Цели: вспомнить, что учащимся известно об описании, показать значение деталей в художественном описании предмета, подготовить учащихся к написанию изложения, совершенствовать умение отбирать необходимый материал для изложения.
Оборудование: доска, учебник.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Подготовка к написанию изложения
1. Вступительное слово учителя.
К.Г. Паустовский много писал о природе, особенно о природе Средней полосы России. Читая Паустовского, мы проникаемся глубокой любовью к природе, нам хочется лучше видеть, знать и чувствовать её. Сегодня мы будем писать изложение по отрывку из рассказа Паустовского “Прощание с летом”.
Пока вам известен только заголовок. Попробуйте предположить, о чём будет рассказано в этом отрывке. Вспомните, как началась зима в этом году: надоели всем дожди и слякоть. Уныла серая, мокрая земля. И вот выпал снег.
Вопрос: что изменилось в природе?
Все времена года хороши по-своему. Но начала каждого из них мы ведём с особым трепетом. Почему? Потому что каждый раз природа как бы заново дарит нам свою красоту. Послушайте, как пишет о начале зимы Паустовский.
2. Чтение текста учителем.
3. Работа с текстом по учебнику.
Повествование ведётся от первого лица. Рассказчик – сам автор, его глазами мы смотрим на мир. Важно не просто запомнить всё, что увидел и услышал автор, а постараться вместе с ним увидеть и услышать природу.
4. Комментированное чтение текста. Беседа по содержанию. Языковой разбор текста. Анализ 1 абзаца.
Однажды ночью я проснулся от странного ощущения
Вопрос: какие слова выделяются голосом? Почему?
Странное ощущение. В этом сочетании основной смысл сообщения. Именно оно настораживает, заставляет напрячь внимание, с нетерпением ждать объяснения.
Задание: подберите синонимы к прилагательному странное. (Непривычное, непонятное)
Мне показалось, что я оглох во сне.
Человек на самом деле не потерял слух.
Вопрос: как сказано об этом? Как по-другому можно выразить эту же мысль?
Я лежал с закрытыми глазами, долго прислушивался и, наконец, понял, что я не оглох, попросту за стенами дома наступила необыкновенная тишина. Такую тишину называют “мёртвой”. Умер дождь, умер ветер, умер шумливый беспокойный сад. Было только слышно, как посапывает во сне кот.
Вопросы: почему слово “мёртвая” в тексте взято в кавычки? Как вы понимаете выражение “мёртвая тишина”? С какой целью вводится эта метафора? Нужно ли её сохранить в изложении?
Слово, употреблённое в переносном значении, более выразительно. Оно даёт ощущение резкой перемены погоды. Не случайно автор повторяет его трижды. Это усиливает впечатление. Предложение Умер дождь, умер ветер, умер шумливый, беспокойный сад сложное. В каждой части сказуемое стоит на 1месте, при чтении оно отделяется от подлежащего значительной паузой; интонация перечислительная. Порядок слов в предложении, паузы, интонация позволяют сосредоточить внимание на том, что произошло.
Вывод: Итак, проанализирован 1 абзац. Те впечатления, о которых пишет автор, – это впечатления слуховые. Основная мысль этой части – наступила “мёртвая” тишина.
Анализ 2 абзаца.
Я открыл глаза. Белый и ровный свет наполнял комнату.
Новое впечатление – зрительное. Была осенняя темень, а стало даже в комнате очень светло. Свет ровный. Почему? Он идёт из одной точки, ведь всё вокруг побелело, этим отражённым светом и полна комната.
Я встал и подошёл к окну – за стёклами всё было снежно и безмолвно.
Здесь природа воспринимается глазами и слухом.
Вопрос: какие представления вызывает у вас слово снежно?
Всё сплошь покрыто снегом. Снежно – значит бело кругом.
Вопрос: как автор избежал повторения?
К окну – за стёклами.
В туманном небе на головокружительной высоте стояла одинокая луна, вокруг неё переливался желтоватый круг.
Меняется интонация. Она становится взволнованной и торжественной. Прилагательное головокружительная употребляется только со словом высота.
Вопрос: как связаны между собой определения в этом предложении?
Туманное (небо); одинокая (луна); желтоватый (круг).
Снег только что выпал. Лёгкие тучки ещё держатся в высоте, поэтому небо туманное, звёзд не видно, поэтому круг желтоватый.
Через окно я увидел, как большая серая птица села на ветку клёна в саду. Ветка качнулась, с неё посыпался снег. Птица медленно поднялась и улетела, а снег всё сыпался, как стеклянный дождь, падающий с ёлки. Потом снова всё стихло.
Сыплется с потревоженной ветки снег. Он сравнивается со стеклянным дождём. Почему? Мы как бы слышим снег. Он напоминает тонкий шелест этого ёлочного украшения. Вот почему у писателя такое сравнение. Сравнение снега с ёлочным дождём помогает автору создать нужное настроение. Он не просто описывает первый снег, он и нам передаёт радостное, праздничное чувство, вызванное красотой земли.
Проснулся Рувим. Он долго смотрел за окно, вздохнул и сказал: “Первый снег очень к лицу земле”. Земля была нарядная, похожая на застенчивую невесту.
5. Составление и запись плана.
Первый снег.
- Необыкновенная тишина.
- За стёклами было всё снежно и безмолвно.
- “Первый снег очень к лицу земле”.
6. Работа по предупреждению речевых, орфографических и пунктуационных ошибок.
Задания:
- выделите в тексте глаголы с безударными гласными в корне. Подберите проверочные слова.
- запишите слово сон с предлогами.
- выделите местоимения с предлогами
- уточните и проверьте следующие написания:
Странное ощущение, необыкновенная тишина, туманное небо, стеклянный дождь.
7. Заключительное чтение текста