Тема: Урок русского языка «Счастливый случай».
Цели:
1) образовательная: обобщить и закрепить имеющиеся знания учащихся по русскому языку;
2) развивающая: развитие интеллекта, внимания, памяти, воображения;
3) воспитательная: формирование положительной мотивации изучения предмета.
Задачи:
1) повторить изученный материал, выполняя практическую работу, включающую разные виды заданий;
2) провести контроль знаний посредством игры.
Оформление: Нарисованные плакаты с названием игры, плакаты для болельщиков.
Оборудование:
1) компьютер с ОС Windows XP professional, Microsoft Office – 2003, проектор, экран; презентация PowerPoint (Приложение 6), запись мелодии игры «Счастливый случай»;
2) 6 листов цветного картона (формат А4) с написанными на обратной стороне вопросами из разных разделов языка, кубик с разноцветными гранями, соответствующими названиям разделов языка;
3) керамический бочонок, «бочонки» от «киндер-сюрпризов» с заданиями для четвертого конкурса.
Этапы игры:
1. Организационный момент.
2. Геймы (их проводит учитель): «Вопрос – ответ», «Каждый за себя», «Дальше, дальше, дальше», «Заморочки из бочки», «Ты – мне, я – тебе», «Гонка за лидером».
3. Подведение итогов.
Ход урока
Звучат позывные игры «Счастливый случай».
Сообщение темы и целей урока учителем. (Слайды 1, 2)
1 ведущий: (Слайд 3) «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, - ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя – как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!»
2 ведущий: Такие прекрасные слова о нашем языке сказал в 1882 году И. С. Тургенев – великий писатель, мастер русского слова. Давая высокую оценку русскому языку, И.С. Тургенев завещал нам следующее: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками».
1 ведущий: А что значит беречь язык?
2 ведущий: Это значит, грамотно писать, правильно говорить. Но русский язык далеко не прост в изучении, он имеет множество разделов, правил и исключений. И нет границ в его познании.
1 ведущий: Так пусть же наша сегодняшняя встреча с языком поможет каждому из вас в овладении непростым, но поистине чудесным русским языком. Право выявить знатоков русского языка поручено самому справедливому и мудрому жюри. (Представление.) Каждое правильно выполненное задание жюри будет оценивать 1 баллом.
2 ведущий: А теперь настало время поближе познакомиться с командами. Сегодня мериться силами в знании русского языка будут «Знайки» и «Грамотеи».
Звучат позывные игры «Счастливый случай».
1 ведущий: А теперь познакомимся с правилами игры. Игра состоит из 6-ти геймов. Вопросы для игры взяты из разных разделов русского языка и помечены определенным цветом. Красный – морфология, зеленый – орфография, синий – фонетика, желтый – лексика, коричневый – орфоэпия, фиолетовый – морфемика. Каждой команде выдается кубик, стороны кубика окрашены в те же цвета, что и разделы языка. Если у команды три раза подряд выпадает сторона одного и того же цвета, - это СЧАСТЛИВЫЙ СЛУЧАЙ. Все набранные очки команды удваиваются.
Звучат позывные игры «Счастливый случай».
2 ведущий: Команды настроены на игру, жюри готово эту игру оценить, поэтому мы незамедлительно к ней и приступаем.
1 ведущий: 1-й гейм «Вопрос – ответ». Каждой команде задается по 6 вопросов. Время обдумывания ответа – 15 секунд. Команды бросают кубик по очереди.
2 ведущий: (Слайд 4) Сейчас вам пригодятся все ваши знания и эрудиция. Только не спешите с ответом. Помните слова великого поэта Гете: «Гораздо легче вполне ошибиться, нежели наполовину». (Приложение 1)
1 ведущий: (Слайд 5) Первый гейм закончен. Жюри подводит итоги. А у нас есть задание для болельщиков. (Или разгадайте рифмованные шарады:
Мой первый слог найдешь тогда,
Когда в котле кипит вода.
Местоименье – слог второй,
А в целом – столик школьный твой.
(Пар-та)Две ноты, союз,
Все вместе – игра,
В которую любит
Играть детвора.
(До-ми-но)
2 ведущий: (Слайд 6) Максим Горький сказал: «Язык – это оружие, как ружье у солдата. Чем лучше оружие, тем сильнее воин». Вот сейчас мы посмотрим, насколько каждый из вас силен в познаниях русского языка.
