Цели: Повторение и закрепление речеведческих понятий .
Задачи :
- Образовательные: формирование умений и навыков в определении темы текста , основной мысли текста , проблемы ; закрепление некоторых орфографических правил, повторение лексических групп слов.
- Развивающие: обогащение словарного запаса учащихся; формирование умения сравнивать, обобщать материал.
- Воспитательные: формирование представлений у учащихся о правдивом, честном образе жизни.
Тип урока: повторение и систематизация изученного материала .
Организационные формы обучения: групповая и индивидуальная.
Оборудование: словари толковые и фразеологические , рабочие страницы, схемы-подсказки (готовили сами уч-ся),текст на каждого ученика.
Помощники-лингвисты: учащиеся, которые работали со словарями.
Приложение 1, Приложение 2, Приложение 3, Приложение 4
Ход урока
1 этап
– Прочитайте текст. Подготовьтесь к выразительному его прочтению.
Учащиеся знакомятся с текстом, выразительно читают. (Приложение 1)
– Докажите, что это текст.
Учащиеся приводят не менее 3-х доказательств того, что данные предложения являются текстом. (Также обсуждается : порядок предложений в тексте , способ связи, общая тема.)
– Какое из высказываний можно взять в качестве эпиграфа к тексту? Какое из них наиболее точно отражает мысль, проблему текста?
– Ложь во спасение.
– У лжи короткие ноги.
– Лжи много, а правда одна.
–Что такое эпиграф?
2 этап
Работа над заданием к тексту.
– У каждого учащегося на столе рабочая страница с заданиями. (См. Приложение 2 и Приложение 3).
Первые 5 заданий к тексту выполняют каждый индивидуально.
Задания с 1-го по 3-е дифференцированы (для сильных учащихся варианты ответов не даются).
Выполните задание № 6 к тексту. Почему слово ложь не надо выписывать?
3 этап
Работаем вместе.
– Объясните лексическое значение слов : искусный, прослывает.
Обсуждаем. затем обращаемся к “ лингвистам”. (Они заранее были назначены, каждый из них работал со своим словарем.)
Сравниваем объяснения учащихся с толкованием словарей.
Самостоятельно выполняют зад. № 7 на рабочей странице (Приложение 2 и Приложение 3)
Работаем коллективно:
– Как вы понимаете высказывание “ искусный лжец”?
Самостоятельно выполняют зад.№ 9 ,затем вместе проверяем и обсуждаем.
Самостоятельно выполняют зад.№ 10.
4 этап.
– Подводим итоги:
- Какие понятия и термины повторили?
- Узнали что-то новое, интересное?
Домашнее задание
– Напишите мини-сочинение о том, как вы понимаете высказывание: “ Лож во спасение”.