Оборудование: портрет Д.И. Менделеева, компьютер, мультимедийный проектор.
Цели урока:
– образовательная: закрепить понятие о видах
связи слов в словосочетании; формировать умения
определять способ связи слов в словосочетаниях,
преобразовывать словосочетания одного
грамматического значения в синонимичные с
другим видом связи; рассмотреть трудные случаи
управления;
– развивающая: используя межпредметные связи,
способствовать развитию творческих
способностей и познавательного интереса
учащихся, расширять их словарный запас;
– воспитательная: воспитывать патриотические
чувства и гражданскую гордость за своих
соотечественников, самостоятельность,
трудолюбие.
Методы: репродуктивный, частично-поисковый.
Формы организации: фронтальный опрос, самостоятельная работа.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Введение.
Сегодня нам предстоит закрепить понятие о видах связи слов в словосочетаниях, а делать это мы будем на текстах, знакомящих нас с личностью великого учёного Д.И. Менделеева. (Слайд1)
(Запись темы урока на доске и в тетрадях.)
Эпиграф:
Мир сложен, он полон событий, сомнений,
И тайн бесконечных, и смелых загадок,
Как чудо природы, является гений
И в хаосе этом наводит порядок.
О.Н. Смолякова (Слайд 2)
– Вдумаемся в эпиграф. Как вы его понимаете?
(Мир огромен, но во власти человека навести порядок. Это делает гений.)
– Назовите антонимы.
(Хаос, порядок.)
– Синонимы?
(Тайны, загадки.) (Слайд 3)
– Сегодня на уроке мы постараемся навести порядок в наших знаниях о словосочетании и, может быть, раскроем какие-то тайны. Но начнём мы с небольшой проверочной работы в тетрадях. Я даю толкование слова, а вы записывайте само слово. (Слайд 4)
3. Лексический диктант.
– Проведем взаимопроверку. (Слайд 3)
4. Актуализация домашнего задания.
– Дома вы знакомились с деятельностью и биографией Д.И.М
енделеева. Чем вас удивил этот человек?– Синтаксический разбор предложения (один ученик выполняет на доске).
(Слайд 4)
Менделеев великий русский учёный
, прославившийся энциклопедическими знаниями. (Знаки препинания не расставлены.)– Проверка. Объясните постановку тире. (Слайд
5)– Почему стоит запятая?
– Назовите в этом предложении словосочетания.
(Великий учёный
, русский учёный, прославившийся учёный, энциклопедическими знаниями.) (Слайд 6)– Почему не назвали “Менделеев-учёный”?
(Это предложение.)
5. Фронтальный опрос.
– В каком разделе науки о языке изучаются предложение и словосочетание?
– Что такое словосочетание?
– Как определить главное и зависимое слова?
– С какими видами связи слов в словосочетании мы познакомились на прошлом уроке?
– Что называется согласованием?
– Что называется управлением?
– Что называется примыканием? (Слайд 8)
– Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с темой "Связь слов в словосочетании”.
(Слайд 9) (
Ученик читает текст).6. Углубление знаний.
Работа с текстом.
1. Менделеев-это великий русский учёный – энциклопедист, химик, физик, технолог, геолог, метеоролог. 2. Родился он 27 января 1834 года в Тобольске в небогатой, но родовитой семье. 3. Он был младшим семнадцатым ребёнком в семье. 4. Отец после рождения сына сразу же ослеп и на плечи матери легли все заботы. 5.Она, заметив необыкновенные способности Дмитрия, отдала его учиться в Тобольскую гимназию. 6. А после окончания гимназии в Педагогический Институт, где он учился с удивительным старанием.
1) Чтение текста учащимся.
2) Объясните орфограммы в словах.
3) Найдите в этом тексте словосочетания по схемам,
данным на доске, запишите их в столбик.
2 предложение. Гл.+сущ.пр.пад. упр. Допол.
2 предложение. Прил.+сущ.пр.п. согл. Опред.
4 предложение. Гл.+сущ.вин.пад. упр. Допол.
