Согласный звук [ц], буквы Ц, ц. Кызыл – столица Тувы

Разделы: Русский язык, Начальная школа


Цели урока:

  1. Научить детей правильно воспринимать на слух и правильно произносить звук Ц (изолированно, в словах, в слогах), развитие умений и навыков слогового чтения с постепенным переходом к чтению словами, закрепление умений членить предложение на слова, слова на слоги, слоги на звуки, формирование каллиграфического письма букв Ц, ц и соединений с ними;
  2. Совершенствовать навык сознательного беглого, выразительного чтения;
  3. Расширение словарного запаса учащихся;
  4. Расширить знания о родном крае;
  5. Воспитывать аккуратность, опрятность, уважение к русскому языку, труду, родному языку;

Оборудование: учебники, тетради, касса классная, наборное полотно, предметные картинки, картина-таблица.

Ход урока

I. Организационный момент.

    Всем красиво подравняться
    Начинаем заниматься
    Все на меня посмотрели
    И красиво, тихо сели.

II. Повторение пройденной темы.

  • Фонетическая зарядка.

- Как подзывают цыплят? (цып-цып)

- Все хором повторяют и поют:

Цып-цып, мои цыплятки,
Цып-цып-цып, мои касатки.
Вы пушистые комочки,
Мои будущие квочки.

  • Кто внимательный?

- Назови, Данзын что изображено на рисунках?

- Полотенце, заяц, огурец, цыпленок, цепь.

- Молодец!

- В слове полотенце [ц] где находится?

- [ц] находится в середине слова.

- В слове заяц [ц] где находится?

- [ц] находится в конце слова.

- В слове цыпленок [ц] где находится?

- [ц] находится в начале слова.

Итог:

- Есть слова, где [ц] – в начале, в середине и в конце.

- Молодцы!

- А сейчас ребята я вам прочитаю сказку “Цыпленок Цып”: А вы запомните слова со звуком [ц], которые встретятся вам в сказке:

Цыпленок Цып

Цыпленок Цып вылупился из яйца самым первым и теперь сидел на крыльце и ждал, когда же, наконец, остальные цыплята вылупятся.

- Мама, ты неправильно сидишь! Видишь – никто не вылупляется больше!

Курица так удивилась, что только глазами захлопала.

- Ну, ты посиди, - говорит Цып, - а я пойду прогуляюсь.

Вышел Цып в поле, подошел к цветку и говорит:

- Неправильно ты цветешь! Надо вниз цветком цвести, тогда на тебя всякие бабочки и жуки не будут садиться.

Сказал и пошел дальше. Смотрит – гусеница ползет.

- Эй, гусеница, ты неправильно ползешь!

- А как же надо? – удивилась гусеница.

- Надо свернуться кольцом и катиться, так быстрее будет!

Сказал и пошел дальше. Смотрит – цапля лягушек ловит.

- Эй, цапля, ты же неправильно ловишь! Смотри, как надо!

И как прыгнет в болото.

Тут бы Цыпу и конец пришел, хорошо – цапля его вытащила.

- Чтобы учить,- говорит цапля, - надо самому что-нибудь знать. Понял, Цып?..

- (Цыпленок Цып, яйцо, крыльцо, наконец, цыплята, курица, цветок, цветень, гусеница, кольцом, цапля).

- Молодцы!

- А сейчас проведем “Слоговой аукцион”.

- Первый ряд придумает слова, оканчивающиеся на ЦА. (Курица, лисица, единица, синица, овца, луковица, страница, умница, водица, скромница, царица, красавица, гусеница - 13).

- А второй ряд придумайте слова, оканчивающиеся на ЦЫ. (Концы, птенцы, кузнецы, овцы, огурцы, борцы, купцы, страницы, бойцы, хлебцы, отцы, синицы - 12).

- Молодцы! Побеждает первый ряд, они придумали больше слов - 13, а у второго - 12слов.

Работа по учебнику стр. 87

- Вчера мы с вами научились читать слова на тся, ться.

- Как читаем слова на тся, ться?

- Слова на тся, ться читаем как [ЦЦА].

- Эти слова на какие вопросы отвечают?

- Что делает? Что сам делает?

- Что делают? Что сами делают?

- Молодцы!

- Что Миша делает?

- Миша одевает Машу.

- Миша сам что делает?

- Миша одевается сам.

- Девочки что делают?

- Девочки расчесывают куклу.

- Девочки сами что делают?

- Девочки расчесываются сами.

- Молодцы!

