Тип урока: урок усвоения и первичного закрепления новых знаний.
Используемые технологии и методики: модульная и традиционная технологии; информационно-аналитические методики (кластеры, «тонкие» и «толстые» вопросы, таблицы, ключевые слова).
Цели урока:
Обучающий аспект:
- Формирование СУН:
- сформировать понятие «формообразующие частицы» на этапе усвоения новых знаний (УЭ 6);
- сформировать умение отличать частицы от других частей речи на этапе подготовки к активной учебно-познавательной деятельности (УЭ 4);
- сформировать умение различать значения частиц на этапе подготовки к активной учебно-познавательной деятельности (УЭ5);
- Развитие СУН:
- развить умение различать виды предложений по цели высказывания на этапе первичной проверки новых знаний (УЭ 7);
- закрепить умение образовывать условное и повелительное наклонения глагола на этапе первичной проверки усвоения новых знаний (УЭ 7) и на этапе первичного закрепления знаний (УЭ 8);
- закрепить умение расставлять знаки препинания при обращении на этапе первичного закрепления новых знаний (УЭ 8);
- закрепить умение классифицировать орфограммы по видам на этапе проверки выполнения домашнего задания (УЭ 2);
- закрепить знания о частицах на этапе подготовки к активной учебно-познавательной деятельности (УЭ 3).
- развитие ОУУН:
- развивать учебно-информационные умения и навыки (умение работать с текстом учебника на этапе усвоения новых знаний);
- развивать учебно-интеллектуальные умения и навыки (умение самостоятельно выполнять упражнения на всех этапах урока, умение осуществлять самоконтроль на этапах организации начала занятия, проверки выполнения домашнего задания и подготовки к активной учебно-познавательной деятельности, первичной проверки усвоения новых знаний, контроля и самопроверки знаний; взаимоконтроль на этапе подготовки к активной учебно-познавательной деятельности);
- развивать учебно-организационные умения и навыки (умение рационально планировать свою деятельность на этапе подготовки к активной учебно-познавательной деятельности (УЭ 5).
Воспитывающий аспект:
- Отношение к другим:
- воспитывать доброжелательное отношение друг к другу при совместной работе, взаимопомощь на этапе подготовки к активной учебно-познавательной деятельности;
- Отношение к себе:
- воспитывать умение выполнять упражнения строго по алгоритму на всех этапах урока;
- воспитывать требовательность к себе и другим на всех этапах урока;
- Отношение к обществу, коллективу:
- воспитывать умение слушать и говорить на этапах проверки выполнения домашнего задания, усвоения новых знаний, подведения итогов урока, рефлексии.
Развивающий аспект:
- Развитие речи:
- развитие речи при написании сочинения на этапе первичного закрепления знаний;
- развитие общеучебных умений и навыков (самостоятельности, рационального планирования своей деятельности), осуществление контроля и самоконтроля на разных этапах урока);
- развитие устной и письменной речи на всех этапах урока;
- Развитие сенсорной сферы:
- развитие зрительного анализатора на всех этапах урока;
- Развитие двигательной сферы:
- развитие двигательной моторики мышц руки при работе с таблицами на этапе проверки домашнего задания;
- развитие двигательной сферы во время взаимопроверки на этапе подготовки к активной учебно-познавательной деятельности;
- Развитие мышления:
- развитие понятийной формы мышления (понятия «формообразующие частицы») на этапе усвоения и закрепления новых знаний;
- развитие логического мышления на этапе подготовки к активной учебно-познавательной деятельности (УЭ 5).
Интегрирующие цели урока:
- изучить теоретические сведения о частицах и их правописании;
- уметь применять знания на практике.
Ход урока
(Ход урока представлен в виде презентации см. Приложение 1).
Слайд № 8
Организация начала занятия, подготовка к учебно-познавательной деятельности. Знакомство с правилами заполнения итоговой таблицы:
Фамилия _________________________ Имя ____________________
УЭ 2 |
УЭ 4 |
УЭ 5 |
УЭ 7 |
УЭ 9 |
Итог |
Оценка |
|
|
|
|
|
|
|
Слайды № 9, 10
Проверка выполнения домашнего задания и подготовка к активной учебно-познавательной деятельности с использованием эталонов к УЭ 2, УЭ 4, УЭ5. В УЭ 5 включены разноуровневые задания, выделенные *.
Эталон к УЭ 2 (упр. №359)
Перечень правил |
Примеры |
1. Нахождение в тексте частиц. |
же, не |
2. Орфограммы в глаголе: |
|
а) правописание суффиксов глаголов; |
показывали – показываю не мог не остановиться |
б) написание НЕ с глаголами. |
не полюбоваться |
3. Правописание НЕ с различными частями речи. |
небольшой вал (маленький) необъятных просторах (не употребляется без НЕ) не хранимые никем |
4. Правописание чередующихся гласных в корне. |
блистательно |
5. Правописание также – так же. |
также (= и) |
6. Правописание Н, НН в суффиксах прилагательных. |
в серебряном блеске |
7. Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ- . |
прекрасна (= очень) |
8. Постановка запятой а) в сложном предложении с союзом И; б) обособление причастного оборота |
а) Один только месяц всё также блистательно и чудно плыл в необъятных просторах роскошного украинского неба, и прекрасна была земля в дивном серебряном блеске. б) Первый, кто попался им навстречу, это был запорожец, спавший на самой середине дороги, раскинув руки и ноги. Небольшой вал и засека, не хранимые решительно никем, показывали страшную беспечность. |
Эталон к УЭ 4
- Что бы вы ни делали, чем бы вы ни занимались, вам всегда понадобится умный и верный помощник – книга. (С.Маршак).
- Что бы нам придумать к дискотеке, чтобы всем было весело?
- Всем хотелось, чтобы поскорее наступили каникулы.
Эталон к УЭ 5
И глагол и частица: давай.
И союз, и частица: а, что.
И наречие, и частица: уже, прямо, едва, точно, даже, просто.
И местоимение, и частица: то, это.
И союз, и наречие: как.
И предлог, и деепричастие: благодаря, исключая.
Слайд № 11
Усвоение новых знаний. Использование кластеров, «тонких» и «толстых вопросов».
Слайд № 12
Первичная проверка усвоения новых знаний. Первичное закрепление знаний с использованием эталона к УЭ 7. В УЭ 7 включены разноуровневые задания, выделенные *.
Эталон к УЭ 7
- Ребята, давайте отправимся в поход всем классом. (Побудительное предложение).
- Пусть мальчики захватят с собой фотоаппарат, мячи. (Побудительное предложение).
- Пускай девочки позаботятся о походной аптечке. (Побудительное предложение).
Слайд № 13
Контроль и самопроверка с использованием эталона к УЭ 9.
Эталон к УЭ 9 (упр.№363)
- Давай же помянем о нём теперь с тобой вдвоём. (К.Симонов). - Давай-ка мне скорее эту книгу.
- Пускай доводит дело до конца по всем статьям, не пожалев усердья. (К.Симонов). – Пускай змея: ветер усилился.
- Да здравствует солнце! Да скроется тьма. (А.Пушкин).
Светит, да не греет. (Пословица).
Слайд 14
Подведение итогов урока, рефлексия, заполнение итоговой таблицы.
Слайд 15
Информация о домашнем задании.