Урок русского языка по теме "Прилагательные"

Разделы: Русский язык


Цели:

  • образовательная – обобщение по теме «Имя прилагательное», совершенствование умений применять знания.
  • воспитательная – воспитание любви к народному искусству, воспитание любви к прекрасному.

Оборудование урока:

изделия народных мастеров:

  • матрешка (Полх-Майдан)
  • поднос (хохлома)
  • набор посуды (Хохлома)

Кадочка 165×90 'Хохломская роспись'Сахарница 110×120 'Хохлома'Чашка 70×140см 'Хохлома'Ложки 'Хохлома'

  • карточки с предложениями
  • плакат с отзывами ребят об экскурсии в г.Семенов на фабрику хохломской росписи.

Ход урока.

1. Организационный момент, постановка темы, целей.

2. Работа с карточками у доски.

Матрешка – это деревянная кукла
Она изображает крестьянскую девушку.

Деревенский мастер наградил матрешку русской красотой, соболиными бровями и ярко-алым румянцем.

Задание: выделить орфограммы, расставить знаки препинания.

Пока ребята работают, класс выполняет словарный диктант.

Народное творчество, Городецкая роспись, восхищаться красотой, нижегородские умельцы.

- Из чего состоит диктант?

- Из словосочетаний.

- Составьте, пожалуйста, из данных словосочетаний предложения.

Возможные варианты:

  1. Народное творчество зародилось в далекие времена.
  2. Веселая Городецкая роспись радует глаз.
  3. Мы не перестаем восхищаться красотой яркой посуды.
  4. изделия нижегородских умельцев известны по всей стране.

3. Работа с текстом.

Картинка 10 из 207

Матрешка – это деревянная кукла, похожая на Ваньку – встаньку. Изображает она русскую крестьянскую девушку. Внутрь матрешки вкладывают несколько меньших матрешек, располагая их по росту. Матрешка в шали алого цвета стояла на письменном столе. Она была густо покрыта лаком и блестела, как стеклянная. В ней было скрыто еще пять матрешек в разноцветных шалях. деревенский мастер наградил матрешек русской красотой, соболиными бровями и рдеющими, как угли, румянцем.

Синие глаза он прикрыл длинными ресницами.

(По К. Паустовскому)

- прочитайте текст выразительно

- докажите, что это текст (все предложения связаны одной темой)

- Какая это тема?

- Озаглавьте текст (Пламенная хохлома)

- Найдите в тексте выразительные средства языка:

  1. сравнения (горят, как огонь; сверкают подобно золоту; блестит, как стеклянная)
  2. этикет (пламенная хохлома).

4. Теперь поиграем:

Учитель называет из текста прилагательные, а дети подбирают по 2 существительных, чтобы полученные словосочетания были в прямом и переносном значениях.

  • драгоценный (металл, человек)
  • деревянный (стол, яйцо)
  • золотой (изделие, характер)
  • горячий (уголь, взгляд)

Выбрать из 1 абзаца прилагательные и распределить их по разрядам:

Выбрать из 1 абзаца прилагательные и распределить их по разрядам:

Качественные          

относительные

Знаменитую нижегородской
пламенная деревянные
старинное расписные
веселые детскую
  хохломская
  красно-золотые

А теперь посмотрите на выставку посуды из дерева и вставьте в текст прилагательные. перед нами (удивительная деревянная) посуда. Она расписана(ярким, нарядным узором. Такие узоры называются (хохломская) роспись.

(хохломская) роспись – русское народное искусство.

- Слова какой части речи вы вставили в тест? (прилагательные)

- Для чего? (Чтобы текст стал ярче, выразительнее, богаче, образнее)

- Сделайте морфологический разбор прилагательных из последнего предложения: Хохломская роспись – русское народное искусство.

Ученик читает стихотворение про матрешку:

Восемь кукол деревянных,
Круглолицых и румяных,
На столе у нас живут,
Всех матрешками зовут.
У семеновских матрешек
разноцветные одежки.
Поиграли, порезвились –
И одна в одну сложились.

сделайте морфемный разбор слова «семёновских».

Кроме этого детям можно предложить текст.

7. Итог урока.

8. Домашнее задание.

Упражнение 326 (описать куклу)