Цели.
1.Образовательные:
- учить строить рассуждение на предложенную тему;
- учить доказывать свое мнение, приводя аргументы,
- повторить орфографию,
- формировать умение составлять план своей работы;
- учить подбирать материал на предложенную тему (иллюстративный и текстовой).
2.Воспитательные:
- воспитание уважительного отношения к дружбе и понимания, что значит “настоящая дружба”,
- строить коммуникацию с другими людьми в процессе обсуждения,
- учить создавать для себя нормы поведения и оценивать свое поведение и ценности.
3.Развивающие:
- обогащать словарный запас учащихся,
- развивать выразительность речи,
- учить анализировать, обобщать, доказывать и определять понятия, ставить и разрешать проблемы.
Оборудование.
ПК, медиапроектор, экран, презентация ,составленная учителем и детьми на основе фотографий учащихся и высказываний великих людей о дружбе, карточки с пословицами и афоризмами о дружбе; листы для пожеланий.
Подготовительная работа к уроку.
Учащиеся приготовили материал о дружбе: фотографии друзей, высказывания великих людей о дружбе, пословицы.
Было предложено принести собранный материал в электронном виде, что и было охотно сделано многими учащимися.
Ход урока
1.Организационный этап.
Организация работы учащихся.
Мотивация учащихся.
Определение темы и целей урока
Чтение и обсуждение записи на доске:
“Ни музы, ни труды, ни радости досуга - ничто не заменит единственного …”
А.С.Пушкин
-Какое слово завершает фразу поэта?
Согласны ли вы с этим утверждением?Почему?
-Эта цитата взята из высказываний о дружбе, принесенных вашей одноклассницей.
Вы уже знаете, что сегодня у нас урок подготовки к сочинению- рассуждению.
Вы приготовили фотографии своих друзей, высказывания великих людей, пословицы, а теперь назовите тему, на которую мы будем рассуждать.
- Запишем заголовок работы: что такое настоящая дружба?
-Что же должно стать результатом урока?
2.Актуализация знаний.
-Давайте подумаем над заголовком? Скажите, а что такое дружба?
Обратите внимание на слово “рассуждение”.Что оно значит?
Рассуждение-тип речи…
Задание.
- Назовите слова, которые ассоциируются у вас со словом “дружба”?
Запишем их на доске в рабочий словарь и в черновики.
Создается словарь для работы над темой.
Повторяется орфография записанных слов.
Словарь: радость, преданность, верность, доброта, отзывчивость, надежность, помощь, поддержка, сопереживание, забота, доверие, счастье, настоящий, старый, проверенный, равенство и т.д.
3.Работа над содержанием сочинения.
Словарная работа.
Задание.
- Почему вы связываете слова: дружба и поддержка, дружба и равенство…?
-Посмотрите, какое это емкое слово-дружба. Как мы можем начать свое сочинение о ней?
Озаглавим первый пункт плана.
-Дружба - прекрасное чувство, но легко ли дружить? Докажите свое мнение.
-Какие слова в нашем словаре показывают, что дружба требует от человека и усилий. Почему дружить - непростое дело?
Подготовка фрагмента сочинения.
Задание по рядам. Карточка 1
Как вы понимаете высказывание на карточке. Согласны ли вы с ним? Почему? Напишите в черновике.
1 ряд.
Сердечный друг не родится вдруг.
Русская пословица.
2 ряд.
Война испытывает храбреца, гнев – мудреца, нужда – друга. (Народная мудрость)
3 ряд.
Дружба - взаимное эхо: она дает столько, сколько берет.
Александр Иванович Герцен.
Работа в черновиках.
Надо отметить, что исторически слово дружба связано со словом дружина, то есть друг-это верный товарищ на войне. (Этимологический словарь русского языка.)
Проверка написанного
-Озаглавим следующий пункт (2) плана нашего сочинения. Нам поможет выбрать заголовок карточка 2 .(Нет друга - ищи, а нашел – береги)
Карточка 2.
1.Гроза, грозись, а мы друг за друга держись.
2.Друг за друга держаться – ничего не бояться.
3.Был бы друг, найдется и досуг.
4.Нет друга – ищи, а нашел – береги.
5.Лжей – всегда неверный друг.
6.Приятелей много, а друга нет.
Работа над цитатой.
Вернемся к нашей цитате. А что такое цитата?
-Почему Пушкин говорит о единственном друге?
-Согласны ли вы с поэтом? Почему?
-Итак, в следующей части сочинения речь пойдет о том. Что настоящих друзей немного. Как мы озаглавим эту часть работы? Обратимся к карточке 2.(Приятелей много, а друга нет)
Обсуждение ситуации.
Учитель предлагает ситуацию для обсуждения.
Никита не пришел на дежурство. Миша, ответственный за дежурство в классе, сказал:
-Почему ты не пришел дежурить? Ты меня подвел.
Никита ответил:
-Ты же мне друг. Девчонки все равно завтра уберут. Не занудничай. Забыл, как я за тебя заступаюсь, когда Тимка лезет драться?
Вопросы для обсуждения.
Кто прав? Как бы вы поступили на месте Миши? Какие слова из нашего словаря забыл Никита?
Свое мнение по поводу ситуации вы изложите в следующей части. Заголовок можно найти на карточке 2.(Лжец - всегда неверный друг)
Работа с презентацией.
-Дружба – большой труд души, но ее плоды стоят усилий. Давайте посмотрим на ваши фотографии и скажем, что же такое настоящая дружба? (Все смотрят слайды презентации, материалы для которой заранее собирались к уроку, презентацию может выполнить как учитель, так и подготовленный ученик или группа учеников).
4.Обобщение и систематизация
Подведение итога урока. Осмысление всего, что узнали, в единое целое.
-Давайте закончим свою работу пожеланием всем тем, кто хочет дружить.
Напишите эти пожелания на листах, которые пойдут по рядам. Потом эти пожелания войдут в нашу презентацию, которую мы вместе сделали.
Ученики пишут на листах пожелания всем, кто хочет дружить.
5.Информация о домашнем задании
Дается задание - написать, пользуясь материалами урока (черновиком, карточками), сочинение на указанную тему.
-Последний пункт плана содержит вывод, его вы озаглавите сами.