Русский язык
-
"Пчела трудится — для Бога свеча пригодится" (урок развития речи, создание лингвокультурологического портрета слова "труд") 2009
В работе представлен конспект урока, представляющий собой урок развития речи, систематизирующий лексический, фольклорный, литературный, художественный материал по теме труда. Цель урока – формирование представления о труде в системе духовных, нравственных ценностей русского народа. В основе – лингвокультурологический подход к изучению языка.
-
Урок развития речи "Употребление обращений в лирике А.Решетова" 2009
Представленный урок проводится в 8-м классе с целью обобщения прежних и получения новых знаний. На уроке учащиеся знакомятся с творчеством нашего земляка А.Решетова, что позволяет реализовать региональный компонент на уроках русского языка.
-
Вводный урок по теме "Служебные части речи" 2009
Урок рассчитан на учащихся, обучающихся по общеобразовательной программе, по учебнику Т.А. Ладыженской. На уроке использованы игровые технологии, дифференцированное обучение, личностно ориентированный подход.
-
Бинарный урок развития речи (русский язык + ИЗО) в 5-м классе 2009
В ходе бинарного урока развития речи (русский язык и ИЗО) обучающиеся знакомятся с особенностями натюрморта как жанра живописи, развивают умения собирать материал к сочинению, строить ответ в определенной композиционной форме, совершенствовать написанное, формируются навыки рецензирования ответа по данному плану.
-
Информационные технологии как средство развития познавательного интереса учащихся на уроках русского языка 2009
Применение информационных технологий совершенствует все виды познавательных мотивов, прежде всего интерес к знаниям, к содержанию и процессу учения. В той мере, в какой ученик участвует в поиске и обсуждении разных способов решения проблемы, у него, безусловно, совершенствуются и учебно-познавательные мотивы – интерес к способам добывания знаний.
-
Дидактическая игра. Повторение изученного по теме "Словообразование", 5-й класс 2009
Данная разработка представляет собой урок обобщающего повторения по теме. Использование нетрадиционной формы урока – урок-путешествие, занимательный материал помогут сделать урок интересным и эффективным. Литературные сказки, кроссворды воспитывают интерес к родному языку и навыки самостоятельной работы.
-
Конспект урока по русскому языку для подготовки к ГИА в 9-м классе на тему "Правописание Ь иЪ". Обобщение материала 2009
Урок позволяет повторить правописание мягкого и твердого разделительных знаков, написание мягкого знака после шипящих; падежные окончания прилагательных и существительных, корни с чередованием.
-
Русский язык. "Связь слов-признаков со словами-предметами" 2009
Урок применения знаний на практике с целью развития умения подбирать к словам-предметам слова-признаки.
-
Урок русского языка в 9-м классе по теме "Понятие о сложноподчиненном предложении. Подчинительные союзы и союзные слова" 2009
В последнее время большое развитие получает коммуникативное направление в обучении русскому языку, то есть на первое место ставится обучение языку как средству общения. Поэтому не случайно в учебниках русского языка особое внимание уделяется работе с текстом. Текст является одним из средств создания на уроках русского языка речевой среды, направленной на развитие коммуникативных способностей учащихся.
-
Открытый урок по русскому языку. 5-й класс. "Род имен прилагательных" 2009
Цель урока: создать условия для успешного овладения знаниями, умениями, навыками по данной теме, а именно – познакомить учащихся с грамматической категорией рода имени прилагательного; развивать связную речь, воспитывать интерес к родному языку и уважительное отношение к высказываниям своих одноклассников.
-
Информационные технологии на уроке русского языка. Урок "Тире между подлежащим и сказуемым" (8-й класс) 2009
Данный урок построен по классической схеме (повторение, объяснение нового материала, закрепление, самостоятельная работа, дача домашнего задания). Использование мультимедийной установки для презентации даёт возможность оптимально использовать время каждого этапа урока, разнообразить формы опроса, объяснение новой темы.
-
Использование текстов и заданий малых форм для формирования ключевых компетенций 2009
Статья посвящена описанию методической системы по развитию правописных и речевых умений учащихся на уроках русского языка и литературы. В статье приводятся примеры тренировочных упражнений: имеющие смысловую значимость для учеников, с жесткой установкой, c заданным механизмом выполнения, упражнения условно-коммуникативного характера.
-
Урок русского языка в 5-м классе по теме "Подготовка к изложению с изменением лица рассказчика по тексту В.П. Астафьева" 2009
На конкурс представлен урок развития речи. Учащимся дается текст В.П. Астафьева, в котором предлагается найти лексические, синтаксические выразительные средства, определить тип речи, стиль, тему, идею произведения, а также написать изложение с дополнительным заданием (изложить содержание одной из частей от 3-го лица).
-
Урок русского языка по теме "Имя существительное" 2009
Представленный план урока по русскому языку для 6-го класса поможет молодым учителям сделать урок более содержательным, интересным, вызвать у учащихся интерес к изучению предмета, развить творческие навыки. Приложение содержит презентацию.
-
Урок развития речи в 7-м классе по теме "Текст" 2009
Обучение языку через создание текста.
