Цели урока: Усвоение спецификации местоимений как средства связи предложений в тексте; отработка навыков употребления местоимений в устной и письменной речи; развитие у учащихся внимательного отношения к слову, к родному языку.
Оборудование: презентация (приложение 1), раздаточный материал (приложения 1-4 к УЭ, карта урока, таблица 1-2).
Ход урока
1. О/м.
2. Чтение стихотворения.
Учитель выразительно читает стихотворение Н. Рыленкова «Все в тающей дымке…» на фоне музыки П.И. Чайковского («Времена года», «Май»), на экране демонстрируется презентация.
3. Беседа с классом:
– О чем это стихотворение? (о красоте родной природы)
– А как вы догадались, что именно о красоте? Какие части речи нам помогли это понять? (дети перечисляют)
– Да, ребята, мы владеем удивительным богатством и подчас даже не догадываемся об этом. Название этому богатству – язык. Поэты виртуозно владеют словом, и вы в этом только что убедились, слушая стихотворение Н. Рыленкова.
В языке все настолько взаимосвязано, что если мы теряем, например, одну из частей речи – речь наша теряет всякий смысл.
Проведем исследование, для того чтобы определить тему нашего урока.
4. Слайд 14.
– Прочитайте записанное. Все ли вам понятно?
– Да, смысл понятен, но мы потеряли ту звучность, ту прелесть языка, о которых с таким восторгом писал К.Г. Паустовский.
– Восстановите текст и ответьте на вопрос: какая же часть речи поможет нам понять глубокий смысл, заложенный в словах К.Г. Паустовского? (местоимение)
– Как вы думаете, о чем пойдет сегодня речь на уроке? (дети формулируют тему урока)
Слайд 15. Роль местоимений в речи.
– Продолжим исследование.
Посмотрите на текст. А текст ли это?
Какие средства помогают связать по смыслу и грамматически 1 и 2 предложения? (указательное местоимение этим, лексический повтор языком, местоимения наш – мы. 1, 2, 3 предложения – языком – лексический повтор)
Вывод (формулируют ученики): перед нами текст, т. к. есть основные признаки текста: начало, основная часть, конец. Местоимения служат для связи предложений в тексте.
5. Слайд 16.
– Продолжаем работу. Посмотрим, сможем ли мы на практике применить наши знания. Обратимся к карте урока (материалы заранее подготовлены для каждого ученика).
Слайд 17. УЭ-1 (учебный элемент).
– Познакомьтесь с частной дидактической целью (ЧДЦ) данного этапа урока. Работаем самостоятельно. Таблицы 1-2 и приложение 1 перед вами. Кто справится с заданием, поднимите руку.
Слайд 18. (задания, на выполнение 1,5 мин)
Слайд 19. Контроль.
Слайд 20. УЭ-2 (1,5 мин)
Слайд 21. Контроль.
Слайд 22. УЭ-3.(тетради в конце урока на проверку)
Слайд 23. УЭ-4. Исследовательская работа (индивидуальное домашнее задание) – фразеологизмы с местоимениями)
Слайд 24. Контроль
Подведем итог исследования.
Слайд 25. УЭ-5.
6. Слайд 26. Р/р.
7. Слайд 27.
Отвечаем на вопросы, подводим итог урока, оценки за работу на уроке, домашнее задание: составить задания для модуля по образцу: Приложения 1-2.