Русский язык отличается богатством и разнообразием словаря. Слова и фразеологизмы называют предметы, явления, признаки и действия окружающего мира. Чем больше человек познает мир, тем больше он открывает в нем нового, а все новое он называет словами и фразеологизмами. Предлагаемая программа рассчитана на восемь занятий.
Основная цель – формирование лингвистической компетенции учащихся, подготовка к написанию первой учебно-исследовательской работы учеников-шестиклассников.
Задачи курса:
– расширение и обогащение знаний учащихся о родном языке;
– обогащение словарного запаса учащихся, знаний по истории своего народа;
– формирование у учащихся научно-лингвистического мировоззрения;
– формирование умений работать со справочной литературой;
– развитие навыков самоорганизации и саморазвития, информационных навыков и
умений;
– овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты.
В курсе “Жизнь слов и фразеологизмов в языке и речи” отражены следующие связи: слова, фразеологизмы и вещный мир (предметы, признаки, действия, количества); слова, фразеологизмы и их связи друг с другом; носители языка и их отношение к словам и фразеологизмам; слова, фразеологизмы и контекст; слова, фразеологизмы и время их жизни в языке.
В занятии “Функции слов и фразеологизмов в языке” рассматриваются отношения “слово – реалия”; назначение слов и фразеологизмов, способы номинации реалий, типы значений, “кладовые слов” – словари языка.
В занятии “Взаимосвязи слов и фразеологизмов в языке” раскрываются различные виды межсловных ассоциативных отношений, создающих семантические поля слов и фразеологизмов. Словарь языка в результате их раскрытия предстанет перед учениками в виде стройной системы.
Жизнь слов и фразеологизмов во времени описывается в разделах “Пополнение словаря языка и утрата им слов и фразеологизмов” и “Изменения в структуре и значениях слов, в составе и значении фразеологизмов”. Значительное место при этом уделяется этимологии слов и фразеологизмов, их историческим судьбам.
Связи слов и фразеологизмов в речи раскрываются в разделах “Слово и фразеологизм в контексте” и “Употребление слов и фразеологизмов в текстах разных функциональных стилей”. Особое внимание обращается на сочетаемость слов и фразеологизмов и на условия их выбора в процессе коммуникации.
Наконец, отношение “носитель языка и слово” описывается в разделе “Культура слова в речи говорящих и пишущих”, основу которого составляет речевой этикет.
Курс “Жизнь слов и фразеологизмов в языке и речи” имеет практическую направленность, поэтому занятия строились прежде всего на анализе языкового материала, на обучении школьников различным лексикологическим и лексикографическим умениям. Большое внимание уделяется работе со словарями, а также собственной речевой деятельности учащихся в устной и письменной форме.
В результате изучения курса ученики:
- приобретут знания по словарной системе языка, системности фразеологизмов русского языка, ученых-лингвистах, авторах лингвистических словарей;
- научатся работать со справочной литературой, находить в художественных произведениях средства художественной выразительности, определять особенности языка и стиля писателя, эмоционально-экспрессивную окраску слова, редактировать тексты, анализировать речь товарищей, использовать богатство русского языка в своих творческих работах.
Содержание программы
1. Введение
Язык и его назначение в человеческом обществе. Единицы языка. Особое положение слов и фразеологизмов в языке.
2. Функции слов и фразеологизмов в языке
Слова и фразеологизмы как средство наименования предметов, признаков, действий, количеств и отношений в структуре языка. Членение окружающего мира на отдельные единицы с помощью слов и фразеологизмов. Закрепление в памяти людей знаний о мире. Выражение эмоционально-экспрессивных и эмоционально-стилистических значений с помощью слов и фразеологизмов. Смыслоразличительная роль слов и фразеологизмов.
Толковые словари слов и фразеологизмов как “кладовые” лексики национального языка.
3. Взаимосвязи слов и фразеологизмов в языке
Слова и фразеологизмы – элементы лексической системы. Ассоциативные связи слов. Лексико-семантические группы слов и фразеологизмов. Связи слов и фразеологизмов по близости или противопоставленности значений – синонимы, антонимы, омонимы. Общеупотребительные и необщеупотребительные, устаревшие и новые слова. Связи слов по происхождению.
Семантическое поле фразеологизма. Фразеологические словари. Ассоциативные словари.
4. Пополнение словаря языка и утрата им слов и фразеологизмов
Отражение в словарном составе языка изменений, происходящих в жизни людей. Пути появления в языке новых слов и фразеологизмов. Слова и фразеологизмы – долгожители в языке. Слова и фразеологизмы с короткой жизнью в языке. Варианты слов и фразеологизмов в языке.
“Чужие” (иноязычные) слова в русском языке и их приспособление к лексической системе русского языка.
Этимологический словарь как источник установления “биографии” слова. Словари крылатых выражений.
5. Изменения в структуре и значениях слов, в составе и значении фразеологизмов
Распадение однокоренных слов на разные группы в результате расхождения значений. Распадение однокоренных слов в результате утраты исходного слова. Опрощение состава слова. Переразложение в основе слова.
Превращение свободного словосочетания во фразеологизм. Варьирование состава фразеологизма.
Изменение значения фразеологизма. Изменение значений слов.
6. Слово и фразеологизм в контексте
Контекст и его влияние на выбор слов в речи. Сочетаемость слов и фразеологизмов – широкая, узкая; фразеологически ограниченная сочетаемость слов и фразеологизмов. Условия, ограничивающие сочетаемость слов: семантические, экстралингвистические.