-
Интегрированный урок (русский язык + литература + география) в 6-м классе "Морская регата" 2009
Автор считает, что игровая форма урока повторения, сопровождаемого презентацией, способствует лучшему общению знаний об имени числительном, развитию творческого мышления учащихся, а обращение к материалу уроков географии позволит расширить кругозор детей.
-
Открытый урок русского языка в 5-м классе. Описание животного по картине А.Н. Комарова "Наводнение" 2009
Основная задача урока – развитие монологической речи учащихся: устной и письменной. Даются предложения – образцы правильной и выразительной речи, разнообразные задания для самостоятельной работы. В тетради накапливается материал, что облегчает самостоятельную работу учащихся над сочинением. Структура урока традиционна: слово о художнике, описание картины, вывод.
-
Описание картины И.К. Айвазовского "Девятый вал" 2009
Урок поможет познакомить учащихся с художником и его полотнами, а также развивать словарный запас, умение грамотно и точно строить высказывание.
-
Интегрированный урок "Цветочный вернисаж" 2009
Описание картины — один из видов творческих работ, вызывающих затруднения у учащихся. Поэтому первый урок должен быть ярким, зримым, запоминающимся. На начальном этапе предлагается нарисовать букет цветов — любой, по индивидуальным впечатлениям. А в процессе исследования картины сравнить свое творчество с творчеством художника.
-
Урок русского языка в 3-м классе по теме "Состав слова" с использованием презентации 2009
Во время урока-игры "Счастливый случай" ученики приобретали и тренировали важные качества, так как кем бы ни стали они в будущем, им всегда пригодятся сообразительность, логичность, внимательность, острый глазомер и воображение. Во время игры мои ученики формировали такие полезные привычки, как настойчивость, аккуратность, терпение.
-
Закрепление темы "Однородные члены предложения" (день святого Валентина). 8-й класс 2009
Занятие имеет два смысловых "стержня" – однородные члены предложения, знаки препинания в предложениях с однородными членами и традиции празднования Дня святого Валентина. Все тексты для грамматических заданий связаны между собой тематически, адаптированы автором для выполнения разнообразных упражнений.
-
Урок русского языка в 4-м классе "Путешествие в Цартсво местоимений" 2009
Урок знакомит с ролью местоимений в речи, своеобразием личных местоимений; развивает умение распознавать местоимения в тексте, стихотворениях, правильно употреблять в речи. Развивает орфографическую зоркость, обогащает словарный запас слов.
-
Русский язык и культура речи: опыт преподавания в средней школе 2009
Умение говорить ценилось во все времена и у всех народов. Владение хорошей речью остаётся важным не только для политика и адвоката, журналиста и учителя. Наше впечатление о человеке во многом зависит от его манеры говорить. А то, как мы говорим, определяет, будем ли мы услышаны и правильно поняты.
-
Самооценка учащихся на уроках русского языка как фактор повышения качества знаний, умений, навыков 2009
Прием самооценки позволяет научить детей вчитываться, всматриваться в написанное, вслушиваться в то, о чем говорят на уроке, понимать сказанное и исправлять ошибки (обязательное условие — коллективная проверка заданий и упражнений вслух). Важно, чтобы учитель рядом с оценкой ученика ставил свою оценку. В статье дается конспект урока русского языка в 8-м классе.
-
Проблемное обучение как способ повышения эффективности учебного процесса на примере уроков русского языка 2009
Проблемное обучение заключается в создании проблемных ситуаций, осознании, принятии и разрешении этих ситуаций в процессе совместной деятельности ученика и преподавателя при максимальной самостоятельности первого и направляющем руководстве второго. Сущность проблемного обучения сводится к активной мыслительной обработке задания и самостоятельного вывода.
-
Конспект урока русского языка в 11-м классе на тему "Обособленные обстоятельства" 2009
Изучение новой темы проходит в форме игры, в которой участвуют группы лингвистов, словесников, друзей русского языка. Учащимися делаются заготовки для домашней работы: составляются причастные и деепричастные обороты для сочинения-миниатюры.
-
Урок русского языка в 5-м классе "Память и грамотность" 2009
На данном уроке изучается роль зрительной, слуховой, речедвигательной и рукодвигательной памяти в формировании орфографической грамотности. С этой целью учащимися осваивается понятие о таких видах памяти. Изучение и отрабатывание навыков использования этих видов памяти на орфографическую грамотность происходит поэтапно.
-
Урок по теме "Буквы Ы-И после приставок на согласный" 2009
Целью урока является изучение и закрепление знания написания букв Ы-И после приставок на согласные З и С.
-
Комплексный анализ текста в 5-м классе с интегрированием элементов урока рисования 2009
Урок представляет собой нестандартный подход к работе над комплексным анализом текста с интегрированными элементами урока рисования. Современное требование методики требуют слияния «обучения языку и речи в единое целое». Комплексная работа позволяет проверить грамматические умения и навыки, знания, связанные с речевым развитием школьников.
-
Интеллектуальная игра "Умники и умницы" 2009
В век обязательной сдачи Единого государственного экзамена по русскому языку после девятого и одиннадцатого классов как никогда актуальна игровая работа на уроках, чтобы привлечь внимание обучающихся, заинтересовать нестандартными формами и методами работы.