Повторение и углубление знаний о тексте: способы и средства связи предложений в тексте. 9-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 9


Мы, русские, интересны остальномумиру своим духовным взглядом на бытие, именно эта духовность отражена в ключевых словах нашего языка – совесть, счастье, благородство.
Т. Миронова «Крест и меч»

Цель урока: усвоение умений самостоятельно в комплексе применять знания, умения, навыки, осуществлять их перенос, на новые условия.

Задачи урока:

Образовательные задачи урока:

  1. Обобщить и систематизировать знания учащихся по темам: «Текст», «Стили речи», «Типы речи».
  2. Добиться усвоения учащимися знаний по теме «Способы и средства связи предложений в тексте».
  3. Устранить пробелы в знаниях учащихся по темам:
    • «чередование гласных в корне слова»;
    • «однородные члены предложения».

Развивающие задачи урока:

  1. Развивать навыки работы с различными источниками информации (публицистический текст, словарная статья, таблица, монологическая речь учителя).
  2. Развивать навыки выразительного чтения, устной и письменной монологической речи.
  3. Развивать навыки группового и парного взаимодействия.
  4. Развивать навыки практической деятельности, формировать орфографический и пунктуационной навыки.
  5. Развивать эвристическо-исследовательские навыки познания; умение действовать самостоятельно.

Воспитательные задачи урока:

  1. Развивать умение оценивать результаты своих действий, регулировать и контролировать этапы своей работы.
  2. Воспитывать неравнодушное отношение и интерес к родному языку, слову.
  3. Формировать потребность изучать язык.
  4. Воспитывать эстетические чувства, взгляды школьников.
  5. Вести духовное воспитание подростков.

Тип урока: урок комплексного применения знаний.

Форма урока: смешанный урок. 

Материальное обеспечение урока: 

  1. На классной доске запись темы, эпиграф к уроку.
  2. На столах: рабочие тетради (Приложение), словари, сборник пословиц и поговорок, тексты художественных и публицистических произведений.
  3. Выставка книг о языке.

Методы:

  • слово учителя;
  • беседа;
  • анализ языкового явления;
  • работа со словарём;
  • работа с текстом;
  • работа по орфографии, пунктуации, синтаксису.

Конспект урока 

1. Организационный момент.

Слово учителя о целях урока.

2. Выразительное чтение текста.

(читает учитель или заранее подготовленный ученик).

1. Язык – это мерило бытия нации, её веры, нравственности и даже физического благополучия, здоровья людей. 2. Через язык человек познаёт добро и зло, испытывает на себе их воздействие и постигает, что может сам творить словом добро и зло. 3. И выбор между добром и злом люди впервые делают, именно выбирая между благим и гибельным словом.
4. Доказано сегодня не только богословами, но и наукой, что словесное давление на человека – это не метафора, а физическая реальность… 5. Каждое слово, услышанное или увиденное нами , слышат не только наши уши, видят не только наши глаза, но вся личность человека несёт в себе отпечатки увиденного и услышанного. 6. Вот почему, интуитивно познав и опытно постигнув силу слова, человечество искони очень осторожно обращалось с ним, вводя запреты на всуе обращённое слову к Богу, на клятву и проклятие, на сквернословие и брань.
(М. Миронова)

3. Беседа с классом.

– Что прочитали? Докажите. (Прочитали текст, т.е. группу предложений, связанных по смыслу, грамматически, объединённых одной темой).

– Какой темой? О чём текст? (Текст о языке. Его сущности, о единице языка – слове).

– Значение каких слов вам незнакомо? Требует пояснения?

4. Работа с толковым словарём.

Один ученик читает словарную статью, класс следит, читая статьи, внесённые в рабочие тетради.

мерúло, -а, ср. (книжн.). Признак, свойство, на основе которого можно определить, оценить что-нибудь. Мерило художественности. Мерило доброты.
всýе, нареч.(книжн.) Зря, напрасно. (вспоминать, называть; по отношении к чему-нибудь уважаемому, высокому). Поминать чьё-н. имя в.
метáфора, -ы, ж. Оборот речи – употребление слов и выражений в переносном смысле на основе аналогии, сходства, сравнения.
богослóв, -а, м. Специалист по богословию.

