Оборудование: портрет А. Майкова, текст из энциклопедии, маски для ролевой игры, презентации и видеофильм учащихся, карточки- подсказки, мультимедийная установка, размноженные таблицы.
Цели урока:
- Установить отличия и сходства между текстами научного и художественного стилей;
- Обнаружить средства художественной изобразительности в анализируемых текстах, определить их роль;
- Выявить черты приспособления птиц к полету;
- Развивать логическое мышление – умение анализировать, сравнивать, делать выводы;
- Воспитывать у учащихся чувство милосердия и умение ценить красоту окружающего мира;
Тип урока: урок усвоения новых знаний. Форма урока: интеграция предметов литература и природоведение.
Методы: словесно-наглядные, эвристические (частично-поисковый), исследовательский, проектный, создание ситуации успеха.
Каналы общения: ученик – ученик, ученик – учитель, ученик – литературный источник (стихотворение А.Майкова и статья в учебнике-хрестоматии по литературе), ученик – научный источник (энциклопедическая статья).
Психологический аспект построения урока: актуализация – мобилизация – осмысление – понимание – воспроизведение материала в речь – воспроизведение – рефлексия.
I. Мобилизирующий этап урока.
Вступительная беседа.
Учитель литературы
- На прошлом уроке литературы мы познакомились со стихотворением А. Майкова “Пейзаж”. Какие вопросы вы хотели бы задать друг другу по теме прошлого урока?(О чем стихотворение? Почему называется “Пейзаж?” Что такое пейзаж? Какие эпитеты есть в этом стихотворении? Какие олицетворения? Какие строки вам особенно понравились? Разделено ли стихотворение на строфы? Почему не разделено? Как поэт относится к осени? К какому стилю относится это стихотворение?)
- А почему сегодня мы ведем урок вместе с учителем природоведения?
/Потому что природу изучают поэты, писатели, художники, ученые, но разными способами и средствами./
Учитель природоведения
- А какая бывает природа? Какую тему мы начали изучать на уроках природоведения? Выясните с помощью вопросов, как ваши товарищи поняли тему?
(Какие среды обитания вы знаете? Какие свойства живых организмов вы знаете? Каковы отличия растительного организма от животного организма? Какие примеры вы можете привести приспособления организма к определенной среде обитания?)
Тематическая пятиминутка, когда учащиеся задают друг другу вопросы по изучаемой теме, актуализирующей знания детей, проводится обобщение ранее изученного. Кроме того, учитель осуществляет работу по формированию речевых умений обучаемых, добиваясь полных точных ответов на вопрос.
Учитель природоведения:
- Какая наука изучает объекты живой и неживой природы, взаимосвязь между ними?/ Экология/
- Давайте вспомним некоторые термины, изученные на предыдущих уроках, с помощью “Кроссворда”.
“Кроссворд наоборот”.
Учитель литературы Перед вами кроссворд. Что в нем нарушено?
Исправьте кроссворд.
1 | Картины природы в живописи или в поэзии. |
2 | Скрытое сравнение |
3 | Ученый, изучающий жизнь птиц |
4 | Художественное определение |
5 | Наука о взаимосвязи живых организмов в природе |
Просмотр презентации, подготовленной учащимися. (Проверка индивидуального домашнего задания).
Учитель литературы
-Некоторым из вас было дано индивидуальное задание. Посмотрим презентации, выполненные учениками. Ребята, возможно, презентации помогут вам определить тему нашего урока. /После просмотра/ - Как вы думаете, какова тема нашего урока?
(Природа в стихах русских поэтов. Природа в произведениях Майкова. Ласточка в художественном тексте и в научном. Жизнь ласточки. Описание ласточки. Жизнь ласточки осенью.)- Предлагаем записать в тетрадь обобщенную тему урока.
- Сформулируйте цели урока. Формулируя цели, используйте слова-подсказки, прикрепленные на доске. Как вы думаете, каковы цели урока?
Карточки: обратить внимание, уметь правильно, познакомиться, выявить….
(Познакомиться со стихотворением Майкова “Ласточки”. Уметь правильно определять особенности стихотворения. Уметь правильно определять стиль текста. Обратить внимание на отличительные черты художественного и научного текстов. Обратить внимание на особенности изображения ласточки в художественном и научном текстах .Познакомиться с классификацией ласточек. Уметь правильно определить среду обитания ласточки. Выявить черты приспособления у ласточек к среде обитания. Познакомиться с жизненным циклом ласточки. Оказать помощь в защите птиц Вспомнить пословицы, поговорки, приметы где речь идет о ласточках ).
Формирование школьниками темы и цели урока очень важно с точки зрения его функциональной нагрузки: оно существенно повышает уровень субъективизации учебного процесса
С помощью рассмотренного подхода к формулированию темы и цели урока у учащихся создается внутренняя установка на достижение этой цели, которая действует в течение всего урока и обеспечивает более плодотворную работу детей на остальных этапах.
II. Этап изучения нового.
В презентации ученицы представлены произведения о ласточке русских поэтов. У А. Майкова тоже есть стихотворение “Ласточки”. Давайте с ним познакомимся. Вместе с нами его будут слушать Винни-Пух, будущий поэт, и Пятачок, будущий ученый-натуралист. Потом мы узнаем, на что они обратили свое внимание, слушая стихотворение. Кто из вас хочет сыграть их роли? (Желающие надевают маски).
Выразительное чтение стихотворения А. Майкова (подготовленные учащиеся).
Выступления Винни-Пуха и Пятачка ( должны характеризовать содержательную сторону произведения, а не манеру исполнения).
Учитель природоведения:
3. Перед вами два текста: стихотворение Майкова, которое мы уже слышали и текст из энциклопедии. Прочитайте текст (один ученик читает вслух). - Сравните два текста, с которыми мы познакомились на уроке. Результатом работы станет таблица общих и отличительных черт.
