После изучения в 7 классе темы «Шаблоны, клише, канцеляризмы» я решила расширить рамки программы и провести урок на тему «Особенности эпистолярного жанра». Хотелось привлечь внимание детей к, увы, забываемому нынче жанру, научить писать письма, используя традиционные для письма языковые средства. Данный урок основан на использовании технологии развивающего обучения и логико-смысловой модели.
Доска к уроку была оформлена следующим образом: записано высказывание К.Г.Паустовского и начерчены «кроссвордные» клеточки рядом с определением нового для учеников понятия «эпистола».
В начале урока проводим речевую разминку: всем классом скандируем высказывание, записанное на доске:
Нельзя писать в пустоту. Работая, надо представлять того человека, которому ты пишешь все лучшее, что накопилось у тебя в душе и на Тогда придут сильные и свежие слова.
К.Г.Паустовский
- Определите тему и основную мысль текста.
- Объясните подчеркнутые орфограммы.
После разминки переходим непосредственно к изучению новой темы.
-Внимательно посмотрите на доску: одно «сильное и свежее слово» уже пришло к нам на урок, но пока пытается сохранить свое имя в секрете. Попытаемся тайное сделать явным. (Начинается работа с кроссвордом).
Э | П | И | С | Т | О | Л | А |
(литературное произведение, обычно в форме письма, в котором излагаются суждения автора)
1. 31-я буква алфавита.
2. Глухая пара звонкого Б.
3. Самый «коварный» союз русского языка.
4. Удвоенный согласный в слове «расстилается».
5,6.Указательное местоимение единственного числа среднего рода.
7. 4-я буква в названии части речи, обозначающей признак предмета.
8. Гласная, которая пишется в корне –гар- - -гор- под ударением.
-Какое слово оказалось в центре нашего внимания? (Эпистола.) Вы с ним были знакомы раньше? Запишите его в свои словарики.
-Что объединяет высказывание Паустовского и «наше» новое слово?
-Запишите тему урока: «Письмо . особенности эпистолярного жанра».
Далее следует этап целеполагания, когда я спрашиваю у учеников, что именно они хотели бы узнать о жанре письма. Как правило, предлагаются основные вопросы, которые помогают раскрыть суть любого понятия: что это такое, каким бывает, как создается (из чего состоит), каковы правила использования. Все эти вопросы мы записываем на лучах координатной плоскости. Эту схему заполняем в течение урока, «завязывая узелки» на память (записывая информацию). Подобные конспекты удобны для использования на уроках русского языка: они позволяют представить логику урока наглядно, помогают ученикам лучше ориентироваться в материале, развивают все виды памяти, а в конце урока ученики создают текст по логико-смысловой модели, т.е. схемы способствуют развитию речи.-Первое, что мы должны узнать: что такое письмо, иными словами, каково лексическое значение этого слова. Откуда мы можем почерпнуть эту информацию? (Далее следует работа с толковыми словарями, дается характеристика слову.) Что узнали вы о письме? (При работе с логико-смысловыми моделями очень важно подводить промежуточные итоги после отработки каждого «луча» схемы.)
- О чем предстоит говорить сейчас? Чтобы выяснить, какими бывают письма, внимательно послушайте сообщение вашего товарища. Но вам предстоит не просто слушать, но и «завязывать узелки» на схеме: записывайте основные моменты сообщения.
Люди давно стали писать письма. В Новгороде археологи нашли письма на бересте – берестяные грамоты: их писали друг другу новгородцы еще в одиннадцатом веке. Конец восемнадцатого-начало девятнадцатого века по праву считают эпохой классического письма: россияне умели и любили писать друг другу. Перипетии личной жизни они выражали тщательно подобранными словами. Уважая себя и своего адресата, перебеливали черновики, чтобы поиск слова, выразившего эмоции, остался тайной писавшего, а читающий воспринял найденное слово как единственное.