7. Употребление слов и фразеологизмов в текстах разных функциональных стилей
Слово и коммуникация; употребление слов и фразеологизмов в текстах разных функциональных стилей. Условия выбора слов и фразеологизмов в речи. “Прикрепленность” слов и фразеологизмов к тем или иным стилям речи. Выбор слов и фразеологизмов в зависимости от темы, адресата, цели высказывания. Текстообразующая роль слов и фразеологизмов. Ключевые и опорные слова текста.
Работа писателя над словом. Индивидуально-авторское употребление слов и фразеологизмов в тексте. Словари языка писателей.
8. Культура слова в речи говорящих и пишущих
Лексические и фразеологические нормы; лексические и фразеологические ошибки. Речевой этикет русских и особенности выбора в нем слов и фразеологизмов. Словарь этикетных слов.
Учебно-тематический план курса
Содержание | Всего часов | Форма проведения | Планируемый результат |
1. Введение. Положение слов и фразеологизмов в языке. | 1 | Мини-лекция учителя, беседа | Положительная мотивация учащихся к занятиям |
2. Функции слов и фразеологизмов в языке. | 1 | Практическая работа со словарями. Работа с текстом. | Умение пользоваться толковыми словарями. |
3. Пополнение словаря языка и утрата им слов и фразеологизмов. | 1 | Практическая работа со словарями. Заочное путешествие. Творческая работа. |
Умение пользоваться указанными словарями, находить в толковых словарях перечисленные языковые явления. |
4. Пополнение словаря языка и утрата им слов и фразеологизмов. | 1 | Практическое занятие по составлению “биографии” слова, фразеологизма. | Умение пользоваться этимологическими словарями, находить в словарях сведения о происхождении слов и фразеологизмов. |
5. Изменения в структуре и значениях слов, в составе и значении фразеологизмов. | 1 | Практическая работа. Подготовка докладов, их обсуждение. |
Умение пользоваться словарями и справочниками. |
6. Слово и фразеологизм в контексте. | 1 | Практическая работа по анализу текста. | Умение выяснить в толковом словаре сведения о сочетаемости слов. |
7. Употребление слов и фразеологизмов в текстах разных функциональных стилей. | 1 | Практическая работа по анализу текста. Творческая работа |
Умение выбирать слова и фразеологизмы в текстах разных функциональных стилей, редактировать написанное. |
8. Культура слова в речи говорящих и пишущих. | 1 | Практическая работа по анализу текста. Творческая работа. |
Повышение уровня речевой культуры. |
Библиографический список
Словари
- Ахманова О.С. Словарь омонимов русского языка.– М., 1974.
- Ашукин Н.С, Ашукина М.Г. Крылатые слова.– М., 1966.
- Жуков В. П. Школьный фразеологический словарь русского языка.– М., 1980.
- Лапатухин М.С. и др. Школьный толковый словарь русского языка / Под ред. Ф.П. Филина.– М., 1986.
- Львов М.Р. Школьный словарь антонимов русского языка.– М., 1978.
- Фразеологический словарь русского языка / Под ред. М. И. Молоткова.– М., 1978.
- Одинцова В.В. Школьный словарь иностранных слов / Под ред. В.В. Иванова.– М., 1983.
- Ожегов С.И. Словарь русского языка / Под ред. Н. Ю. Шведовой.– М., 1986.
- Словарь ассоциативных норм русского языка / Под ред. А. А. Леонтьева.– М., 1977.
- Словарь русского языка: В 4-х т.– М., 1985– 1988.
- Новое в русской лексике: Словарные материалы / Под ред. Н.3. Котеловой.– М., 1980.
- Словарь синонимов русского языка: В 2-х т.– М., 1970 – 1971.
- Словарь юного филолога / Сост. М. В. Панов.– М., 1984.
- Словарь языка Пушкина: В 4-х т.– М., 1956 – 1961.
- Тихонов А. Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка.– М., 1978.
- Трудности словоупотребления и варианты норм русского литературного языка.– М.; Л., 1973.
- Шанский Н. М. и др. Краткий этимологический словарь.– М., 1975.
Литература для учащихся
- Барашков В. Ф. Знакомые с детства названия. – М, 1982.
- Вартаньян Э. А. Путешествие в слово.– М., 1987.
- Введенская Л. А., Колесников Н.П. От собственных имен к нарицательным. – М, 1981.
- Розенталь Д. Э. А как лучше сказать? – М., 1979.
- Сахарный Л. В. К тайнам мысли и слова.– М., 1987.
- Сергеев В. Н. Новые значения старых слов. – М., 1983.
- Шанский Н. М. В мире слов.– М., 1978.
Литература для учителя
- Бакина М. А. Структурно-семантические преобразования фразеологических единиц в современной поэзии // РЯШ.– 1980.– № 3.
- Бельчиков Ю. А. Лексическая стилистика. – М., 1977.
- Барлас Л. Г. Русский язык: Стилистика.– М., 1978.
- Брагина А. А. Русское слово в языках мира.– М., 1978.
- Брагина А. А. Лексика и культура страны.– М., 1981.
- Винокур Т.Г. Закономерности стилистического использования языковых единиц.– М., 1980.
- Головин Б. Н. Основы культуры речи.– М., 1980.
- Жуков В. П. Семантика фразеологических оборотов.– М., 1978.
- Ковалев В. П. Выразительные средства художественной речи.– Киев, 1985.
- Крысин Л. П. Жизнь слова.– М., 1980.
- Одинцов В. В. Стилистика текста.– М., 1980.
- Петрищева Е. Ф. Стилистически окрашенная лексика русского языка.– М., 1984.
- Скворцов Л. И. Теоретические основы культуры речи. – М., 1980.
- Формановская Н. И. Употребление русского речевого этикета.– М., 1982.
- Шанский Н. М. В мире слов. – 3-е изд.– М., 1985.
- Шмелев Д. Н. Проблемы семантического анализа лексики.– М., 1978.