Интегрированный урок (русский язык + информатика + ИКТ) по морфемике и словобразованию "Языковые подсистемы и информатика"

Разделы: Русский язык, Информатика


Вид урока: урок систематизации и обобщения изученного материала (обобщающий).

Тип урока: комбинированный.

Технология: личностно-ориентированная.

Время проведения: итоговый урок по теме “Морфемика и словообразование”, завершающий урок по теме “Текстовый процессор MS Word”.

Цель:

  • обобщить и углубить знания по словообразованию и морфемике, совершенствовать умения различать морфемы в составе слова, выделять их значения, определять средства и способы формирования слов;
  • обобщить и углубить знания по теме “Текстовый процессор MS Word”, совершенствовать умения по работе с таблицами, колонками, шрифтами.

Задачи урока:

Обучающие:

  • углубление, обобщение и систематизация знаний по темам “Морфемика и словообразование”, “Текстовый процессор MS Word”;
  • формирование умения применять полученные знания на практике.

Развивающие:

  • развивать связную речь, память, логическое мышление, орфографическую зоркость;
  • развивать умение выполнять типичные задания ЕГЭ (части А и В, раздел “Морфемика и словообразование”);
  • развивать ИКТ-компетентность учащихся;
  • развивать ключевые компетентности учащихся: анализ, синтез, классификация, обобщение, систематизация изученного материала.

Воспитательные:

  • воспитывать познавательный интерес к предметам “Русский язык” и “Информатика и информационные технологии”;
  • совершенствование навыков этичного межличностного общения, воспитание бережного отношения к слову.

Методы: словесный, наглядно-иллюстративный, практический.

Организационные формы работы: фронтальная, индивидуальная.

Материально-техническая база:

План урока

Содержание этапа урока

Время

Вид и формы работы
Организационный момент

1

Приветствие
Мотивационное начало урока

4

Постановка цели урока
Актуализация знаний

5

Использование слайдов, работа с (Приложением 2), (Приложением 4)
Этап систематизации знаний, повторение изученного материала

30

Использование слайдов, работа с (Приложением 2), (Приложением 4), (Приложением 3), (Приложением 5)
Подведение итогов. Запись домашнего задания.

5

Использование слайдов.

Ход урока

1. Организационный момент

Для урока приготовлена презентация в среде программы Power Point с целью визуализации информации по ходу обобщения материала (Приложение 1).

На экране (Приложение 1, слайд 1).

На партах учеников разложены:

  • раздаточный материал по русскому языку (Приложение 2);
  • буклет по теме “Морфемика” (Приложение 4);
  • рабочие тетради по русскому языку и информатике.

Учителя приветствуют учащихся.

2. Мотивационное начало урока

Учитель русского языка: на прошлых уроках мы повторили довольно сложную тему “Морфемика и словообразование”. Вопросы по данной теме есть в материалах ЕГЭ.

Сегодня у нас завершающий урок и начать его хочу со слов Николая Васильевича Гоголя (Приложение 1, слайд 2)

Далее ставятся перед учащимися цели, которые необходимо достичь, для успешной сдачи ЕГЭ (Приложение 1, слайд 3)

3. Актуализация знаний

Фронтальная работа с классом (учащиеся продолжают фразы учителя русского языка):

Морфемика – ….
Словообразование – …
Морфема – …
Приставка – ….
Корень – ….
Суффикс – ….
Окончание – ….
Основа слова – …

Учащиеся устно работают с (Приложение 2, задание 1, задание 2), (Приложение 4).

4. Этап систематизации знаний, повторение изученного материала

На этом этапе повторяются способы образования слов, рассматриваются типичные задания ЕГЭ (части А и В), порядок и пример морфемного анализа слова, порядок и пример словообразовательного анализа слова (Приложение 1, слайды 5 – 16). В ходе работы используется (Приложение 4).

Учитель информатики:

Далее из учащихся класса формируется две группы. Объясняется дальнейшая работа этих групп. (Приложение 1, слайды 17, 18)

Задания для 1 группы письменно в тетрадях по русскому языку выполнить (Приложение 2, задания 3 – 6).

Задания для 2 группы находятся в папке “Русский язык” на диске Н (Приложение 1, слайды 17, 18). Выполнить на персональных компьютерах в текстовом процессоре MS Word практические задания (Приложение 3), (Приложение 5).

В процессе выполнения практических работ учащиеся меняются местами.

5. Подведение итогов. Запись домашнего задания.

(Приложение 1, слайд 19)

Русский язык

Вывод, к которому подводятся учащиеся: для того, чтобы успешно выполнить задания ЕГЭ по морфемике и словообразованию, необходимо знать способы образования слов, уметь правильно делать морфемный и словообразовательный анализы заданных слов.

Информатика и ИКТ

Обратить внимание на типичные ошибки, допущенные при работе с текстовым процессором MS Word: форматирование таблиц, распределение текста по колонкам.

Запись домашнего задания по русскому языку и информатике (Приложение 1, слайд 20)

Литература:

  1. А вы готовы к ЕГЭ. 108 шагов к успеху (http://4-5plus.ru/inform)
  2. Вакурова О.Ф. “Готовимся к ЕГЭ. Русский язык”
  3. Егорова Г.Т. “Русский язык. Тематические тренировочные задания. Уровень А, В, С”
  4. Информатика и ИКТ. Учебник. 10 класс. Базовый уровень / Под ред. проф. Н.В. Макаровой.
  5. Учебник Бабайцевой “Русский язык 10-11 класс”
  6. Фестиваль педагогических идей “Открытый урок” (https://urok.1sept.ru/)