Мы, русские, интересны остальномумиру своим духовным взглядом на бытие, именно эта духовность отражена в ключевых словах нашего языка – совесть, счастье, благородство.
Т. Миронова «Крест и меч»
Цель урока: усвоение умений самостоятельно в комплексе применять знания, умения, навыки, осуществлять их перенос, на новые условия.
Задачи урока:
Образовательные задачи урока:
- Обобщить и систематизировать знания учащихся по темам: «Текст», «Стили речи», «Типы речи».
- Добиться усвоения учащимися знаний по теме «Способы и средства связи предложений в тексте».
- Устранить пробелы в знаниях учащихся по темам:
- «чередование гласных в корне слова»;
- «однородные члены предложения».
Развивающие задачи урока:
- Развивать навыки работы с различными источниками информации (публицистический текст, словарная статья, таблица, монологическая речь учителя).
- Развивать навыки выразительного чтения, устной и письменной монологической речи.
- Развивать навыки группового и парного взаимодействия.
- Развивать навыки практической деятельности, формировать орфографический и пунктуационной навыки.
- Развивать эвристическо-исследовательские навыки познания; умение действовать самостоятельно.
Воспитательные задачи урока:
- Развивать умение оценивать результаты своих действий, регулировать и контролировать этапы своей работы.
- Воспитывать неравнодушное отношение и интерес к родному языку, слову.
- Формировать потребность изучать язык.
- Воспитывать эстетические чувства, взгляды школьников.
- Вести духовное воспитание подростков.
Тип урока: урок комплексного применения знаний.
Форма урока: смешанный урок.
Материальное обеспечение урока:
- На классной доске запись темы, эпиграф к уроку.
- На столах: рабочие тетради (Приложение), словари, сборник пословиц и поговорок, тексты художественных и публицистических произведений.
- Выставка книг о языке.
Методы:
- слово учителя;
- беседа;
- анализ языкового явления;
- работа со словарём;
- работа с текстом;
- работа по орфографии, пунктуации, синтаксису.
Конспект урока
1. Организационный момент.
Слово учителя о целях урока.
2. Выразительное чтение текста.
(читает учитель или заранее подготовленный ученик).
1. Язык – это мерило бытия нации, её веры, нравственности и даже физического благополучия, здоровья людей. 2. Через язык человек познаёт добро и зло, испытывает на себе их воздействие и постигает, что может сам творить словом добро и зло. 3. И выбор между добром и злом люди впервые делают, именно выбирая между благим и гибельным словом.
4. Доказано сегодня не только богословами, но и наукой, что словесное давление на человека – это не метафора, а физическая реальность… 5. Каждое слово, услышанное или увиденное нами , слышат не только наши уши, видят не только наши глаза, но вся личность человека несёт в себе отпечатки увиденного и услышанного. 6. Вот почему, интуитивно познав и опытно постигнув силу слова, человечество искони очень осторожно обращалось с ним, вводя запреты на всуе обращённое слову к Богу, на клятву и проклятие, на сквернословие и брань.
(М. Миронова)
3. Беседа с классом.
– Что прочитали? Докажите. (Прочитали текст, т.е. группу предложений, связанных по смыслу, грамматически, объединённых одной темой).
– Какой темой? О чём текст? (Текст о языке. Его сущности, о единице языка – слове).
– Значение каких слов вам незнакомо? Требует пояснения?
4. Работа с толковым словарём.
Один ученик читает словарную статью, класс следит, читая статьи, внесённые в рабочие тетради.
мерúло, -а, ср. (книжн.). Признак, свойство, на основе которого можно определить, оценить что-нибудь. Мерило художественности. Мерило доброты.
всýе, нареч.(книжн.) Зря, напрасно. (вспоминать, называть; по отношении к чему-нибудь уважаемому, высокому). Поминать чьё-н. имя в.
метáфора, -ы, ж. Оборот речи – употребление слов и выражений в переносном смысле на основе аналогии, сходства, сравнения.
богослóв, -а, м. Специалист по богословию.
5. Продолжение беседы.
– Подчеркните ключевые слова. (В.1. – 1-ый абзац; В.2. – 2-ой абзац)
(1-ый абзац: язык, мерило, бытия нации, веры, нравственности, здоровья, добро, зло, благое, гибельное слово.
2-ой абзац: словесное давление, физическая реальность, слово, уши, глаза, личность, сила слова.)
Задание 1: обменяйтесь рабочими листами, проверьте выполнение задания.
– Назовите микротемы. Объясните членение текста на абзацы.
(1-ая микротема: Язык – критерий существования нации, отдельного человека;
2-ая микротема: Слово имеет большую силу, обращаться с ним надо осторожно.)
Каждый абзац несёт особую эмоциональную нагрузку.
Задание 2. Озаглавьте текст.
(Язык – основа всего. Роль языка в жизни человека.)
– К какому стилю можно отнести текст? Докажите.
(Текст публицистического стиля.
Цель его – информировать читателя, слушателя, воздействовать на них, формировать общественное мнение, гражданскую позицию.
Сфера применения – статья в газете, текст выступления.)
Каков жанр? Выберите верный ответ.
А) выступление на митинге;
Б) публичная лекция;
В) репортаж;
Г) информация;
Д) хроника;
Е) интервью.
– Какие стилевые черты можно выделить? (эмоциональность, призывность, торжественность)
Задание 3. Выберите средства языка, характерные для данного стиля речи.