1 ведущий: 2-й гейм «Каждый за себя». Начинает игру та команда, которая набрала больше очков в первом гейме. Игроки бросают кубик по очереди, ответы индивидуальные, без обсуждения. (Приложение 2)
2 ведущий: (Слайд 7) Закончен 2-й гейм. Пока жюри подводит итоги, у нас есть задание для болельщиков. Или разгадайте морфологические шарады:
Корень тот же, что и в слове отдавать,
Приставки взяты из слов преграда и посылка,
Суффикс и окончание взяты из слова знание.
(Пре-по-дав-ани-е)Корень тот же, что и в слове сказка.
Суффикс тот же, что и в слове извозчик.
Приставка та же, что и в слове расход.
(Рас-сказ- чик)
1 ведущий: (Слайд 8) В.Г. Белинский сказал: «Человек боится только того, чего не знает. Знанием побеждается великий страх». Вот и мы надеемся, что вы с помощью своих знаний будете бесстрашно двигаться вперед.
2 ведущий: 3-й гейм «Дальше, дальше, дальше…».Это гейм-блиц. Он содержит вопросы из всех разделов языка. За 2 минуты командам нужно ответить на максимальное количество вопросов. Не знаете ответ – говорите: «Дальше!» (Приложение 3)
1 ведущий: (Слайд 9) Закончен 3-й гейм. Пока жюри подводит итоги, мы попросим болельщиков выполнить задание. (Или разгадать анаграммы, то есть отыскать в данном слове другое слово, переставляя буквы местами: рост (сорт, торс, трос); росинка (соринка); ракета (карета); руда (удар)).
2 ведущий: (Слайд 10) Прекрасные слова о русском языке произнес узбекский поэт Сабир Абдулла:
Учите русский – годы к ряду,
С душой, с усердием, с умом!
Вас ждет великая награда,
И та награда – в нем самом.
Да, знать, понимать русский язык, владеть им – это большая награда. И сейчас мы с вами еще раз будем наблюдать за работой команд, надеясь на то, что они покажут высокие результаты.
1 ведущий: 4-й гейм «Заморочки из бочки». В нашем бочонке находятся вопросы. Команды сами вытягивают для себя по вопросу, обсуждают и отвечают на них. (Приложение 4)
2 ведущий: (Слайд 11) Закончен 4-й гейм. Пока жюри подводит итоги, мы с болельщиками выполним еще одно интересное задание. (Или обратимся к игре «Наборщик». Разбейте слово ОБЛАЧНОСТЬ на маленькие капельки, каждая из которых тоже будет что-нибудь да значить. Ответ: лоно, болт, ночь, стол, лань, сало, слон, стан, бант, нота).
1 ведущий: (Слайд 12) «Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык. Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку. Языку мы должны учиться непрерывно до последних дней своей жизни».
2 ведущий: Эти прекрасные слова К. Г. Паустовского – призыв к изучению русского языка, пониманию его. И хотя в народе существует мнение, что все знать невозможно, стремиться узнать как можно больше должен каждый уважающий себя человек. Вот сейчас мы посмотрим, знают ли команды ответы на вопросы соперников.
1 ведущий: 5-й гейм «Ты – мне, я – тебе». Вопросы для этого конкурса команды готовили заранее. Каждая команда задает по 1 вопросу.
2 ведущий: (Слайд 13) Закончен 5-й гейм, пока жюри подводит итоги, мы снова попросим болельщиков выполнить задание. (Или досказать фразу.)
- Конь ржет, а корова… (мычит).
- Собака лает, а кошка… (мяукает).
- Луна светит, а звезды… (мерцают).
- В синем море звезды блещут,
В синем море волны… (плещут).
1 ведущий: (Слайд 14) Философ Конфуций в свое время сказал: «Учиться и время от времени повторять изученное, разве это не приятно?» Вот и сегодня мы с вами будем повторять то, что вы хорошо уже знаете.
2 ведущий: 6-й гейм «Гонка за лидером». Начинает команда, которая отстает в счете. В этом гейме будут заданы вопросы из всех разделов русского языка, от сложных до самых простых.. Команда может ответить правильно на 5 вопросов и получить 5 баллов. Если команда ошибается, то вопросы команде больше не задаются. (Приложение 5)
1 ведущий: Все проходит, все когда-нибудь кончается. «Конец – делу венец», - гласит народная мудрость. Каков же наш итог, сейчас расскажет жюри.(Жюри объявляет результат, вручаются грамоты и подарки.)
2 ведущий: Ребята, если эта игра пробудила в вас интерес к русскому языку, его тайнам, если русский язык стал вам ближе, дороже, понятней, значит можно считать, что цель нашего мероприятия достигнута. Желаем вам всем успеха в мире слов, в мире знаний!