Цели урока:
- развивать у уч-ся культуру грамотного написания письма, познавательный интерес к урокам русского языка;
- воспитывать эстетически развитую личность, способного к творчеству человека.
Урок проходит по принципу КВНа. В игре принимают участие две команды, состоящие из учеников 5 класса. Состав команды 5-7 человек. Каждая команда заранее готовится к представлению команд. Оно включает в себя название команды (должно быть связано с почтой или письмом), эмблему, девиз.
Эпиграф к уроку (можно написать на доске или спроектировать через компьютер).
Напиши мне письмо, хоть две строчки всего,
Чтобы я иногда прочитать смог его…
1. Представление команд.
По пятибалльной системе оценивается:
а) название команды;
б) эмблема;
в) девиз.
2. Разминка команд
.(В руках у учителя большой конверт, в котором письмо от бывшего одноклассника ребят).
(Учитель выразительно читает письмо).
Ребята! Сейчас я прочитаю вам это письмо, а вы должны найти в нём, как можно больше ошибок и неточностей, связанных с незнанием литературы и неточным оформлением письма.
(Можно письмо спроектировать через компьютер).
Привет, мои бывшие одноклассники! Это я Димка Федякин.
Решил написать вам о своём житье-бытье.
Живу я теперь в Петербурге, где сам А.С.Пушкин родился. У этого поэта, как вы знаете, была замечательная бабушка Арина Романовна, которая любила рассказывать ему сказки. Это о ней он писал в стихотворении “Бабуле”:
Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!
Моя бабушка тоже мастерица рассказывать сказки. Одна сказка Пушкина “Про репку”, большую-пребольшую, особенно запомнилась мне. Эту гигантскую репку никак не могли вытащить дед да бабка, мамка да папка, внучка да Жучка, кошка да мышка. А недавно мы изучали басни Крылова Андрея Ивановича “Квинтет” и “Свинья на дубе”.
А ещё я горько рыдал, когда читал роман Тургенева “Муму”. По приказу барыни крепостной Гаврила вынужден был утопить свою болонку.
О чём только не узнаешь, читая книги? Надеюсь, вы теперь поняли, как мне живётся на новом месте, и как хорошо я знаю литературу. И вам того же желаю.
Жду ответа, как соловей лета. Федя.
(Побеждает та из команд, которая найдёт неточности в оформлении письма мальчика. Ошибки по литературе выделены другим шрифтом).
Ребята, а как вы думаете, без чего письмо не дойдёт до своего адресата? Правильно, без марки.
И прежде, чем я вам покажу альбом с марками, давайте послушаем интересное стихотворение Джанни Родари на эту тему:
Марки невкусные, намазаны клеем,
Мы с дочуркой об этом жалеем.
Красивую марку дочурка лизнёт,
Скорчится, сморщится и – заревёт!
Скорее придумайте марку отличную,
Которую клеит варенье клубничное!
Ура троекратное маркам почтовым,
Намазанным сладким сиропом фруктовым.
(Учитель показывает учащимся настоящие марки и объявляет следующий конкурс для команд).
3. Конкурс “Нарисуй свою марку!”
Каждая из команд получает альбомный лист и карандаши и в течение 5 минут должна создать марку и защитить её.
Пока команда занята созданием марки, можно провести
4. Конкурс болельщиков “Давайте говорить друг другу комплименты”.
Ребята по очереди произносят вежливые слова: кто не сможет вспомнить слова – выбывает из игры. (Например: будьте любезны, здравствуйте, извините, пожалуйста, спасибо, будьте добры, благодарю, от всего сердца, сердечное спасибо, до свидания и другие.)
5
. Конкурс - домашнее задание “Напиши письмо…”На столах у каждой команды лежат пустые большие конверты.
В них ученики сложат свои письма, которые писали дома. Учитель проверит их и выставит оценки. Но на уроке-КВНе представитель каждой из команд должен зачитать одно лучшее письмо.
Жюри оценивает содержательность письма, его оригинальность, выразительное чтение автором, а затем смотрит оригинал на предмет ошибок.
6. Конкурс капитанов “Народная мудрость о письме”.
Капитаны каждой из команд по очереди говорят пословицы и поговорки о письме (заранее подготовить капитанов).
Пословицы и поговорки:
Что написано пером – не вырубишь топором.
Перо пишет, а ум водит.
Писать – не языком чесать.
Пиши и знай: кому надо – разберет.
Не складна челобитная письмом, складна смыслом.
Скажешь – не воротишь, напишешь – не сотрёшь,
отрубишь – не приставишь.
7. Конкурс “Буримэ” .
В этом конкурсе и вы попробуете на время превратиться в поэтов и поиграть в литературную игру “Буримэ”. Вам будут предложены рифмы, а вы попробуете создать стихотворение, конечно, посвящённое теме письма.
Рифмы для каждой команды написать на доске или спроектировать через компьютер.
Рифмы для 1 команды:
не пишешь
слова
не обидишь
сама.
Рифмы для 2 команды:
о доме
уголке
знакомом
о тебе.
Удачные получились у вас стихи. В своих письмах вы можете их отправить родным и близким людям. Это сделает ваше послание более лиричным и романтичным. Так что пишите письма, не ленитесь. В жизни людей они играют важную роль. И в этом вы сможете убедиться ещё не раз.
8. Заключительный музыкальный конкурс “Поздравления литературным героям!”
Ребята! Сейчас мы послушаем музыкальные вступления к песенкам сказочных героев и по характеру музыки попытаемся определить, чью песенку мы сейчас услышим.
(Звучат песенки из кинофильма “Приключения Буратино”: песня Мальвины, лисы Алисы, черепахи Тортиллы).
Вы правильно отгадали, молодцы! А теперь необходимо помочь папе Карло, который решил написать поздравительные письма к женскому празднику героиням сказки “Золотой ключик”, песенки из неё мы только что слушали. Он по рассеянности забыл написать имена адресатов. Помогите разобраться.
(Тексты поздравлений написаны на доске или проектируются через компьютер)
- Достопочтенная …! Поздравляю Вас с праздником! Желаю вам быть по-прежнему доброй, мудрой и щедрой, как и 300 лет назад. Вы очень обаятельны и привлекательны. Так держать! Ваш преданный друг Карло.
- Изобретательная …! Поздравляю Вас с женским днём! Желаю Вам оставаться такой же умной, лукавой и привлекательной! Пусть Вам повезёт с честным и предприимчивым другом, и Вы сможете заработать миллион. Поклонник ваших талантов Карло.
- Милая …! Поздравляю тебя, дорогая девочка, с праздником больших и маленьких женщин! Желаю тебе счастливой и безоблачной жизни, стать звёздой театра и кино, а ещё – сохранить дружбу со старым друзьями – Буратино и Пьеро. Целую тебя. Папа Карло.
После ответов обращается внимание на то, что в поздравительных письмах и открытках местоимение Вы пишется с большой буквы в знак уважения к адресату, обращения выделяются восклицательными знаками.
Подведение итогов и награждение команд.
Ребята, хочется верить, что после этого урока вы будете чаще писать письма своим родным и друзьям. Давайте на прощание споём припев из песни, слова из которой стали эпиграфом к нашему Уроку письма.