Конспект урока "Правописание суффиксов -ЧИК и -ЩИК

Разделы: Русский язык


Тип урока. Объяснение нового материала.

Оборудование. Таблица, компьютер, программа “Фраза”, при наличии интерактивной доски упражнения выполняются на ней.

Внутрипредметные связи. Морфемика.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Игровая ситуация “Интервью для школьной газеты”. (Слайд 1).

Презентация.

Корреспондент. Лиля, ты задумывалась всерьёз о будущей профессии?

Лилия. Ещё нет. Я мечтала стать и художницей, и певицей, и продавцом. Как герой стихотворения Маяковского “Кем быть?”, перебирала разные профессии, но пока ещё не выбрала ту, которая была бы для меня интересной.

- Какие вы совершили экскурсии на предприятия или в организации, чтобы познакомиться с профессиями?

- Мы побывали на стройке и на сахарном заводе.

- Что интересного вы узнали?

- Существует более 40 строительных профессий, а на заводе работают люди самых разных специальностей.

- Назови некоторые из них.

- На стройке работают каменщики, стропальщики, крановщики, кровельщики, штукатуры, на заводе – аппаратчицы, сатуратчицы, электрики и многие другие. (Слайд 2).

- Да, профессий много, выбирай на вкус. Спасибо за интервью. Возможно, мне ещё понадобится информация, и я к тебе подойду с новыми вопросами.

III. Работа над новой темой.

Слово учителя. Ребята, выбор профессии – важное дело, откладывать на потом не стоит, задуматься над вопросом “кем быть” надо уже сейчас. Но пока ваша основная задача – учиться, чтобы стать грамотными специалистами. Сегодня на уроке мы знакомимся с темой, а с какой – сейчас узнаем.

Вы уже обратили внимание на то, что в названиях профессий используются самые разные суффиксы. Какие? (На слайде слова, в которых ученики находят суффиксы, при необходимости объясняется значение слова).

(Слайд 4). Рассмотрим следующие слова: переводчик, барабанчик, чайник, охотник, лимончик, лётчик, наборщик, газосварщик. Выделим суффиксы. Какое явление мы наблюдаем? Да, в некоторых словах суффиксы одинаковые. А одинаковые ли у этих суффиксов значения? (На слайде таблица: по колонкам распределены слова, обозначающие человека по роду деятельности и предметы). Как называются суффиксы с одинаковым написанием и разным значением? (Омонимичными).

Мы выяснили, что некоторые суффиксы используются для обозначения рода деятельности человека, профессии. Какие суффиксы могут создать трудности? Посмотрите на запись: почему можно посмеяться, читая эти предложения?

Наборчик набирал текст новой книги. Малышу купили новый барабанщик.

Ответы: наборчик – слово, образованное от слова набор, значение – маленький набор; барабанщик – это тот, кто бьёт в барабан, а игрушка – барабанчик.

Учитель. Как же различить правописание суффиксов?

Ответы:1) смысл проявляется в тексте; 2) знание правила правописания суффиксов –чик и –щик.

Учитель. (Слайд 5). Следующее задание: распределите по столбикам слова с суффиксами –чик. –щик.

Переводчик, разносчик, полировщик, бетонщик, пильщик, фонарщик, перебежчик, носильщик, переплётчик, смазчик, каменщик.

А) Предположения, выводы. Б) Чтение правила в учебнике. В) Работа по таблице.

 (Слайд 6).Г) Составление алгоритма.

1) Определите, к какой части речи относятся слова.

2)Обозначьте в словах суффикс.

3)Подчеркните стечение согласных в словах с суффиксами –чик - -щик.

4)Подчеркните согласную букву, стоящую перед суффиксом двумя чертами

img1.jpg (24283 bytes)

IV. Закрепление.

1) Выполнение коллективной работы. Образовать от данных слов существительные с суффиксами –чик. –щик, выделить суффиксы, подчеркнуть орфограммы. (Слайд 8).

Переплёт, арматура, бетон, газета, стекло, пила, переписать, бакен, водопровод, полировать, кровля.

Обратим внимание на написание слов с буквой Л перед суффиксом –щик-: стекольщик, носильщик, точильщик. Вывод: всегда пишется ь.

2) Выполнение коллективной работы на компьютере по программе “Фраза” или работа с тестами.

V. Это интересно! Сообщения учащихся. (Слайд 9).

Слово учителя. Названий профессий – великое множество. В этом мы убедились, выполняя задания. С возникновением новых технологий появляются новые слова, обозначающие профессии, род деятельности человека. А вот какие профессии существовали в недалёком прошлом, расскажут нам ребята, подготовившие сообщения.

Сообщение1-е. Стихотворение Джанни Родари (в переводе С.Я.Маршака) “Лудильщик”.

Стишок про лудильщика, парня весёлого.
Он плавит свинец и блестящее олово.
Он варит лекарства в походной аптеке
Больной сковородке, кастрюле-калеке.
Он чайник исправит – и чайник здоров.
Он врач сковородок, профессор котлов.
Он лечит кофейнику носик и донце,
И старый кофейник сверкает, как солнце.
Лудильщик раньше ходил по дворам и чинил дырявую посуду.

Сообщение 2-е. Старьёвщик. Стихотворение Джанни Родари (в переводе С.Я.Маршака) “Старьё берём”.

- Эй, старичок “Старьё берём”!
Что ты несёшь в мешке своём?
- Несу башмак без каблука,
Один рукав без пиджака,
Смычок без скрипки и ошейник,
Безносый чайник и кофейник
Да котелок из чугуна,
Насквозь проржавленный, без дна.

Старьёвщики тоже ходили по дворам, собирали подержанные вещи, негодные в употреблении. Обычно они кричали: “Старьё берём!” Сейчас сбором ненужных вещей занимаются организации.

Сообщение 3-е. У Джанни Родари есть ещё одно стихотворение о человеке, чьей профессии больше не существует, “Точильщик”.

На педаль нажимая ногою,
Он вращал колесо ремешком.
Колесо он носил за спиною,
А ходил по дорогам пешком.

Раньше на улицах, во дворах домов слышались крики точильщика: “Точу ножи! Топоры точу!”. Точильщик носил нехитрый инструмент: наждачный круг, который приводился в движение ремнём или вручную.

Вот какие интересные истории мы услышали!

VI.Обобщение.

VII.Домашнее задание. (Слайд 10).

1.Составить диалог, используя названия профессий.

2.Сообщение: “Что это за профессии: приказчик, мальчик, фонарщик, извозчик”.

3.Упражнения по теме на выбор (по учебнику Т.А.Ладыженской).