Физминутка Цапля:

Очень трудно так стоять
Ножку на пол не спускать
И не падать, не качаться
За соседа не держаться

(Декламируется детьми 2 раза, первый раз дети стоят на одной ноге, второй раз – на другой).

Новая тема
(Сообщение темы и цели урока)

- Сегодня на уроке вы познакомитесь новыми словами: город, столица, большая и прочитаем рассказ о главном городе Тувы.

- Кызыл какой город?

- Красивый, большой город.

- В каком кожууне (районе) вы живете?

- В Тоджинском кожууне.

- Главный поселок нашего кожууна?

- Центр нашего кожууна Тоора-Хем.

- Наш кожуун чем богат?

- У нас есть олени.

- Еще?

- Наш кожуун богат лесом, дикими зверями, ягодами, орехами.

- Молодцы!

Работа над произношением

Гoрод, столица, большая.

[ат] [а] [а]

- Как читаем безударную гласную?

- Безударную гласную О читаем как А.

Словарная работа

Город – хоорай;
Столица – тову (топ);
Большая – улуг.

Работа по учебнику стр.89

1. Ученики читают про себя рассказ “О Кызыле”.

Это город Кызыл. Кызыл – столица Тувы. Это улица Ленина. Она большая, широкая и красивая. На улице высокие красивые дома. Наш город красивый. Мы любим свой город.

2. Читают по рядам вслух (слежу за чтением).

3. Работа по содержанию рассказа:

- Билзей, ты была в Кызыле?

- Да, я была в Кызыле.

- Какие дома в Кызыле?

- В Кызыле большие многоэтажные дома.

- Какие улицы в Кызыле?

- Улицы в Кызыле широкие и красивые.

- Что за белое здание видите вы на картине?

- Это театр.

- Чьим именем назван театр?

- Театр назван именем Виктора Кок-оола.

- А кто такой Виктор Кок-оол?

- Это знаменитый артист, драматург.

- Кызыл какой город нашей Республики?

- Кызыл – главный город нашей Республики.

- Главный город - как можно назвать по-другому?

- По-другому можно назвать – СТОЛИЦА.

- Молодцы!

4. А сейчас проведем разговор на стр.89. Дети спрашивают друг у друга:

- Где ты живешь?

- Я живу в Тоора-Хеме.

- Скажи адрес.

- Улица Чургуй-оола, дом 52, квартира 1.

Провести диалог по партам (2-3пары)

Работа в тетрадях

- Сели все правильно, обе руки на партах. Пишем красиво и чисто. Запишите число. Классная работа. Запишите образец: Ц, ц.

Огуре…, солн…е, …веток, кузне…, оте…, …ифра, ли…о, …арь.

В цветнике цветут цветы.

- Какие буквы написаны?

- Заглавная и строчная.

  1. Во втором задании, вместо точек вставляем пропущенные буквы.
  2. Из этих слов подчеркните слова, которые отвечают на вопрос кто?
  3. Скороговорку списываете красиво, чисто и без ошибок.

- Остальные слова на какой вопрос отвечают?

- Остальные слова отвечают на вопрос что?

- Молодцы!

Работа по картине

1. Составляют предложения. Цецег пишет и находит в предложении главные члены:

Саша копает яму лопатой.

- О ком говорится в 1-ом предложении? (О Саше)

- Что делает Саша? (Копает)

2. Аялга составляет второе предложение и тоже находит в нем главные члены:

Лена поливает цветы лейкой.

- О ком говорится в предложении? (О Лене)

- Что делает Лена? (Поливает)

- Как подчеркиваем подлежащее?

- Подлежащее подчеркиваем одной прямой чертой.

- А как подчеркиваем сказуемое?

Сказуемое подчеркиваем двумя прямыми чертами.

Молодцы!

Кто знает скороговорки со словами со звуком [ц]?

(2-3 ученика прочли наизусть несколько скороговорок)

Бегают две курицы прямо на улице.
Очень часто бьются у Танечки блюдца.
Ученица-озорница получила единицу.

Подводится итог урока

- Понравилось вам на уроке?

- О чем говорили?

- А теперь поднимите руки и скажите хором:

Люблю солнце!
Люблю свою родину!
Люблю Туву!

- Кто хорошо отвечал?

- Кто умники и умницы?

- Сами выбирают и называют тех, кто хорошо работал.

- Спасибо вам за работу! Вы все молодцы!

Литература:

  1. “Азбука”, А.М Бартан, Х.Б Ооржак. Учебник для учащихся тувинских школ. Тувинское книжное издательство. г.Кызыл - 2003г.
  2. Занимательное азбуковедение, В.В Волина.