Цели урока:
- Научить детей правильно воспринимать на слух и правильно произносить звук Ц (изолированно, в словах, в слогах), развитие умений и навыков слогового чтения с постепенным переходом к чтению словами, закрепление умений членить предложение на слова, слова на слоги, слоги на звуки, формирование каллиграфического письма букв Ц, ц и соединений с ними;
- Совершенствовать навык сознательного беглого, выразительного чтения;
- Расширение словарного запаса учащихся;
- Расширить знания о родном крае;
- Воспитывать аккуратность, опрятность, уважение к русскому языку, труду, родному языку;
Оборудование: учебники, тетради, касса классная, наборное полотно, предметные картинки, картина-таблица.
Ход урока
I. Организационный момент.
Всем красиво подравняться
Начинаем заниматься
Все на меня посмотрели
И красиво, тихо сели.
II. Повторение пройденной темы.
- Фонетическая зарядка.
- Как подзывают цыплят? (цып-цып)
- Все хором повторяют и поют:
Цып-цып, мои цыплятки,
Цып-цып-цып, мои касатки.
Вы пушистые комочки,
Мои будущие квочки.
- Кто внимательный?
- Назови, Данзын что изображено на рисунках?
- Полотенце, заяц, огурец, цыпленок, цепь.
- Молодец!
- В слове полотенце [ц] где находится?
- [ц] находится в середине слова.
- В слове заяц [ц] где находится?
- [ц] находится в конце слова.
- В слове цыпленок [ц] где находится?
- [ц] находится в начале слова.
Итог:
- Есть слова, где [ц] – в начале, в середине и в конце.
- Молодцы!
- А сейчас ребята я вам прочитаю сказку “Цыпленок Цып”: А вы запомните слова со звуком [ц], которые встретятся вам в сказке:
Цыпленок ЦыпЦыпленок Цып вылупился из яйца самым первым и теперь сидел на крыльце и ждал, когда же, наконец, остальные цыплята вылупятся.
- Мама, ты неправильно сидишь! Видишь – никто не вылупляется больше!
Курица так удивилась, что только глазами захлопала.
- Ну, ты посиди, - говорит Цып, - а я пойду прогуляюсь.
Вышел Цып в поле, подошел к цветку и говорит:
- Неправильно ты цветешь! Надо вниз цветком цвести, тогда на тебя всякие бабочки и жуки не будут садиться.
Сказал и пошел дальше. Смотрит – гусеница ползет.
- Эй, гусеница, ты неправильно ползешь!
- А как же надо? – удивилась гусеница.
- Надо свернуться кольцом и катиться, так быстрее будет!
Сказал и пошел дальше. Смотрит – цапля лягушек ловит.
- Эй, цапля, ты же неправильно ловишь! Смотри, как надо!
И как прыгнет в болото.
Тут бы Цыпу и конец пришел, хорошо – цапля его вытащила.
- Чтобы учить,- говорит цапля, - надо самому что-нибудь знать. Понял, Цып?..
- (Цыпленок Цып, яйцо, крыльцо, наконец, цыплята, курица, цветок, цветень, гусеница, кольцом, цапля).
- Молодцы!
- А сейчас проведем “Слоговой аукцион”.
- Первый ряд придумает слова, оканчивающиеся на ЦА. (Курица, лисица, единица, синица, овца, луковица, страница, умница, водица, скромница, царица, красавица, гусеница - 13).
- А второй ряд придумайте слова, оканчивающиеся на ЦЫ. (Концы, птенцы, кузнецы, овцы, огурцы, борцы, купцы, страницы, бойцы, хлебцы, отцы, синицы - 12).
- Молодцы! Побеждает первый ряд, они придумали больше слов - 13, а у второго - 12слов.
Работа по учебнику стр. 87
- Вчера мы с вами научились читать слова на тся, ться.
- Как читаем слова на тся, ться?
- Слова на тся, ться читаем как [ЦЦА].
- Эти слова на какие вопросы отвечают?
- Что делает? Что сам делает?
- Что делают? Что сами делают?
- Молодцы!
- Что Миша делает?
- Миша одевает Машу.
- Миша сам что делает?
- Миша одевается сам.
- Девочки что делают?
- Девочки расчесывают куклу.
- Девочки сами что делают?
- Девочки расчесываются сами.
- Молодцы!
Физминутка Цапля:
Очень трудно так стоять
Ножку на пол не спускать
И не падать, не качаться
За соседа не держаться
(Декламируется детьми 2 раза, первый раз дети стоят на одной ноге, второй раз – на другой).
