Урок по теме "А и О в суффиксах наречий". 6-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 6


ТИП УРОКА: урок открытия новых знаний с использованием технологии проблемного обучения.

ЦЕЛИ УРОКА:

Образовательные:

  • повторить правила, связанные с правописанием наречий, и их алгоритмы проверить прочность усвоения темы;
  • обогащать словарный запас учащихся;

Развивающие:

  • освоить и закрепить трудные случаи правописания наречий;
  • развивать умение анализировать и синтезировать материал;
  • развивать коммуникативные способности учащихся;
  • формировать умение правильно употреблять наречия в речи.

Воспитательные:

  • воспитывать интерес и любовь к родному языку;
  • воспитывать собранность, чёткость в работе, умение работать коллективно.

Оргмомент (урок предназначен для дистанционном обучении учащихся).

1. Повторение

1) Замените подчеркнутые фразеологизмы синонимичными наречиями, запишите стихотворение заменяя фразеологизмы наречиями. Раскрыть скобки и графически объяснить правописание НЕ со словами.

Шел черепашьим шагом пес Барбос
И вот что говорил себе под нос:
« Мы жили с котом душа в душу,
Но с бухты-барахты закон нарушил.
Теперь уйду я на край света,
Никогда не передам привета».
Вы дружбу на вес золото цените,
Не бросай слова на ветер.
(Е.А.Полежаева)

ДЛЯ СПРАВОК: (не)обдуманно лишних слов (не)говорить, дружно, (не)внятно, далеко, внезапно, дорого, внезапно.

2) Запишите предложение и выполните разбор.

Справа и слева от опушки3 стоят сосны в хлопьях снега4.

(От) опушки3 - ______________________________

2. Создание проблемной ситуации

А) Читаем предложения и сразу выписываем наречия.

Учащиеся читают:

  1. Солнце изредка показывалось из-за туч.
  2. Слева возвышались горы.
  3. Я посмотрел налево.
  4. Стриж метнулся вправо.
  5. И тельца их изнеженно
    Водой омываются,
    Пятизвёздные люксы
    Не оттянут карман.
  6. Ученик повторил всё дословно.
  7. Пол был вытерт досуха.
  8. Он заново начал писать сочинение.

Наречия: изредка, слева, изнеженно, налево, вправо, дословно, досуха, заново.

Б) разберем по составу самостоятельно, затем проверим.

? От каких слов образованы данные наречия? Пишем рядом.

Например. из - редка ← редк(ий) (приставочный)

3. Формулировка темы

? С помощью чего? С помощью какого способа?

? (побуждение к формулированию проблемы): Чем отличаются данные наречия между собой?

? Над какой темой будем работать?

Тема: «Буквы А - О на конце наречий».

Какие цели для себя поставим?

Познакомиться:

- В каких случаях на конце наречий следует писать суффикс О?

- В каких случаях на конце наречий следует писать суффикс А?

- Графически объяснять правописание ^ о или ^ а.

- Когда данное правило нельзя применять?

Уметь: использовать данное правило.

- Посмотрите ещё раз на слова.

? Какие будут гипотезы о правописании а - о в суффиксах наречий?

? Попробуйте сгруппировать слова, которые образованы способом. По какому признаку это можно сделать? (суффиксы А и буква О) давайте впишем в таблицу (распечатано)

Решающая гипотеза:

Какую закономерность вы видите?

- Сформулируйте общий вывод.

Почему на конце наречий пишутся разные гласные?

Учащиеся (формулируют правило - открытие нового знания):

Отвечают на вопрос: НАРЕЧИЯ С ПРИСТАВКАМИ В -, НА -, ЗА- ПИШУТСЯ С -О НА КОНЦЕ, НАРЕЧИЯ С ПРИСТАВКАМИ ИЗ-, ДО-, С- ПИШУТСЯ С -А НА КОНЦЕ.

Правило Давайте зарисуем графически. Учебник (П) стр 206 (орфограмма), (Т) §118

Учитель: Ребята, есть очень хороший способ проверки при помощи слова ОКНО.

Чтобы проверить правильность написания наречия, образованного приставочно-суффиксальным способом, достаточно подставить слово ОКНО с таким же предлогом, как и приставка.

Учитель: А теперь обратите внимание на эти слова на доске:

ИЗНЕЖЕННО, ДОСЛОВНО

(Побуждение к осознанию противоречия).Что интересного заметили?

Учащиеся: Это наречия с приставками из-, до-, с-, у которых в суффиксе пишется буква -о

Учитель: Какой возникает вопрос? (Побуждение к формулированию проблемы).

Эти наречия образованы суффиксальным способом от прилагательных, которые уже имели приставки: изнеженный, дословный, связный.

ВЫВОД: ЕСЛИ В ИСХОДНОМ СЛОВЕ БЫЛА ПРИСТАВКА (ИЗ-, ДО-, С-), ТО НА КОНЦЕ НАРЕЧИЯ ПИШЕТСЯ - О.

4. Потренируйся

1) Усвоение новой темы. Выполняем в тетради.

Записать слова, вставляя пропущенные буквы и графически объяснить выбор буквы:

Например: С лев ^а (левый),

Созвучн…, доходчив…, издавн…, досух…, справ…, стеснительн…, дословн…, извилист…, досыт…, доверительн…, сначал…, влев…, нагол…, задолг….

2) Закрепление темы

А) Замените словосочетания одним синонимом-наречием на наше правило.

ОБРАЗЕЦ: расстаться на долгое время = надолго расстаться.

1. Плотно, вдоволь, вволю, всласть, сколько влезет поесть = _____________.

2. Выехать, пока еще светло, не стемнело = _______________.

3. Навещать нечасто, редко = _______________.

4. С давних пор, с незапамятных времен сеять = ______________.

СЛОВА ДЛЯ СПРАВОК: издавн…, досыт…, засветл…, изредк….

Б) Самостоятельная работа. Заполните таблицу, внося только суффикс А или О

1) напевн…

2) сначал…

3) добел…

4)докрасн…

1) засветл…

2) издавн…

3) запрост…

4) мягк…

1) намертв…

2) досыт…

3) сгоряч…

4) дочист…

1) налев…

2) начист…

3) занов…

4) изредк…

1) достойн…

2) наглух…

3) вправ…

4) искос…

1) занов…

2) слев…

3) дотемн…

4) слев…

Соедините все буквы А. Какая цифра у вас получилась? (ответ см. в ПРИЛОЖЕНИИ 1)

5. Итог

  • Какую цель мы поставили в начале урока?
  • Достигли ли мы цели?
  • С какой орфограммой мы познакомились сегодня на уроке?
  • В каких случаях на конце наречий следует писать суффикс О?
  • В каких случаях на конце наречий следует писать суффикс А?\
  • Какой приём можно использовать для проверки правильности написания букв О или А на конце наречий?

6. Рефлексия

А теперь оцените себя сами.

Продолжи предложение

  • Я научился…
  • Больше всего мне понравилось…
  • Труднее всего мне было…

7. Домашнее задание

  1. § 118 (Т) выучить правило, стр 208 упр. 568 (П): Списать, графически объяснить изученную орфограмму «О-А в суффиксах наречий», выполнить разбор № 4, укажите в 4-м предложении наречия - антонимы.
  2. (П) упр 566 стр 206 (письменно)

Вариант другого урока при дистанционном обучении: https://resh.edu.ru/subject/lesson/2266/start/

Приложение 2

Приложение 3