Цели:
- образовательная – обобщение по теме «Имя прилагательное», совершенствование умений применять знания.
- воспитательная – воспитание любви к народному искусству, воспитание любви к прекрасному.
Оборудование урока:
изделия народных мастеров:
- матрешка (Полх-Майдан)
- поднос (хохлома)
- набор посуды (Хохлома)
- карточки с предложениями
- плакат с отзывами ребят об экскурсии в г.Семенов на фабрику хохломской росписи.
Ход урока.
1. Организационный момент, постановка темы, целей.
2. Работа с карточками у доски.
Матрешка – это деревянная кукла
Она изображает крестьянскую девушку.
Деревенский мастер наградил матрешку русской красотой, соболиными бровями и ярко-алым румянцем.
Задание: выделить орфограммы, расставить знаки препинания.
Пока ребята работают, класс выполняет словарный диктант.
Народное творчество, Городецкая роспись, восхищаться красотой, нижегородские умельцы.
- Из чего состоит диктант?
- Из словосочетаний.
- Составьте, пожалуйста, из данных словосочетаний предложения.
Возможные варианты:
- Народное творчество зародилось в далекие времена.
- Веселая Городецкая роспись радует глаз.
- Мы не перестаем восхищаться красотой яркой посуды.
- изделия нижегородских умельцев известны по всей стране.
3. Работа с текстом.
Матрешка – это деревянная кукла, похожая на Ваньку – встаньку. Изображает она русскую крестьянскую девушку. Внутрь матрешки вкладывают несколько меньших матрешек, располагая их по росту. Матрешка в шали алого цвета стояла на письменном столе. Она была густо покрыта лаком и блестела, как стеклянная. В ней было скрыто еще пять матрешек в разноцветных шалях. деревенский мастер наградил матрешек русской красотой, соболиными бровями и рдеющими, как угли, румянцем.
Синие глаза он прикрыл длинными ресницами.
(По К. Паустовскому)
- прочитайте текст выразительно
- докажите, что это текст (все предложения связаны одной темой)
- Какая это тема?
- Озаглавьте текст (Пламенная хохлома)
- Найдите в тексте выразительные средства языка:
- сравнения (горят, как огонь; сверкают подобно золоту; блестит, как стеклянная)
- этикет (пламенная хохлома).
4. Теперь поиграем:
Учитель называет из текста прилагательные, а дети подбирают по 2 существительных, чтобы полученные словосочетания были в прямом и переносном значениях.
- драгоценный (металл, человек)
- деревянный (стол, яйцо)
- золотой (изделие, характер)
- горячий (уголь, взгляд)
Выбрать из 1 абзаца прилагательные и распределить их по разрядам:
Выбрать из 1 абзаца прилагательные и распределить их по разрядам:
Качественные |
относительные |
Знаменитую | нижегородской |
пламенная | деревянные |
старинное | расписные |
веселые | детскую |
хохломская | |
красно-золотые |
А теперь посмотрите на выставку посуды из дерева и вставьте в текст прилагательные. перед нами (удивительная деревянная) посуда. Она расписана(ярким, нарядным узором. Такие узоры называются (хохломская) роспись.
(хохломская) роспись – русское народное искусство.
- Слова какой части речи вы вставили в тест? (прилагательные)
- Для чего? (Чтобы текст стал ярче, выразительнее, богаче, образнее)
- Сделайте морфологический разбор прилагательных из последнего предложения: Хохломская роспись – русское народное искусство.
Ученик читает стихотворение про матрешку:
Восемь кукол деревянных,
Круглолицых и румяных,
На столе у нас живут,
Всех матрешками зовут.
У семеновских матрешек
разноцветные одежки.
Поиграли, порезвились –
И одна в одну сложились.
сделайте морфемный разбор слова «семёновских».
Кроме этого детям можно предложить текст.
7. Итог урока.
8. Домашнее задание.
Упражнение 326 (описать куклу)