Обобщение изученного материала по теме "Причастие"

Разделы: Русский язык

Ключевые слова: причастие


Технологическая карта урока

Информационно-целевой блок

Класс 7.

Предмет: русский язык.

Тип урока: обобщение и систематизация изученного.

Методическая цель урока: использование проблемных занимательных зданий, элементов игровой технологии, приемов взаимоконтроля и самоконтроля при организации индивидуальной и парной работы в рамках технологии проблемного обучения.

Цель урока: создать условия для активной познавательной деятельности обучающихся в целях обобщения и систематизации изученного учебного материала по теме «Причастие», совершенствования навыка употребления причастий в речи, развития мотивации к изучению русского языка.

Планируемые результаты:

  • личностные - коммуникативные качества при взаимодействии в паре, развитие креативного мышления в ходе работы с картинными ребусами; осознание собственных достижений при повторении и обобщении изученного материала по теме «Причастия». Воспитание информационной культуры, любви к русскому языку;
  • метапредметные - развивают навыки целеполагания; осуществляют поиск необходимой информации для выполнения различных заданий; учатся оформлять свои мысли в устной форме; развивают навыки взаимодействия при работе в паре, действия самооценки, способность к рефлексии.
  • предметные - обобщат изученный учебный материал по теме «Причастие», смогут использовать причастия в устной и письменной речи.

Методический инструментарий урока: технология проблемного обучения, элементы технологий: обучения в сотрудничестве, здоровьесберегающей технологии, игровой технологии, ИКТ.

Материальное обеспечение урока: мультимедийнный проектор, интерактивная доска, презентация к уроку, раздаточный материал.

Организационно-деятельностный блок

1 этап урока, 1 мин.

Организационный этап

Задачи этапа

Деят-ть учителя

Деят-ть обучающихся

УУД

Подготовить учащихся к продуктивной работе на уроке.

Способствует созданию условий для эффективной работы на уроке.

Готовятся к продуктивной работе на уроке.

Умение контролировать свою готовность к уроку. Принятие своей роли обучающегося, соблюдение определенных правил поведения.

2 этап, 2 мин.

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся

Сформулировать совместно с обучающимися цель урока

Предлагает обучающимся прочитать высказывание М.ВЛомоносова о причастии. «Сии глагольные имена служат к сокращению человеческого слова, заключая в себе имени и глагола силу». (Презентация)

Задаёт вопросы:

- О чем говорит великий учёный?

- Это первый урок о причастии?

- Известна ли вам тема сегодняшнего урока?

Предлагает сформулировать цели.

Анализируют высказывание М.ВЛомоносова, формулируют тему и цели урока.
1. Обобщить изученное по теме «Причастие»
2. Закрепить употребление причастий в речи.

умение действовать по инструкции, умение делать выводы, строить логически обоснованные рассуждения.

3 этап 4 мин.

Проверка задания на самоподготовку

Проверить, насколько хорошо обучающиеся освоили теоретический материал по теме «Причастие»

Напоминает обучающимся о том, что на самоподготовке они должны были повторить теоретический материал по теме причастие и ответить на контрольные вопросы учебника. (Учебник стр.73)
С целью выяснить, насколько успешно обучающиеся справились с заданием. предлагает игру «ВЕРЮ /НЕ ВЕРЮ».
Сообщает обучающимся, что каждую свою фразу будет начинать со слов « Верите ли вы….».
(Приложение 1)

Внимательно слушают учителя.
Используя сигнальные карточки голосуют за правильные ответы:
Если обучающийся считает высказывание верным, то поднимает зеленую карточку, если неверным - красную.

Осознают свои трудности и стремятся к их преодолению.
Умение контролировать и оценивать свои действия, как по результату, так и по способу действия.

4 этап урока, 25 мин.

Этап обобщения и закрепления знаний

Обобщить изученное по теме «ПРИЧАСТИЕ» 1. Предлагает обучающимся переписать предложения и расставить в них недостающие знаки препинания (Приложение 2)
Предлагает обучающимся поменяться тетрадями и проверить работу соседа по парте по эталону (Презентация), исправить ошибки, если они есть.
Предлагает обучающимся сделать вывод о постановке знаков препинания в предложениях с причастными оборотами.
Выполняют предложенные задания, осуществляют взаимоконтроль с опорой на предложенный эталон, самостоятельно делают вывод о постановке знаков препинания в предложениях с причастными оборотами. Умение выделять необходимую информацию, строить логическую цепь рассуждений, умение слушать и слышать другого человека, понимать позицию другого.
Умение учитывать выделенные преподавателем ориентиры.
Самоконтроль и самооценка на основе сравнения с эталоном, взаимоконтроль и взаимооценка при организации парной работы.

2. Предлагает обучающимся поработать с картинными ребусами. (Презентация). Глядя на изображение, они должны отгадать, зашифрованное причастие.
Сообщает обучающимся, что их задача распределить слова в два столбика.

Действительные Страдательные

Предлагает обучающимся сделать вывод о различии действительных и страдательных причастий.

Расшифровывают картинные ребусы, распределяют слова в два столбика, обобщают материал и делают вывод о различиях между действительными и страдательными причастиями.
3. Предлагает обучающимся из предложенных слов выписать только те, в которых есть ошибки, исправить их свой выбор аргументировать.
(Приложение 3)
Выписывают слова с ошибками, исправляют их, аргументируют свой выбор, делают вывод о правописании суффиксов причастий.
4. Предлагает обучающимся прочитать выписанные слова, объяснить, на каком основании они сделали свой выбор.
Предлагает обучающимся сделать вывод о правописании суффиксов причастий.
5. Проводит физминутку: если звучит причастие, обучающийся хлопает, другая часть речи - приседает.
(Приложение 4)
Выполняют предложенные задания.
6. Предлагает обучающимся поработать в парах и заполнить таблицу «Н и НН в причастиях».
Читает слова, а обучающиеся ставят плюс в нужную графу.
Предлагает сделать вывод о правописании Н и НН в суффиксах причастий.
Выполняют предложенное задание, заполняют таблицу делают вывод о правописании Н и НН в суффиксах причастий.
7. Предлагает обучающимся прочитать стихотворные строчки (Презентация) с пропущенными словами, просит восстановить пропущенные слова. Задаёт вопрос «Слова какой части речи пропущены в данных отрывках? «Какую роль играют причастия в речи?» Анализируют стихотворные строчки, вставляют подходящие по смыслу причастия, делают вывод о роли причастий в речи.

Совершенствовать навык употребления причастий в речи

8.Предлагает обучающимся прочитать текст (Приложение 6).
Задает вопрос классу «Нравится вам этот текст?», «Что в нем не так».
Предлагает обучающимся поработать в парах, отредактировать текст и прочитать, что получилось.
Предлагает обучающимся сделать вывод об использовании причастий в речи.

Читают предложенный текст, отвечают на вопросы преподавателя, Работают в парах, редактируют текст, читают получившиеся варианты, делают вывод об использовании причастий в речи.

5 этап урока, 3 мин.

Рефлексия, подведение итогов урока

Анализировать и оценить успешность достижения цели урока

Обсуждает с обучающимися поставленные в начале урока цели и успешность их достижения.

Вспоминают поставленные в начале урока цели, способы их достижения, оценивают свою деятельность на уроке.

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания.
Способность к рефлексивному мышлению.

6 этап урока, 2 мин.

Задание на самоподготовку, инструктаж по его выполнению

Подготовиться к выполнению задания на самоподготовку

Объясняет выполнение задания на самоподготовку.
(Приложение 7)

Записывают задание на самоподготовку.

Осознание важности учения, важности данного задания