Класс: 5.
Цель урока: показать роль прилагательного в тексте, повторить морфологические признаки прилагательного, их синтаксическую роль в предложении, правильно употреблять прилагательные в речи.
Задачи урока:
Планируемые образовательные результаты:
- предметные: добиться от учащихся осмысления понятия «признак» применительно к имени прилагательному, определять синтаксическую роль имени прилагательного.
- метапредметные: владеть разными видами чтения и аудирования, вычитывать все виды информации, извлекать информацию из текста, анализировать, сравнивать, делать выводы, строить рассуждения;
- личностные: формирование навыков работы в паре (договариваться о совместной деятельности и приходить к общему решению), оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь, осуществлять контроль и самоконтроль, оформлять свои мысли в устной и письменной форме, высказывать свою точку зрения, слушать других.
Ход урока
Оргмомент
- Здравствуйте, ребята. Приготовились к уроку? Давайте настроимся на рабочий лад. Проверьте, все ли рабочие принадлежности на столе. Все готовы? Присаживайтесь, и начнём работу. Открываем тетради, записываем число, классная работа. А тему урока вы узнаете из стихотворения.
Целеполагание и постановка учебных задач. Работа по теме урока:
Я слово ищу необычное, звучное,
Особое, сильное, самое лучшее,
Короткое, длинное, красное, синее,
Неброское, яркое, очень красивое,
Оно уменьшительное или ласкательное,
Его называют ещё …(прилагательное)
- Запишите тему урока Имя прилагательное
Актуализация знаний, умений.
- Итак, сегодня у нас пойдёт разговор об удивительной части речи. Всё к чему прикасается прилагательное преображается удивительным образом.
- А что обозначает прилагательное? (Обозначает признак предмета).
- А теперь давайте вспомним, на какие вопросы отвечает имя прилагательное. (какой, какая, какое, какие, чей, чья, чьё, чьи, каков)
- Давайте послушаем сказку, да не простую, а грамматическую.
СКАЗКА
В алфавите все буквы дружили с Именем Существительным. Оно было доброе и очень трудолюбивое. Оно постоянно что-нибудь сочиняло и мастерило. И нужен был ему помощник, который пояснял бы все предметы, придуманные Существительным, и во всём бы ему подчинялся. И вот тогда -то буква И взялась помочь Существительному. Она собрала все буквы алфавита, и стали они думать, как назвать помощника. - Ну, раз он будет прилагаться к Имени Существительному, то и назовём его - Имя Прилагательное. Так и родилось Имя Прилагательное с покладистым характером, и с удовольствием согласовывалось с Существительным, да вот незадача: не было у Прилагательного собственного рода, числа и падежа. «А что, если мне попросить их у Существительного, хотя бы на время?» - догадалось как-то Прилагательное. Существительному очень пришлась по душе эта просьба. Захотело оно иметь помощника и поделилось с ним грамматическими значениями рода, числа и падежа. Так и живут до сих пор Имена Существительные с Прилагательными. Вместе - служба, вместе - и дружба!
- А вы, ребята, как поняли эту сказку? ( Прилагательное и существительное связаны, стоят в одном и том же роде, числе и падеже).
- А теперь попробуем составить словосочетания. У существительных и прилагательных определить род, число (подписываем сверху) (Слайд 1)
Добросовестный |
погода |
фарфоровая |
рассказ |
интересный |
чашка |
ненастная |
ученик |
вкусный |
хвост |
лисий |
пирог |
(Ребята по одному выходят к доске и записывают словосочетания, определяя род и число)
(Добросовестный ученик, фарфоровая чашка, интересный рассказ, ненастная погода, вкусный пирог, лисий хвост)
- Всё правильно! Молодцы!
- И ещё один важный вопрос. Нам необходимо выяснить, каким членом предложения является имя прилагательное.
На слайде записано предложение, в котором вам надо найти имена прилагательные и определить, каким членом предложения они являются. Можете посовещаться в парах. Запишите в тетрадь предложение, подчеркните имена прилагательные как члены предложения. (один ученик у доски)
Свежий воздух тих и прозрачен.
Вывод: чаще всего имена прилагательные являются определениями, но могут и выступать в роли сказуемых. Это краткие прилагательные , которые отвечают на вопросы КАКОВ?, КАКОВА?, КАКОВО?, КАКОВЫ? О них вы будете говорить позже)
Закрепление изученного материала
Откройте учебник на странице 93. Выполняем упражнение 609. (письменно). По одному предложению пишут на доске. Задать вопрос к прилагательному в скобках записать, определить род, число, падеж у сущ, у прил. Такие же.
Шляпка гриба, покрытая (какой?) тёмно-коричневой кожицей (ж. р., тв. п., ед. ч.), держится на (какой?) крепкой ножке (ж. р., предл. п., ед. ч.). Снизу шляпка затянута (какой?) белой плёнкой (ж. р., тв. п., ед. ч.). Когда её уберешь, откроется нижняя (какая?) желтоватая сторона (ж. р., вин. п., ед. ч.) шляпки.
(Если успеют. Слайд. Выпишите имена существительные вместе с именами прилагательными и определите у нах род, число и падеж.)
А кругом р…са ж…мчужная
Отливала блёстки алые,
И над озером серебряным
Камыши, склонясь, шепталися.Ночью темень, ночью тишь.
Рыбка, рыбка, где ты спишь?
Лисий сле… ведёт к норе,
Сле… собачий - к конуре.роса жемчужная - ж. р. , ед. ч. , И. п.
блёстки алые - мн. ч., И. п.
над озером серебряным - ср. р., ед. ч., Т.п.
след лиси - м. р. , ед. ч., И. п.
след собачий - м. р. , ед. ч., И. п.
Подведение итогов
- Итак, сегодня мы вспомнили, что такое имя прилагательное.
- Что же такое прилагательное?
- На какие вопросы они отвечают?
- С какой частью речи связано?
- Каким членом предложения может быть?
Домашнее задание.
- Мама, какая она. Написать 10 прилагательных к слову мама.