Урок-исследование с элементами модульной технологии. 7-й класс. Роль местоимений в речи

Разделы: Русский язык

Класс: 7


Цели урока: Усвоение спецификации местоимений как средства связи предложений в тексте; отработка навыков употребления местоимений в устной и письменной речи; развитие у учащихся внимательного отношения к слову, к родному языку.

Оборудование: презентация (приложение 1), раздаточный материал (приложения 1-4 к УЭ, карта урока, таблица 1-2).

Ход урока

1. О/м.

2. Чтение стихотворения.

Учитель выразительно читает стихотворение Н. Рыленкова «Все в тающей дымке…» на фоне музыки П.И. Чайковского («Времена года», «Май»), на экране демонстрируется презентация.

3. Беседа с классом:

– О чем это стихотворение? (о красоте родной природы)

– А как вы догадались, что именно о красоте? Какие части речи нам помогли это понять? (дети перечисляют)

– Да, ребята, мы владеем удивительным богатством и подчас даже не догадываемся об этом. Название этому богатству – язык. Поэты виртуозно владеют словом, и вы в этом только что убедились, слушая стихотворение Н. Рыленкова.

В языке все настолько взаимосвязано, что если мы теряем, например, одну из частей речи – речь наша теряет всякий смысл.

Проведем исследование, для того чтобы определить тему нашего урока.

4. Слайд 14.

– Прочитайте записанное. Все ли вам понятно?

– Да, смысл понятен, но мы потеряли ту звучность, ту прелесть языка, о которых с таким восторгом писал К.Г. Паустовский.

– Восстановите текст и ответьте на вопрос: какая же часть речи поможет нам понять глубокий смысл, заложенный в словах К.Г. Паустовского? (местоимение)

– Как вы думаете, о чем пойдет сегодня речь на уроке? (дети формулируют тему урока)

Слайд 15. Роль местоимений в речи.

– Продолжим исследование.

Посмотрите на текст. А текст ли это?

Какие средства помогают связать по смыслу и грамматически 1 и 2 предложения? (указательное местоимение этим, лексический повтор языком, местоимения наш – мы. 1, 2, 3 предложения – языком – лексический повтор)

Вывод (формулируют ученики): перед нами текст, т. к. есть основные признаки текста: начало, основная часть, конец. Местоимения служат для связи предложений в тексте.

5. Слайд 16.

– Продолжаем работу. Посмотрим, сможем ли мы на практике применить наши знания. Обратимся к карте урока (материалы заранее подготовлены для каждого ученика).

Слайд 17. УЭ-1 (учебный элемент).

– Познакомьтесь с частной дидактической целью (ЧДЦ) данного этапа урока. Работаем самостоятельно. Таблицы 1-2 и приложение 1 перед вами. Кто справится с заданием, поднимите руку.

Слайд 18. (задания, на выполнение 1,5 мин)

Слайд 19. Контроль.

Слайд 20. УЭ-2 (1,5 мин)

Слайд 21. Контроль.

Слайд 22. УЭ-3.(тетради в конце урока на проверку)

Слайд 23. УЭ-4. Исследовательская работа (индивидуальное домашнее задание) – фразеологизмы с местоимениями)

Слайд 24. Контроль

Подведем итог исследования.

Слайд 25. УЭ-5.

6. Слайд 26. Р/р.

7. Слайд 27.

Отвечаем на вопросы, подводим итог урока, оценки за работу на уроке, домашнее задание: составить задания для модуля по образцу: Приложения 1-2.

8. Слайд 28. К.Г. Паустовский.

9. Рефлексия.