5 предложение. Гл.+гл. н.ф. неделимое с/с, стр.40 № 2 ---
5 предложение. Гл.+ деепр. прим. Обст.
3 предложение. Числ.(пор.)+сущ, согл. Опред.
Один учащийся работает у доски.
родился в Тобольске
в небогатой семье
легли на плечи
отдала учиться
отдала, заметив
семнадцатым ребёнком
4) Определить вид связи слов в словосочетании. Докажите.
Учитель.
– Мы выполнили синтаксический разбор словосочетания.
– Менделеев был семнадцатым ребёнком в семье, и никто тогда не представлял себе, что он
, спустя много лет, станет великим человеком.– Как вы думаете, благодаря чему он стал гением?
(Усердию, старанию, прилежанию.)
Словарно-орфографическая работа.
Учился Д.И. Менделеев с особым прилежанием и окончил Петербургский педагогический институт с золотой медалью. Работал учителем в Крыму и Одессе, а потом – преподавал в институте. (Слайд 10)
– Объясните написание и в слове прилежание, е – в слове преподавать.
– Сообщение ученика о происхождении слов.
(Слайд 11)
– В каком словаре можно узнать о происхождении слов?
(В этимологическом.)
– Да, Д.И.Менделеев, оказывается, преподавал в институте, т.е. передавал свои знания студентам. Величайшим достижением творческой деятельности Д.И. Менделеева было открытие периодического закона и создание периодической системы химических элементов.
–
Чтение учащимся текста об истории создания периодической системы.(Слайд 12)
История об открытии Менделеевым периодического закона во сне основана на реальных фактах, рассказанных А.А.Иностранцевым. Как-то он зашёл к Менделееву в кабинет и застал Дмитрия Ивановича в мрачном состоянии. Менделеев пожаловался: “Всё в голове сложено, выразить таблицей не могу”. А несколько позже выяснилось, что он трое суток, не ложась спать, работал у своей любимой конторки, но попытки скомбинировать результаты своей мысленной конструкции в таблицу оказались неудачными. В конце концов, учёный крайне утомлённый лёг спать. “Вижу таблицу, где элементы расставлены как нужно. Проснулся, тотчас записал на клочке бумаги”,-вспоминал он.
– Посмотрим на написанную самим автором открытия рукописную табличку. К тому времени было известно всего чуть более 60 элементов с их атомным весом (сейчас их почти вдвое больше). Идея расположить элементы по порядку возрастания их атомного веса совершенно естественна и банальна. Сложнее было заметить периодические закономерности в этом ряду. Свою таблицу Д. Менделеев создал в 35 лет.
– Что означает слово скомбинировать?
(Соединить, собрать.)
– Как называется данный ряд слов?
(Синонимы.)
– Для какого стиля речи характерно слово
“скомбинировать”?– Составьте словосочетания с разными видами связи со словом скомбинировать. Можно ли с этим словом составить словосочетание со связью согласование? Образуйте однокоренное слово и составьте.
(Скомбинировать результаты, скомбинированный результат, хотел скомбинировать.)
Проверочная работа по карточкам. Самопроверка.
Раздаются карточки с дифференцированными заданиями по вариантам – красные, синие, зелёные.
Учитель.
Сейчас познакомимся с материалом, который надо запомнить. Запишем два примера. Чем они отличаются? (Слайд 13)
– Если количественное числительное в именительном падеже, то оно всегда будет главным словом в словосочетании, связь – управление; в другом падеже – зависимое слово, связь – согласование.
– Выполняем упр.№71.
7. Итог урока
.Чтение эпиграфа. Тему рассматривали на примере текста о жизни нашего соотечественника, великого учёного Д.И. Менделеева. Его стремление к новому, неизведанному – пример для нас. Посмотрим, установился ли порядок в наших знаниях о словосочетании.
Тест. (Слайд 14)
8. Оценивание.
9. Релаксация
.Что для вас показалось трудным?
10. Домашнее задание:
выполнить № 74 или составить 5 предложений о деятельности Д.И.Менделеева, выписать 3 словосочетания с разными видами связи. (Слайд 15)