Письма могут быть разными. Деловые письма содержат официальную информацию о человеке или предприятии, необходимую для создания нормальной рабочей обстановки (резюме, письмо-отказ, информационное письмо и др.). Частные письма создаются для личного общения, передачи бытовой информации и «обмена чувствами». Рекомендательные письма необходимы для удачного трудоустройства. Поздравительные письма позволяют поздравить другого человека с днем рождения или с успешным осуществлением какого-либо замысла. Кроме того, существует особый вид письма, которое адресовано не одному адресату, а сразу многим. Это письмо в газету или журнал.
-Что узнали вы о типах писем? Какие записи в схемах сделали?
- А сможете определить тип письма? (Проводится практическая работа: определение разновидности писем. Материал представлен в приложении.)
- Действительно, все эти письма очень разные по содержанию. А есть ли нечто, объединяющее эти тексты? (Они построены по одной схеме, в них используются одинаковые фразы –речевые стандарты).
-Внимательно перечитайте письма, находящиеся перед вами, определите, в чем особенность композиции письма. ( Выводы снова заносятся в схему, отмечаем такую последовательность написания письма:
- обращение;
- ссылка на полученное письмо;
- деловая или личная информация;
- вопросы адресату;
- пожелания;
- дата, место, подпись;
- постскриптум.
- Только ли построение у писем одинаковое? (Дети обычно сразу говорят об особенных языковых средствах, используемых в письмах.) Такие устойчивые фразы, употребляемые в письмах, называются клише, это вы помните.
- Так вот, клишированные фразы «заблудились». Распределите их по элементам композиции, в которых они, как правило, используются: в обращении, ссылке на полученное письмо, в информации о себе, в заключении. Работа выполняется письменно.
Многоуважаемый Антон Антонович! Письмо твое получил, благодарю за него. Я получил ваше письмо и искренне благодарю за ваше доброе ко мне отношение. Милая моя Леночка! Извини, что сразу не смог тебе ответить: было много работы. Трудно передать, как обрадовало меня твое письмо! в нескольких словах расскажу о себе. Как вы живете? Все ли у вас в порядке? Спешу поговорить о делах начну по порядку. Во-первых, … . Во-вторых, … .Какие планы на будущее? Как у вас со здоровьем? С радостью читал твое письмо. Ты молодец, что ответил. Жизнь моя идет по-старому. Надеюсь, что описал все. Пора заканчивать. Всего доброго! Будьте здоровы! У нас все по-старому. Крепко целую. Надеюсь, что скоро отзовешься.
-Проверяем выполнение задания. Именно эти фразы помогут вам написать письмо.
-А знаете ли вы, что каждый пишущий и получающий письмо должен соблюдать особый, «письменный», этикет. Какой? Об этом вам расскажет наш любимый знаток этикета (выступает специально подготовленный ученик, одетый в мантию и колпак мудреца.) Послушайте его внимательно, подготовьтесь обсудить основные моменты сообщения (фрагменты текста должны быть на каждой парте).
В 1890 году в Санкт-Петербурге вышла книга «Жизнь в свете, дома, при дворе». В ней есть раздел «О письмах», в котором изложены следующие правила.
- Молодая девушка никогда не пишет мужчине, даже от имени родителей.
- При отправлении в путешествие уехавший пишет первый, оставшийся отвечает не откладывая.
- Письма всегда начинают ответом на полученное письмо, а если такового не было, то несколькими словами, относящимися к последнему свиданию.
- Как можно меньше говорите в письме о себе!
- Выражайте свое мнение , обсуждайте написанное корреспондентом, как бы в живой беседе. Письмо должно открывать вашу душу.
- В переписке следует избегать двусмысленности, писать с величайшей осмотрительностью.
- Только истинно благовоспитанный человек умеет согласовать свой почерк со своим слогом.
- Письмо должно быть написано чисто, без помарок.
- Вручая кому-либо рекомендательное письмо, не следует его запечатывать.
После выступления обсуждаем с ребятами основные правила создания писем.
- Вспомните, какие цели мы ставили перед собой в начале урока? Достигли их? Докажите: расскажите, что именно вы узнали на уроке об «умном искусстве человеческого общения». (Ученики создают связный текст по заполненному опорному конспекту (См. приложение.)
- Думаю, после сегодняшнего урока вы без труда справитесь с заданием: создать частное письмо своим близким. Это ваше домашнее задание.