5. Продолжение беседы.

– Подчеркните ключевые слова. (В.1. – 1-ый абзац; В.2. – 2-ой абзац)

(1-ый абзац: язык, мерило, бытия нации, веры, нравственности, здоровья, добро, зло, благое, гибельное слово.
2-ой абзац: словесное давление, физическая реальность, слово, уши, глаза, личность, сила слова.)

Задание 1: обменяйтесь рабочими листами, проверьте выполнение задания.

– Назовите микротемы. Объясните членение текста на абзацы.

(1-ая микротема: Язык – критерий существования нации, отдельного человека;
2-ая микротема: Слово имеет большую силу, обращаться с ним надо осторожно.)

Каждый абзац несёт особую эмоциональную нагрузку.

Задание 2. Озаглавьте текст.

(Язык – основа всего. Роль языка в жизни человека.)

– К какому стилю можно отнести текст? Докажите.

(Текст публицистического стиля.
Цель его – информировать читателя, слушателя, воздействовать на них, формировать общественное мнение, гражданскую позицию.
Сфера применения – статья в газете, текст выступления.)

Каков жанр? Выберите верный ответ.

А) выступление на митинге;
Б) публичная лекция;
В) репортаж;
Г) информация;
Д) хроника;
Е) интервью.

– Какие стилевые черты можно выделить? (эмоциональность, призывность, торжественность)

Задание 3. Выберите средства языка, характерные для данного стиля речи.

Таблица 1

Лексические
  • слова общественно-политического звучания;
  • торжественная лексика;
  • книжная лексика;
  • использование антонимов;
  • слова с переносным значением.
Морфологические
  • использование отглагольных существительных;
  • использование существительных в мужском и среднем роде.
Синтаксические
  • простота синтаксических конструкций;
  • использование обращений;
  • риторические вопросы;
  • использование анафор;
  • синтаксический параллелизм;
  • побудительные и восклицательные предложения;
  • неполные предложения.

Задание 4. Воспользуйтесь таблицей 2

– Каков тип речи? Докажите. (Текст-рассуждение)

– Какова разновидность? (рассуждение-размышление)

Таблица 2. Типы речи

Тип речи Разновидность типа речи
Повествование (что произошло?)
  • изобразительное
  • информативное
Описание (какой?)
  • предмета
  • места
  • состояние среды
  • состояние человека
Рассуждение (почему?)
  • доказательство
  • объяснение
  • размышление

– Какова роль 1-го предложения в композиции текста? (1-ое предложение – тезис)

– А последнего? (В последнем предложении заключается основная мысль текста)

– Каков способ связи предложений в тексте? (последовательный)

а) последовательный

б) параллельный

Организационная диаграмма

– С помощью каких языковых средств осуществляется связь между предложениями в тексте? Воспользуйтесь таблицей 3

Таблица 3

Лексические
  • слова одной тематической группы;
  • слова со значением «целое и его части»;
  • прямой повтор;
  • синонимы;
  • антонимы.
Интонационные средства
  • длина фразы;
  • ритмика;
  • интонация.
Морфологические
  • союзы, союзные слова, частицы;
  • местоименные слова, в том числе наречия;
  • видовременные формы глаголов:
  • степени сравнения прилагательных и наречий.
Синтаксические
  • порядок слов;
  • синтаксический параллелизм;
  • антонимическая организация текста;
  • расчленённые конструкции;
  • неполные предложения;
  • вводные слова и предложения.

Задание 5

В 1-ом абзаце найдите однокоренные слова разных частей речи.

– Какое фонетическое явление можно наблюдать?

(выбор – отглагольное существительное;
выбирáя – деепричастие.
Фонетическое явление – чередование звуков).

– Как объяснить правописание «и» в корне деепричастия? Какой это корень? (выбирáя, чередующийся).

Задание 6

В предложениях 4, 5 найдите слова, в которых правописание «н» и «нн» определяется правилом правописания суффиксов причастий и отглагольных прилагательных, образованных от глаголов совершенного вида. Выпишите найденные слова (увиденное, услышанное)

Задание 7

Из предложений 1-го абзаца выпишите слова, в которых написание приставки зависит от глухости/звонкости звука, обозначаемого следующей после приставки буквой. (воздействие, испытывает).

