ТИП УРОКА: урок открытия новых знаний с использованием технологии проблемного обучения.
ЦЕЛИ УРОКА:
Образовательные:
- повторить правила, связанные с правописанием наречий, и их алгоритмы проверить прочность усвоения темы;
- обогащать словарный запас учащихся;
Развивающие:
- освоить и закрепить трудные случаи правописания наречий;
- развивать умение анализировать и синтезировать материал;
- развивать коммуникативные способности учащихся;
- формировать умение правильно употреблять наречия в речи.
Воспитательные:
- воспитывать интерес и любовь к родному языку;
- воспитывать собранность, чёткость в работе, умение работать коллективно.
Оргмомент (урок предназначен для дистанционном обучении учащихся).
1. Повторение
1) Замените подчеркнутые фразеологизмы синонимичными наречиями, запишите стихотворение заменяя фразеологизмы наречиями. Раскрыть скобки и графически объяснить правописание НЕ со словами.
Шел черепашьим шагом пес Барбос
И вот что говорил себе под нос:
« Мы жили с котом душа в душу,
Но с бухты-барахты закон нарушил.
Теперь уйду я на край света,
Никогда не передам привета».
Вы дружбу на вес золото цените,
Не бросай слова на ветер.
(Е.А.Полежаева)
ДЛЯ СПРАВОК: (не)обдуманно лишних слов (не)говорить, дружно, (не)внятно, далеко, внезапно, дорого, внезапно.
2) Запишите предложение и выполните разбор.
Справа и слева от опушки3 стоят сосны в хлопьях снега4.
(От) опушки3 - ______________________________
2. Создание проблемной ситуации
А) Читаем предложения и сразу выписываем наречия.
Учащиеся читают:
- Солнце изредка показывалось из-за туч.
- Слева возвышались горы.
- Я посмотрел налево.
- Стриж метнулся вправо.
- И тельца их изнеженно
Водой омываются,
Пятизвёздные люксы
Не оттянут карман. - Ученик повторил всё дословно.
- Пол был вытерт досуха.
- Он заново начал писать сочинение.
Наречия: изредка, слева, изнеженно, налево, вправо, дословно, досуха, заново.
Б) разберем по составу самостоятельно, затем проверим.
? От каких слов образованы данные наречия? Пишем рядом.
Например. из - редка ← редк(ий) (приставочный)
3. Формулировка темы
? С помощью чего? С помощью какого способа?
? (побуждение к формулированию проблемы): Чем отличаются данные наречия между собой?
? Над какой темой будем работать?
Тема: «Буквы А - О на конце наречий».
Какие цели для себя поставим?
Познакомиться: - В каких случаях на конце наречий следует писать суффикс О? - В каких случаях на конце наречий следует писать суффикс А? - Графически объяснять правописание ^ о или ^ а. - Когда данное правило нельзя применять? Уметь: использовать данное правило. |
- Посмотрите ещё раз на слова.
? Какие будут гипотезы о правописании а - о в суффиксах наречий?
? Попробуйте сгруппировать слова, которые образованы способом. По какому признаку это можно сделать? (суффиксы А и буква О) давайте впишем в таблицу (распечатано)
Решающая гипотеза:
Какую закономерность вы видите?
- Сформулируйте общий вывод.
Почему на конце наречий пишутся разные гласные?
Учащиеся (формулируют правило - открытие нового знания):
Отвечают на вопрос: НАРЕЧИЯ С ПРИСТАВКАМИ В -, НА -, ЗА- ПИШУТСЯ С -О НА КОНЦЕ, НАРЕЧИЯ С ПРИСТАВКАМИ ИЗ-, ДО-, С- ПИШУТСЯ С -А НА КОНЦЕ.
Правило Давайте зарисуем графически. Учебник (П) стр 206 (орфограмма), (Т) §118
Учитель: Ребята, есть очень хороший способ проверки при помощи слова ОКНО.
Чтобы проверить правильность написания наречия, образованного приставочно-суффиксальным способом, достаточно подставить слово ОКНО с таким же предлогом, как и приставка.
Учитель: А теперь обратите внимание на эти слова на доске:
ИЗНЕЖЕННО, ДОСЛОВНО
(Побуждение к осознанию противоречия).Что интересного заметили?
Учащиеся: Это наречия с приставками из-, до-, с-, у которых в суффиксе пишется буква -о
Учитель: Какой возникает вопрос? (Побуждение к формулированию проблемы).
Эти наречия образованы суффиксальным способом от прилагательных, которые уже имели приставки: изнеженный, дословный, связный.
ВЫВОД: ЕСЛИ В ИСХОДНОМ СЛОВЕ БЫЛА ПРИСТАВКА (ИЗ-, ДО-, С-), ТО НА КОНЦЕ НАРЕЧИЯ ПИШЕТСЯ - О.
4. Потренируйся
1) Усвоение новой темы. Выполняем в тетради.
Записать слова, вставляя пропущенные буквы и графически объяснить выбор буквы:
Например: С лев ^а (левый),
Созвучн…, доходчив…, издавн…, досух…, справ…, стеснительн…, дословн…, извилист…, досыт…, доверительн…, сначал…, влев…, нагол…, задолг….
2) Закрепление темы
А) Замените словосочетания одним синонимом-наречием на наше правило.
ОБРАЗЕЦ: расстаться на долгое время = надолго расстаться.
1. Плотно, вдоволь, вволю, всласть, сколько влезет поесть = _____________.
2. Выехать, пока еще светло, не стемнело = _______________.
3. Навещать нечасто, редко = _______________.
4. С давних пор, с незапамятных времен сеять = ______________.
СЛОВА ДЛЯ СПРАВОК: издавн…, досыт…, засветл…, изредк….
Б) Самостоятельная работа. Заполните таблицу, внося только суффикс А или О
1) напевн… |
2) сначал… |
3) добел… |
4)докрасн… |
1) засветл… |
2) издавн… |
3) запрост… |
4) мягк… |
1) намертв… |
2) досыт… |
3) сгоряч… |
4) дочист… |
1) налев… |
2) начист… |
3) занов… |
4) изредк… |
1) достойн… |
2) наглух… |
3) вправ… |
4) искос… |
1) занов… |
2) слев… |
3) дотемн… |
4) слев… |
Соедините все буквы А. Какая цифра у вас получилась? (ответ см. в ПРИЛОЖЕНИИ 1)
5. Итог
- Какую цель мы поставили в начале урока?
- Достигли ли мы цели?
- С какой орфограммой мы познакомились сегодня на уроке?
- В каких случаях на конце наречий следует писать суффикс О?
- В каких случаях на конце наречий следует писать суффикс А?\
- Какой приём можно использовать для проверки правильности написания букв О или А на конце наречий?
6. Рефлексия
А теперь оцените себя сами.
Продолжи предложение
- Я научился…
- Больше всего мне понравилось…
- Труднее всего мне было…
7. Домашнее задание
- § 118 (Т) выучить правило, стр 208 упр. 568 (П): Списать, графически объяснить изученную орфограмму «О-А в суффиксах наречий», выполнить разбор № 4, укажите в 4-м предложении наречия - антонимы.
- (П) упр 566 стр 206 (письменно)
Вариант другого урока при дистанционном обучении: https://resh.edu.ru/subject/lesson/2266/start/