря живого великорусского языка» |
|
Анатолий Демидов, сын русского посла во Флоренции, прогуливался однажды в окрестностях Помпеи с художником Брюлловым |
|
Максим, спортсмен- спелеолог, рассказывал много интересного о пещерах Кавказа |
|
Задание для 4 группы |
|
Упрямец во всем, Илья Матвеевич оставался упрямцем в учении. |
Обособляются приложения, имеющие добавочное обстоятельственное значение причины (так как, потому что, «будучи») или уступки (хотя, несмотря на то что)
|
Мой лучший друг, Ваня и в этот раз пришёл мне на помощь |
|
Человек общительный, Иван Матвеевич легко знакомился с разными людьми |
|
Любительница мелодрам, я не буду смотреть фильмы ужасов |
|
Пьер, как законный сын, получил всё |
Выступление обучающихся.
Проверка с комментированием по эталону.
Особые случаи обособления приложения.
Работа в парах
Изучить предложения. Определить условия обособления приложений.
Знаки препинания расставлены.
Он мечтал о поездке в Италию - вторую родину художников.
Мальчик Кипренский - побочный сын бригадира Дьяконова - был с ранних лет предоставлен самому себе. М.Ю.Ломоносов - замечательный русский учёный и поэт - родился в 1711 г. |
Тире используется, когда нужно подчеркнуть значение уточнения, пояснения.
|
Если приложению придаётся особое значение, оно может выделяться тире (в конце и середине предложения). При ответах обучающиеся могут назвать любое из условий обособления приложений.
5. Этап первичного закрепления изученного материала
Конструирование предложений.
Составить из двух предложений одно. Выделите обособленное приложение.
- Ежегодно весной в Ясную Поляну приезжает большое количество посетителей. Ясная Поляна - музей-усадьба Льва Толстого.
- Исаак Ильич Левитан написал много картин, посвящённых осени. Исаак Ильич Левитан -певец русской природы.
Перестройте предложения так, чтобы именные сказуемые стали обособленными приложениями.
- Берёзка - любимое дерево русского народа.
- В.И.Даль - ровесник и друг А.С.Пушкина.
- Звёзды - живые цветы неба. Москва - столица России.
Работа в парах
Представлены фрагменты из поэмы М.Ю.Лермонтова «Мцыри». Определите условия обособления приложений.
- Теперь один старик седой,
Развалин страж полуживой,
Сметает пыль с гранитных плит.
(Обособленное приложение после определяемого слова)
- Грозой оторванный листок,
Я вырос в сумрачных стенах.
(Относится к личному местоимению)
- Где порой
В глубокой скважине стены, дитя неведомой страны,
Прижавшись, голубь молодой,
Сидит, испуганный грозой.
(Обособленное приложение в позиции после определяемого слова)
6. Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону
Выясните, в каких предложениях при помощи тире выделяется приложение.
- Этим летом я поехал в Тарусу - тихий городок на Оке.
- На собрании присутствовал почётный гость - знатный купец Прохор.
- Яков Степанович - человек до всего любопытный, вникающий в суть любого дела и неслыханно скромный.
- Шмидт - это человек, рождённый и воспитанный морем.
- Остров затянулся туманом - серой неподвижной мглой.
Ключ 1, 2, 5
7. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке
Мы, замечательные ученики, изучили сегодня приложение.
Обучающиеся соотносят цели, которые они ставили на уроке, с результатами своей деятельности на уроке.
Организуется самооценка:
- Сегодня на уроке я научился…
- Мне было интересно…
- Мне было трудно…
- Своей работой на уроке я доволен (не совсем, не доволен), потому что…
8. Домашнее задание
- Выписать 5 предложений с приложением из повести И.С.Тургенева "Ася".
- Упр. 111.