На экран выводится таблица
Общие черты стихотворения и статьи | Отличительные особенности стихотворения (художественный стиль) | Отличительные особенности статьи ( научный стиль) |
Учитель литературы:
- Заполните таблицу. Как вы думаете, будет больше отличий или сходств? - Почему?
- Работая в парах, найдите общие и отличительные черты в этих текстах. Общие черты найдите сообща, а отличительные черты запишите по выбору: один из вас запишет отличительные особенности художественного текста, другой – научного. По окончании работы проверьте задание друг у друга. Если понадобится помощь соседу, окажите ее. Если понадобится помощь учителя, поднимите руку.
- Все отличия, найденные вами, важны. А какую отличительную особенность стихотворения вы считаете наиболее важной? (Образ, настроение).
- Конечно, это образ и настроение. Определите, каким настроением окрашено стихотворение Майкова? (Грустным). Докажите, что это так.
- Почему грустит лирический герой?
Валеологическая пауза:
Учитель природоведения:
Села ласточка на лапки
Приготовилась к зарядке
Повернулась влево, вправо
Приседала она славно
Клювиком помяла пух
И скорей за парту плюх.
4. Работа с деформированной таблицей (кластером).
Учитель литературы:
-Перед вами цветовая схема стихотворения. Цвет – условное обозначение перемен в настроении автора.
1 Словесно-образные средства время 2 3 4 5 6 7
Символика цвета в стихотворении, принятая условно учениками класса
темно-желтый – усиление тоски Желтый – грусть
Зеленый – приподнятость настроения
- Каждая строфа обозначена соответствующим цветом. Нет ли ошибок в цветовой схеме? (Есть, таблица предлагается деформированная)
- Докажите, опираясь на текст. Укажите слова и выражения, эпитеты и метафоры, передающие состояние и эмоции лирического героя.
5. Проведем исследовательскую работу. (Исправим таблицу)
- Какие слова и выражения в каждой строфе передают и создают настроение?
- Какие временные характеристики (прошлое, настоящее, будущее) у каждой строфы?
- Сопоставьте время и настроение? Какие выводы напрашиваются?/Автор грустит о том, что лето кончилось и ему пришлось расстаться с ласточками. Он сожалеет о том, что не имеет возможности полететь вслед за своими друзьями, к которым привык. Лирический герой готов полететь вслед за птицами, но ему это не дано/.
6. Актуализация опорных знаний по природоведению.
(Эвристическая беседа с опорой на личный опыт учащихся и статью из энциклопедии).
Учитель природоведения:
-Ребята вспомните, какие приспособления выработались у птиц, к воздушной среде обитания? /слайд 12/
- Какую пользу приносят птицы человеку?, садам? огородам?. лесу? //уничтожение гусениц, жуков, улиток, вредителей с/х., мелких грызунов; многие птицы-санитары, питаясь на свалках, способствуют оздоровлению местности; разносят семена, что способствует возникновению и росту леса; птичий пух человек использует для утепления одежды; наблюдения за птицами помогает ученым познавать тайны природы; пение птиц и наблюдение за развитием птенцов доставляет огромное наслаждение и удовольствие/
-А как вы думаете, что для зимующих птиц страшнее холод или голод? - Почему?/Для птиц зимой страшнее голод. За короткий зимний день птицы не успевают утолить голод. Во время гололедицы ледяные корки на ветвях, деревьев и на снегу затрудняют птицам добывать корм. В зимнюю стужу, голодные и ослабевшие птицы легко замерзают. В суровую зиму из десяти синичек выживает только одна.-А как можно помочь птицам?/ слайд1
Человек всегда завидовал способности птицы летать:
- И вот - их гнездо одиноко!
Они уж в иной стороне -
Далеко, далеко, далеко…
О, если бы крылья и мне!
III. Рефлексия по методике неоконченных предложений.
Закончите предложения. / Слайд 20/ - На экран выводятся варианты незаконченных предложений. Учащиеся выбирают понравившиеся и заканчивают их, выражая свои впечатления и оценивая урок.
IV. Домашнее задание: /слайд 21/
Выразительное чтение стихотворения “Ласточки”. Вопросы на стр.
Найти пословицы, поговорки, приметы, связанные с ласточкой (ласточки задевают крыльями поверхность воды – к дождю; ласточки летают то вверх, то вниз - жди бури);
Нарисовать листовки, плакаты, призывы в защиту птиц;
Сочинить стих, рассказ о жизни птиц, взять интервью у родителей или найти материал о птицах Дальнего Востока.
Продукт урока
Методическая разработка интегрированного урока литературы и природоведения с применением субъективизации и интерактивных методов обучения.
Размещение материалов урока на сайте школы и в Интернете (участие в фестивале педагогических идей “Открытый урок”).
Альбом презентаций учащихся на тему “Картины природы в творчестве русских поэтов”.Пополнение в папку иллюстраций к прочитанным произведениям и создание папки творческих работ.
Выпуск плакатов, призывов, листовок о защите птиц.
Субъективизация предполагает непосредственное, активное и осознанное участие школьников в организации и проведении учебного процесса. Учащиеся сами определяют и формулируют тему и цель (образовательную) всего урока, выявляют и озвучивают тему словарно-орфографической работы. Пытаются самостоятельно разобраться в новом учебном материале, обобщают его, делают выводы.
Данная тема вызывает познавательный интерес у ребят. Активизирует стремление больше узнать о птицах, о пользе, которую они приносят человеку. Используемый занимательный материал развивает наблюдательность, творческое воображение, образное мышление. Воспитывает у ребят чувство понимания прекрасного, любви к природе, бережное отношение к птицам.