Задание 8

Выпишите грамматическую основу 1-го предложения. Объясните постановку знака препинания. (язык – мерило; и подлежащее, и сказуемое выражены именем существительным в именительном падеже)

– Сколько рядов однородных членов в 3-ем предложении? (2)

Задание 9

Укажите способ подчинительной связи.

познаёт добро __________
словесное давление __________
делают впервые __________

Задание 10

Выберите грамматически правильный вариант продолжения предложения:

Постигнув силу слова…

  1. были созданы замечательные произведения русской классики;
  2. добро может победить зло;
  3. происходит выбор между добром и злом;
  4. человечество всегда очень осторожно обращалось с ним.

– На какие орфографические правила можно составить словарный диктант на основе данного текста?

(– безударные гласные, проверяемые и не проверяемые ударением;
– правописание приставок;
– «н» и «нн» в словах разных частей речи;
– правописание чередующихся гласных в корне слова).

– Какие пунктуационные правила можно проиллюстрировать примерами из данного текста?

(– знаки препинания в предложениях с однородными членами;
– тире между подлежащим и сказуемым;
– запятая в сложносочинённом и сложноподчинённом предложениях;
– обособление обстоятельств, выраженных деепричастным оборотом.)

Подведение итогов урока

– Итак, с какими единицами языка мы работали на уроке? (звук, слово, словосочетание, предложение, текст)

– Какова основная мысль текста, с которым работали? (Со словом нужно обращаться осторожно)

– Какими примерами народной мудрости можно завершить урок?

(Язык, что бритва.
Не бей кулаком, ударь словом.
Доброе слово сказать – посошок в руки дать.
Слово не стрела, а пуще стрелы.
Слово не обух, а от него люди гибнут.
Язык голубит, язык не губит.
Не ножа боится, а языка.)

Обращение к эпиграфу (на доске)

Послушайте выразительное чтение стихотворения Вадима Шефнера: «Слова».

Слова

Много слов на земле. Есть дневные слова –
В них весеннего неба сквозит синева.

Есть ночные слова, о которых мы днем
Вспоминаем с улыбкой и сладким стыдом.

Есть слова – словно раны, слова – словно суд, –
С ними в плен не сдаются и в плен не берут.

Словом можно убить, словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести.

Словом можно продать, и предать, и купить,
Слово можно в разящий свинец перелить.

Но слова всем словам в языке нашем есть:
Слава, Родина, Верность, Свобода и Честь.

Повторять их не смею на каждом шагу,-
Как знамена в чехле, их в душе берегу.

Кто их часто твердит – я не верю тому,
Позабудет о них он в огне и дыму.

Он не вспомнит о них на горящем мосту,
Их забудет иной на высоком посту.

Тот, кто хочет нажиться на гордых словах,
Оскорбляет героев бесчисленный прах,

Тех, что в темных лесах и в траншеях сырых,
Не твердя этих слов, умирали за них.

Пусть разменной монетой не служат они, –
Золотым эталоном их в сердце храни!

И не делай их слугами в мелком быту –
Береги изначальную их чистоту.

Когда радость – как буря, иль горе – как ночь,
Только эти слова тебе могут помочь!
В. Шефнер

О чем заставляет задуматься стихотворение.

Задание 11.

Составьте свой синквейн, работать можно парами. Четные парты тема «слово», нечетные парты тема «язык».

Язык.
Мудрый. Сильный.
Учит. Помогает. Вдохновляет.
Язык мой – друг мой.
Сила!

Слово.
Доброе и гневное.
Ведёт. Спасает. Убивает.
Слова всем словам в языке нашем есть.
Оружие.

Проверка индивидуального задания: презентация коллажа по теме урока.

Слово о работе учащихся на уроке

Оценочная деятельность

Домашнее задание

В. 1. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Почему мы должны обращаться со словом осторожно?» Приведите в сочинении два аргумента из прочитанных текстов, подтверждающих ваши рассуждения.

В. 2. Напишите сочинение-рассуждение «Каковы функции запятых в прозаическом тексте, с которым работали на уроке?» Приведите примеры из текста, применяйте цитирование.