Таблица 1
Лексические |
|
Морфологические |
|
Синтаксические |
|
Задание 4. Воспользуйтесь таблицей 2
– Каков тип речи? Докажите. (Текст-рассуждение)
– Какова разновидность? (рассуждение-размышление)
Таблица 2. Типы речи
Тип речи | Разновидность типа речи |
Повествование (что произошло?) |
|
Описание (какой?) |
|
Рассуждение (почему?) |
|
– Какова роль 1-го предложения в композиции текста? (1-ое предложение – тезис)
– А последнего? (В последнем предложении заключается основная мысль текста)
– Каков способ связи предложений в тексте? (последовательный)
а) последовательный
б) параллельный
– С помощью каких языковых средств осуществляется связь между предложениями в тексте? Воспользуйтесь таблицей 3
Таблица 3
Лексические |
|
Интонационные средства |
|
Морфологические |
|
Синтаксические |
|
Задание 5
В 1-ом абзаце найдите однокоренные слова разных частей речи.
– Какое фонетическое явление можно наблюдать?
(выбор – отглагольное существительное;
выбирáя – деепричастие.
Фонетическое явление – чередование звуков).
– Как объяснить правописание «и» в корне деепричастия? Какой это корень? (выбирáя, чередующийся).
Задание 6
В предложениях 4, 5 найдите слова, в которых правописание «н» и «нн» определяется правилом правописания суффиксов причастий и отглагольных прилагательных, образованных от глаголов совершенного вида. Выпишите найденные слова (увиденное, услышанное)
Задание 7
Из предложений 1-го абзаца выпишите слова, в которых написание приставки зависит от глухости/звонкости звука, обозначаемого следующей после приставки буквой. (воздействие, испытывает).
Задание 8
Выпишите грамматическую основу 1-го предложения. Объясните постановку знака препинания. (язык – мерило; и подлежащее, и сказуемое выражены именем существительным в именительном падеже)
– Сколько рядов однородных членов в 3-ем предложении? (2)
Задание 9
Укажите способ подчинительной связи.
познаёт добро __________
словесное давление __________
делают впервые __________
Задание 10
Выберите грамматически правильный вариант продолжения предложения:
Постигнув силу слова…
- были созданы замечательные произведения русской классики;
- добро может победить зло;
- происходит выбор между добром и злом;
- человечество всегда очень осторожно обращалось с ним.
– На какие орфографические правила можно составить словарный диктант на основе данного текста?
(– безударные гласные, проверяемые и не проверяемые ударением;
– правописание приставок;
– «н» и «нн» в словах разных частей речи;
– правописание чередующихся гласных в корне слова).
– Какие пунктуационные правила можно проиллюстрировать примерами из данного текста?
(– знаки препинания в предложениях с однородными членами;
– тире между подлежащим и сказуемым;
– запятая в сложносочинённом и сложноподчинённом предложениях;
– обособление обстоятельств, выраженных деепричастным оборотом.)
Подведение итогов урока
– Итак, с какими единицами языка мы работали на уроке? (звук, слово, словосочетание, предложение, текст)
– Какова основная мысль текста, с которым работали? (Со словом нужно обращаться осторожно)
– Какими примерами народной мудрости можно завершить урок?
(Язык, что бритва.
Не бей кулаком, ударь словом.
Доброе слово сказать – посошок в руки дать.
Слово не стрела, а пуще стрелы.
Слово не обух, а от него люди гибнут.
Язык голубит, язык не губит.
Не ножа боится, а языка.)
Обращение к эпиграфу (на доске)
Послушайте выразительное чтение стихотворения Вадима Шефнера: «Слова».
Слова
Много слов на земле. Есть дневные слова –
В них весеннего неба сквозит синева.
Есть ночные слова, о которых мы днем
Вспоминаем с улыбкой и сладким стыдом.
Есть слова – словно раны, слова – словно суд, –
С ними в плен не сдаются и в плен не берут.
Словом можно убить, словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести.
Словом можно продать, и предать, и купить,
Слово можно в разящий свинец перелить.
Но слова всем словам в языке нашем есть:
Слава, Родина, Верность, Свобода и Честь.
Повторять их не смею на каждом шагу,-
Как знамена в чехле, их в душе берегу.
Кто их часто твердит – я не верю тому,
Позабудет о них он в огне и дыму.
Он не вспомнит о них на горящем мосту,
Их забудет иной на высоком посту.
Тот, кто хочет нажиться на гордых словах,
Оскорбляет героев бесчисленный прах,
Тех, что в темных лесах и в траншеях сырых,
Не твердя этих слов, умирали за них.
Пусть разменной монетой не служат они, –
Золотым эталоном их в сердце храни!
И не делай их слугами в мелком быту –
Береги изначальную их чистоту.
Когда радость – как буря, иль горе – как ночь,
Только эти слова тебе могут помочь!
В. Шефнер
О чем заставляет задуматься стихотворение.
Задание 11.
Составьте свой синквейн, работать можно парами. Четные парты тема «слово», нечетные парты тема «язык».
Язык.
Мудрый. Сильный.
Учит. Помогает. Вдохновляет.
Язык мой – друг мой.
Сила!
Слово.
Доброе и гневное.
Ведёт. Спасает. Убивает.
Слова всем словам в языке нашем есть.
Оружие.
Проверка индивидуального задания: презентация коллажа по теме урока.
Слово о работе учащихся на уроке
Оценочная деятельность
Домашнее задание
В. 1. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Почему мы должны обращаться со словом осторожно?» Приведите в сочинении два аргумента из прочитанных текстов, подтверждающих ваши рассуждения.
В. 2. Напишите сочинение-рассуждение «Каковы функции запятых в прозаическом тексте, с которым работали на уроке?» Приведите примеры из текста, применяйте цитирование.