Урок русского языка в 5-м классе "Письмо моей семье"

Разделы: Русский язык


Тема: Письмо моей семье.

Цели: Повторить виды писем, закрепить навык написания личного письма, развивать воображение, расширять кругозор, воспитывать интерес к истории страны, патриотизм.

Оборудование: Видеофильм «Шедевры Третьяковки» (А. Лактионов «Письмо с фронта», Н. Бут «Письмо»), аудиозапись песни «В землянке» (сл. В. Суркова, муз. К. Листова).

Ход урока

I . Вступительное слово учителя (звучит песня «В землянке»)

Девятого мая 2010 года весь мир отметит 65-летие Победы над фашизмом. Чем дальше отдаляется от нас время войны, тем ярче высвечивает оно романтические лица того времени. Это были крепкие, мужественные, добрые люди, это их руками созидалось великое дело, это они вынесли на своих плечах неслыханную войну. И может быть, лучшая память о них сегодня - сохраненные солдатские письма. Они были единственным средством общения воинов со своими близкими.

II . Чтение эпиграфа

Как раскладывать по кварталам
Голоса всех живых и мертвых,
Что дошли, словно гул металла,
В треугольниках полустертых?
К. Симонов. «Иван да Марья»

1. О каких треугольниках говорит поэт? (О солдатских письмах с фронта, они были сложены треугольниками, шли не в конвертах, на них не было марок.)

Ребята, давайте попробуем сложить эти треугольники.

2. Фронтовики писали письма домой в короткие минуты отдыха между боями. (Песня «В землянке».)

Я хочу представить вам картину художника Н.Я. Бута «Письмо».

А) Кого и где изобразил художник? (Бойцы спят после тяжелого боя, крупным планом изображены три воина, рядом с пожилым бойцом – молодой, прижался к нему, как к отцу.)

Б) Что их может ожидать завтра?

В) Кто главный герой картины? (Солдат, который не спит, а на небольшом листке бумаги на прикладе автомата пишет письмо.)

3. О чем же писали солдаты своим родным и близким? (Ученица читает письмо с фронта.)

Привет с фронта! Здравствуйте, мои дорогие!

Очень был рад вашему письму, ибо оно – первая весточка из родных мест. Две недели наш полк вел тяжелейшие бои. Никого из тех, с кем начинал я службу, не осталось. Никого. Одни ранены, другие погибли. Сейчас пока тихо, только стреляют снайперы.

Мои дорогие! Очень тяжело переношу разлуку с вами. Вы часто снитесь мне по ночам. Постоянно думаю о том, как вы перезимуете. Очень прошу тебя, Нина, береги себя и наших детей. Тебя и детей забуду только тогда, когда меня не будет на этой земле.

До свидания, крепко целую и обнимаю вас всех.

Николай Иванов, ваш отец и муж.

III . Ребята, перед вами картина художника А. Лактионова «Письмо с фронта», которая выставлена в Третьяковской галерее.

1. Послушаем историю создания картины. (Видеофильм.)

А) Кто изображен в центре картины? (Сын, который читает письмо отца.)

Б) Как вы думаете, какие вести в письме, почему? (Хорошие, долгожданные, потому что все улыбаются.)

В) Почему не читает письмо жена?

Г) Кто доставил семье весточку с фронта?

2. О чем написал отец? (Видеофильм.)

Мои родные!

Добрый день или вечер, я не знаю, это дело почтальона. Он, лейтенант Андрей Петров, лежал со мной в госпитале, выписался, едет к матери в деревню.

В первых строках своего письма сообщаю, что лежу в госпитале, был ранен, врачи говорят, что я быстро выздоравливаю, удивляются. Я много думаю о вас. Получили ли вы мои письма, здоровы ли, все ли у вас в порядке? Очень беспокоюсь за вас, но сердце подсказывает, что все будет хорошо, а будет еще лучше, когда я вернусь, разбив фашистов. Доченька, когда я уходил, ты была совсем крохой, помнишь ли ты папу? Сынок, помогай маме!

До свидания, мои любимые!

Крепко вас целую и обнимаю, ваш отец и муж.

IV . Ребята, вы попробуете написать письмо от имени мальчика к товарищу о весточке от отца. (О письме семье.)

1. Вспомните, пожалуйста, какие виды писем вы знаете?

2. Каким будет письмо мальчика? (Личным.)

Ребята, написать интересное письмо – настоящее искусство. Фронтовые письма нельзя считать образцом, потому что они писались в необычных условиях.

3. Какие слова обязательны? (Здравствуйте, до свидания.)

Слова-подсказки (на парте):

Дорогой…
Хочу рассказать тебе о…
Я очень благодарен…
Большое спасибо…
Напиши мне о…
С нетерпением жду ответа…

План написания письма (на парте):

1. Приветствие или обращение – имя того, кому предназначено письмо.

Здравствуйте…

2. Вступление – вопросы, отражающие интерес к жизни адресата, добрые слова в его адрес, пожелания.

3. Основная часть – изложение информации, интересующей адресата.

4. Заключение – выражение уважения, любви, преданности, формулы прощания.

Дата

                              

Подпись

V . Работа по группам

Ребята, сейчас работая в группах, вы попробуете написать письмо от имени мальчика. У вас получится рассказ в рассказе. Ваше письмо не должно быть большим, пользуйтесь словами-подсказками, на работу отводится 5-10 минут.

VI . Проверка работ, чтение писем

Дорогой Витя, здравствуй!

Большое спасибо тебе за письмо. Я очень рад тому, что у вас все хорошо.

Дорогой Витя! Ты просил меня написать о моем отце. Вот уже три дня, как я хожу веселый и счастливый, потому что мы получили письмо от папы. Оказывается, он ранен, лежит в госпитале, сейчас выздоравливает. Вот почему от него не было долго никаких вестей.

Письмо принес лейтенант Петров, который лечился в том же госпитале. Отец очень скучает, переживает за нас. Папа наказал мне заботиться о семье, помогать маме.

Я думаю, что скоро война кончится, отец вернется домой, и мы заживем счастливо, как в довоенное время.

Витя, напиши мне о своем отце. Где он воюет, как здоровье твоей мамы, сестренки?

Я желаю вам крепкого здоровья, добрых вестей с фронта.

До свидания, дорогой друг! Надеюсь, что скоро встретимся.

С нетерпением жду ответа.

15 сентября 1943 года

                              

Твой друг Павел

VII . Ребята, сегодня на уроке вы вспомнили, как писать личные письма, услышали письма фронтовиков, сами написали письмо другу о весточке от отца.

На следующих уроках мы продолжим изучение темы «Письмо».

(Выставление оценок за урок.)

VIII . Домашнее задание

Написать письмо от имени почтальона (фронтовые письма).

(Звучит песня «В землянке».)