Русский язык
-
Урок – творческая лаборатория по теме "Обособленные члены предложения" (на материале картины В.А. Серова "Девочка с персиками"), 8-й класс 2009
Использование картин и искусствоведческого текста на уроках обобщающего повторения позволяет заинтересовать учащихся, расширить их словарный запас, учит эстетическому восприятию прекрасного, а также способствует формированию прочных знаний по русскому языку и культуроведческой компетенции.
-
Совершенствование речевой культуры младших школьников на уроках родного языка в процессе овладения лексическими нормами (на основе паронимов) 2009
Перед учителем русского языка стоит задача не только расширить словарный запас ученика, показать ему неисчерпаемые богатства русской речи, законы построения словосочетаний и предложений, но и, что более важно и ценно, добиться от учащихся активного владения богатствами русской устной и письменной речи.
-
Интегрировнный урок-размышление "Разговор о добром" 2009
Интегрированный урок-размышление (русский язык + литература + история + обществознание) построен на основе прочтения и анализа выпускниками книга Д.С. Лихачёва "Письма о добром и прекрасном". Автор ставил перед собой цель: познакомить учащихся с фактами биографии Д.С. Лихачёва и его книгой; "Письма о добром и прекрасном"; помочь сопоставить жизненные взгляды выдающегося учёного современности со взглядами молодого поколения.
-
Открытый урок по русскому языку в 3-м классе по теме "Имена существительные, отвечающие на вопросы кто? и что?" 2009
Данный урок демонстрирует различные виды работ: творческое мышление, обогащение словарного запаса, групповая работа, умение сравнивать и классифицировать слова.
-
Открытый урок по русскому языку в 3-м классе. Тема: "Учимся обозначать звук [ы] после звука [ц]" 2009
Урок проводится по программе "Начальная школа XXI века". Цели данного урока: формирование умения обозначать звук [ы] после [ц] буквами и или ы, закреплять умения писать слова с проверяемой безударной гласной в корне слова и написание сложных слов, воспитывать коммуникативные качества, чувство взаимопомощи.
-
Тема урока "Роль определений в тексте" 2009
На данном уроке учащиеся не просто закрепляют полученные знания, но и учатся оформлять текст, подбирая яркие, образные определения (эпитеты). Также на данном уроке проводится сочинение-миниатюра с использованием определений. Как правило, данный урок проводится во время изучения пьесы-сказки С.Я. Маршака "Двенадцать месяцев")
-
Урок по русскому языку "Проблемный и стилистический анализ текста" 2009
Урок готовит к написанию сочинения-рассуждения по прочитанному тексту с оценкой языкового оформления и выражением своего отношения к проблеме, поставленной автором.
-
Открытый урок по русскому языку для 3-го класса. Тема: "Правописание безударных гласных и парных согласных в корне слова" 2009
Урок проводится с целью упражнять учащихся в освоении способа действия для определения правописания безударных гласных и парных согласных в корне слова. Дети учатся распознавать данные орфограммы и доказывать правильность своего выбора. Продолжается работа над предложением и текстом, над разбором слов по составу, над развитием начальных представлений о словообразовании.
-
Обобщающий урок по теме "Имя прилагательное" в 6-м классе 2009
В качестве иллюстративного материала автор работы использует легенды Саратовского края. Эти же легенды могут быть использованы на уроках развития речи.
-
Урок русского языка в 6-м классе "Разряды местоимений" 2009
Цели урока: систематизировать знания о грамматических признаках местоимений; сформировать умения правильно определять морфологические признаки местоимений; закреплять умения выполнять морфологический разбор местоимений; показать особенности использования местоимений в литературных текстах.
-
Комплексный анализ на уроках русского языка 2009
Использование текста в качестве опорной, ключевой единицы курса родного языка создает условие для практической деятельности учащихся, в ходе которой формируются знания о системе языка, орфографические и пунктуационные навыки, развиваются коммуникативные умения. Автор предлагает небольшие по объему тексты для комплексного анализа.
-
Урок развития речи. Подготовка к сочинению по картине Ф.П. Решетникова "Опять двойка" 2009
Цели урока: раскрыть основную мысль картины; подготовить учащихся к описанию изображённого на картине, активизировать лексику ребят, пополнять их словарный запас; средствами урока воспитывать сознательное отношение к учёбе; показать, какие огорчения приносит в свою семью ученик-двоечник.
-
Урок русского языка в 7-м классе. Обобщение по теме "Предлог" 2009
Данный урок - 2-й из завершающих уроков по теме "Предлог". На предыдущем уроке отрабатывались практические умения и навыки по употреблению предлогов в разных падежах, обособлению предложно-падежных конструкций. Поставленные образовательные, развивающие и воспитательные задачи были реализованы на уроке обобщения и систематизации сведений о предлоге как части речи.
-
Письмо: вчера, сегодня, завтра 2009
Материалы урока позволяют познакомить учащихся с понятием "эпистолярный жанр" и "письмо", формировать навыки делового этикета, культуры общения. Опережающее задание – найти в литературных произведениях образцы писем – формирует у учащихся интерес к классической литературе, дает возможность прикоснуться к вершинам эпистолярного жанра.
