Использование на уроках русского языка мультимедийных презентаций обеспечивает более высокий уровень образовательного процесса, активизирует познавательную деятельность учащихся. Представленный урок - презентация может быть использован как для работы учителя с классом, так и для самостоятельной работы учащихся по данной теме. Особенностью урока являются задания, построенные на материалах из произведений А.С.Пушкина.
Цели урока:
- обобщить знания об известных частях речи, их грамматических свойствах,
- дать объяснение роли служебных частей речи в предложении,
- развитие письменной и устной речи учащихся.
Задачи урока:
обучающие:
- обобщить знания о самостоятельных частях речи;
- дать определение служебным частям речи, их роли в предложении и тексте;
- закрепить навыки нормативного построения предложения и текста;
развивающие:
- развивать творческие способности учащихся;
- развивать языковые и лингвистические компетенции;
- способствовать формированию компонентов информационной культуры;
воспитательные:
- воспитывать уважительное отношение к русской литературе;
- воспитывать умение работать самостоятельно.
Тип урока: комбинированный (систематизация, обобщение, контроль).
Знания, умения, навыки, полученные учениками в ходе урока:
- усвоение материала о различиях между самостоятельными и служебными частями речи,
- отработка навыка нахождения и употребления предлогов, союзов, частиц в речи,
- закрепление изученного материала по литературе.
Оборудование урока: мультимедийная установка, компьютер, экран; презентация в MS PowerPoint “Самостоятельные и служебные части речи” (Приложение)
Ход урока
I. Организационный момент.
Слово учителя об уроке с использованием ИКТ, целях урока.
Урок посвящен общей теме: “День памяти А.С.Пушкина – 10 февраля” и построен на материалах из произведений поэта.
Слайд 1. Тема урока.
Слайд 2. Памятная дата.
II. Основная часть урока
Слайд 3. Задания на повторение.
Составьте и запишите предложения из данных слов, употребляя глаголы в форме прошедшего времени, а существительные и прилагательные в нужном падеже.
Арина Родионовна, нянчить, Пушкин.
Она, петь, он, русские, сказки.
Она, быть, верная, “подруга дней суровых”, опальный, поэт.
Слайд 4. Работа с текстом.
Прочитайте получившийся текст.
Из каких частей речи состоят данные предложения?
Надпишите названия частей речи над словами.
Слайд 5. Задания по новой теме.
Попробуйте составить предложения из данных слов:
в, и, не, от, про, с, а , к, по, за, у, из, о, как
Удалось ли вам это? Почему? Как называются эти части речи?
Слайд 6. Задания по новой теме.
Разбейте данные слова на три группы: предлоги, союзы, частицы. Слов какой части речи больше?
в, и, не, от, про, с, а , к, по, за, у, из, о, как
Запишите группы слов в тетрадь
Слайд 7. Редактирование текста.
Прочитайте данный ряд слов. Из какого стихотворения А.С.Пушкина они взяты?
Голубыми, небесами, великолепными, коврами, блестя, солнце, снег, лежит, прозрачный, лес, один, чернеет, ель, сквозь иней, зеленеет, речка, льдом, блестит.
С помощью каких слов можно восстановить стихотворение.
Запишите в тетрадь правильный вариант
Слайд 8. Самопроверка.
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
Слайд 9. Задание по теме. Формулировка правила.
Выпишите сочетания “предлог + существительное”.
Сформулируйте: Для чего служат в предложении предлоги?
Слайд 10. Самопроверка.
Под небесами, на солнце, подо льдом.
Предлоги служат для связи слов в словосочетании и предложении.
Слад 11. Задание по теме. Формулировка правила.
Подчеркните грамматические основы предложений. Сформулируйте: Какую роль в предложении выполняют союзы?
Слайд 12. Самопроверка.
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
Союзы соединяют однородные члены, простые предложения в составе сложного и предложения в тексте.
Слайд 13. Задание по теме. Формулировка правила
Прочитайте предложение. Из какого произведения А.С.Пушкина оно взято?
“Никто не дерзал отказываться от приглашения Троекурова и в известные дни не являться с должным почтением в село Покровское”.
Найдите частицы. Какую роль они играют в данном предложении?
Слайд 14. Самопроверка.
Частицы вносят различные оттенки значений в предложение.
III. Итоги урока.
Слайд 15. Подведение итогов урока
Итог урока. Для чего используют служебные части речи?
1. Предлоги служат для связи слов в словосочетании и предложении.
2. Союзы соединяют однородные члены, простые предложения в составе сложного и предложения в тексте.
3. Частицы вносят различные оттенки значений в предложение.
IV. Задание на дом.
Слайд 16. Домашнее задание.
- Ответьте на вопрос: “В чем сходство и различие самостоятельных и служебных частей речи? ”
- Напишите мини-сочинение: “Зачем мы употребляем в речи предлоги, союзы и частицы”
Рефлексия деятельности на уроке:
По источнику познания на уроке использовались следующие методы:
- словесный (диалог между учителем и учащимися);
- наглядный (презентация);
- практический (выполнение тренировочных заданий с экрана).
По уровням познавательной деятельности:
- объяснительно-иллюстративный (объясняю, иллюстрируя),
- частично- поисковый (поиск различий между служебными и самостоятельными частями речи),
- проблемный (восстановить стихотворение А.С.Пушкина),
- репродуктивный (воспроизведение правила о роли служебных частей речи в словосочетании, предложении и тексте).
Литература
- Русский язык. 7 класс. М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская и др.М. Просвещение, 2008г.
- Дидактические материалы по русскому языку 7 класс. К учебнику М.Т. Баранова и др. "Русский язык. 7 класс". М. Просвещение, 2008
(Компьютерная презентация представлена в Приложении).