Новая тема
(Сообщение темы и цели урока)
- Сегодня на уроке вы познакомитесь новыми словами: город, столица, большая и прочитаем рассказ о главном городе Тувы.
- Кызыл какой город?
- Красивый, большой город.
- В каком кожууне (районе) вы живете?
- В Тоджинском кожууне.
- Главный поселок нашего кожууна?
- Центр нашего кожууна Тоора-Хем.
- Наш кожуун чем богат?
- У нас есть олени.
- Еще?
- Наш кожуун богат лесом, дикими зверями, ягодами, орехами.
- Молодцы!
Работа над произношением
Гoрод, столица, большая.
[ат] [а] [а]
- Как читаем безударную гласную?
- Безударную гласную О читаем как А.
Словарная работа
Город – хоорай;
Столица – тову (топ);
Большая – улуг.
Работа по учебнику стр.89
1. Ученики читают про себя рассказ “О Кызыле”.
Это город Кызыл. Кызыл – столица Тувы. Это улица Ленина. Она большая, широкая и красивая. На улице высокие красивые дома. Наш город красивый. Мы любим свой город.
2. Читают по рядам вслух (слежу за чтением).
3. Работа по содержанию рассказа:
- Билзей, ты была в Кызыле?
- Да, я была в Кызыле.
- Какие дома в Кызыле?
- В Кызыле большие многоэтажные дома.
- Какие улицы в Кызыле?
- Улицы в Кызыле широкие и красивые.
- Что за белое здание видите вы на картине?
- Это театр.
- Чьим именем назван театр?
- Театр назван именем Виктора Кок-оола.
- А кто такой Виктор Кок-оол?
- Это знаменитый артист, драматург.
- Кызыл какой город нашей Республики?
- Кызыл – главный город нашей Республики.
- Главный город - как можно назвать по-другому?
- По-другому можно назвать – СТОЛИЦА.
- Молодцы!
4. А сейчас проведем разговор на стр.89. Дети спрашивают друг у друга:
- Где ты живешь?
- Я живу в Тоора-Хеме.
- Скажи адрес.
- Улица Чургуй-оола, дом 52, квартира 1.
Провести диалог по партам (2-3пары)
Работа в тетрадях
- Сели все правильно, обе руки на партах. Пишем красиво и чисто. Запишите число. Классная работа. Запишите образец: Ц, ц.
Огуре…, солн…е, …веток, кузне…, оте…, …ифра, ли…о, …арь.
В цветнике цветут цветы.
- Какие буквы написаны?
- Заглавная и строчная.
- Во втором задании, вместо точек вставляем пропущенные буквы.
- Из этих слов подчеркните слова, которые отвечают на вопрос кто?
- Скороговорку списываете красиво, чисто и без ошибок.
- Остальные слова на какой вопрос отвечают?
- Остальные слова отвечают на вопрос что?
- Молодцы!
Работа по картине
1. Составляют предложения. Цецег пишет и находит в предложении главные члены:
Саша копает яму лопатой.
- О ком говорится в 1-ом предложении? (О Саше)
- Что делает Саша? (Копает)
2. Аялга составляет второе предложение и тоже находит в нем главные члены:
Лена поливает цветы лейкой.
- О ком говорится в предложении? (О Лене)
- Что делает Лена? (Поливает)
- Как подчеркиваем подлежащее?
- Подлежащее подчеркиваем одной прямой чертой.
- А как подчеркиваем сказуемое?
Сказуемое подчеркиваем двумя прямыми чертами.
Молодцы!
Кто знает скороговорки со словами со звуком [ц]?
(2-3 ученика прочли наизусть несколько скороговорок)
Бегают две курицы прямо на улице.
Очень часто бьются у Танечки блюдца.
Ученица-озорница получила единицу.
Подводится итог урока
- Понравилось вам на уроке?
- О чем говорили?
- А теперь поднимите руки и скажите хором:
Люблю солнце!
Люблю свою родину!
Люблю Туву!
- Кто хорошо отвечал?
- Кто умники и умницы?
- Сами выбирают и называют тех, кто хорошо работал.
- Спасибо вам за работу! Вы все молодцы!
Литература:
- “Азбука”, А.М Бартан, Х.Б Ооржак. Учебник для учащихся тувинских школ. Тувинское книжное издательство. г.Кызыл - 2003г.
- Занимательное азбуковедение, В.В Волина.