-
Обобщающий урок по теме "Причастие" 2009
Задания и вопросы урока нацелены на то, чтобы повторить и обобщить сведения о причастии как части речи (по программе В.В. Бабайцевой) и как формы глагола (по традиционной программе), а также в урок включены задания на закрепление навыков правописания суффиксов причастий и умение видеть предложения, осложненные причастным оборотом.
-
Сценарий урока по русскому языку "Односоставные предложения с главным членом — сказуемым" 2009
Представленный урок имеет практическую направленность. При помощи тестов, работы с текстом, материалом учебника, написания сочинения учащиеся учатся различать односоставные и двусоставные предложения; находить односоставные предложения по их значению, структурным особенностям; работать с синонимичными предложениями.
-
Урок русского языкаю Тема: "Спряжение глаголов" 2009
Урок-сказка с элементами уровневой дифференциации. Цель урока: обобщить и систематизировать знания о правописании безударных личных окончаний глагола. В ходе урока дети учатся применять алгоритм «Как определить спряжение глагола с безударным личным окончанием».
-
Слова с проверяемыми и непроверяемыми безударными гласными в корне слова 2009
Представленный в статье урок предназначен для закрепление знаний учащихся о способе проверки безударных гласных в корне. Разноплановые задания урока способствуют развитию орфографической зоркости, памяти и мышления.
-
Текст. Признаки текста. Анализ текста. Урок русского языка в 10-м классе 2009
Урок обобщения знаний о тексте, его признаках и направлениях его анализа. Использование презентации позволяет не только акцентировать внимание на ключевых моментах темы, но и осуществить быструю самопроверку. Четкие параллели с заданиями ЕГЭ позволяют выстроить логику урока, поддерживают у учащихся уверенность в практической значимости данного материала.
-
Программа элективного курса "Русская словесность" для учащихся 9-х классов 2009
Программа элективного курса «Русская словесность» рассчитана на 34 часа и предназначена для предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов, интересующихся русским языком и желающих изучить его глубоко. Занятия способствуют формированию профессионального интереса к лингвистике, научному анализу слова, знакомят с методами его исследования.
-
Урок-путешествие по теме "Буквы Е и И в корнях с чередованием" (5-й класс) 2009
Использование урока-путешествия позволяет учащимся легко запомнить новый материал, способствует наиболее прочному усвоению изучаемой орфограммы.
-
Урок русского языка в 6-м классе в специальном (коррекционном) классе VIII вида по теме "Имя существительное" 2009
Несмотря на особенности обучения детей с ОВР, изучение грамматики и правописания при надлежащем отборе материала и правильной системе работы становится доступным. В статье приведен пример урока, в котором обилие творческих заданий и заданий для самостоятельной работы помогает детям лучше усвоить материал и способствует развитию их речи.
-
Урок обучения грамоте (письмо) по теме "Заглавная (прописная) буква" 2009
Урок направлен на то, чтобы воспитывать положительное отношение к письму. Весь урок проходит в форме игры. Игра способствует созданию коммуникативных ситуаций. В нее вовлекаются даже пассивные ученики. Чувство равенства, атмосфера увлеченности дают возможность ребятам преодолеть стеснительность, скованность, усталость.
-
Открытый урок по русскому языку в 5-м классе. Тема: "Гласные и согласные звуки. Правописание безударных гласных" 2009
Данный урок направлен на решение задач закрепления навыка различения гласных и согласных звуков и формирования умения находить орфограммы в корне с безударной гласной, проверяемой ударением.
-
Обобщающий урок в 6-м классе по теме "Нужны ли нам местоимения?" 2009
В статье предложен урок в игровой форме. Кроссворды и игровые задания должны повысить интерес учеников к теме занятия, помочь обобщить, закрепить и привести в систему все знания, связанные с местоименем.
-
Урок-модуль "Не" с различными частями речи" 8–9-й классы 2009
Данная работа представляет собой модульный урок повторения орфографии. Работа интересна тем, что в ней представлены все изученные правила написания НЕ с различными частями речи.
-
Урок по русскому языку в 6-м классе "Не" с именами прилагательными" 2009
В статье представлена разработка модульного урока. Предложенные практические задания помогают систематизировать полученные знания и навыки по данной теме.
-
Урок русского языка в 11-м классе на тему: "Обобщение и повторение вводных и вставных слов, словосочетаний, предложений" 2009
Урок проводится в рамках подготовки учащихся к сдаче ГИА за курс полной средней школы в формате ЕГЭ с целью обобщения и повторения ими одной из наиболее сложных тем курса русского языка 8-го класса. Урок предусматривает разноуровневые дифференцированные задания, алгоритмизированные задания, отработку материала в виде теста, развитие речевых навыков.
-
Урок русского языка по теме "Экскурсия в Княжество Имени Существительного" 2009
Игра-экскурсия помогает детям в занимательной форме применить и совершенствовать полученные в ходе предыдущих уроков знания и умения по определению морфологических признаков имен существительных. Выполнение тестовых заданий по компьютерной программе 1С: Репетитор "Русский язык" и по компьютерной презентации формируют умения работы с тестами.
-
Из опыта проведения групповых форм работы на уроках русского языка 2009
В настоящее время в учебном процессе особое место занимают такие формы занятий, которые обеспечивают активное участие в уроке каждого ученика, повышают авторитет знаний и индивидуальную ответственность, способствуют созданию атмосферы сотрудничества и коллективизма. Особое внимание уделяется таким формам, как лекция, семинар, практикум, консультация, зачет.