Литературный вечер как одна из форм внеклассной работы

Разделы: Русский язык, Литература


Введение

Внеклассная работа (внеурочная) по литературе, как и любая другая школьная дисциплина, является неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса и представляет собой обязательный элемент нормально организованной работы школы.

Тема “Внеклассная работа по литературе” приобретает все большую актуальность в наше время, время наибольшей общественно-политической и культурной жизни страны. Внеурочная работа повышает интерес к изучению литературы, усиливает чувство любви, уважения к ней, волю к преодолению недостатков в своей речи. Внеклассные занятия способствуют формированию у детей правильных понятий о литературе, расширяют представления, полученные в процессе учебных занятий.

Методисты Л.П. Бессонов, Л.К. Голубев, В.В. Голубков, З.Я. Рез в своих трудах рассматривали общие вопросы организации внеклассной работы, особое внимание уделяли практическому материалу внеклассных занятий, но лишь по русской литературе.

Тема данного исследования “Литературный вечер как одна из форм внеклассной работы”. Цель работы: рассмотреть теоретические вопросы организации внеклассной работы, в частности, литературных вечеров, и на их основе разработать литературный вечер для учащихся среднего звена.

Поставленная цель: потребовала решения следующих задач:

  • установить отличие внеклассной работы от урока литературы и факультатива;
  • определить общие и специфические принципы организации внеклассной работы по литературе;
  • раскрыть содержание внеклассной работы по литературе;
  • рассмотреть виды и формы внеклассной работы, виды литературных вечеров;
  • разработать литературный вечер.

Глава 1. Внеклассная работа, ее виды

Учебно-воспитательная работа не ограничивается только тем, что делается на уроках. Правильная постановка учебного дела предполагает и широко развернутые внеклассные и внешкольные мероприятия (занятия).

Внеклассной работой называют специально организуемые внеучебные занятия, которые способствуют углублению знаний, развитию умений и навыков, удовлетворению и развитию интересов, способностей и обеспечению разумного отдыха учащихся. Проводится она, как правило, учителями соответствующих предметов, родителями, а также активом учащихся, подготовленным для ее осуществления.

Цель и задачи внеклассных занятий существенно отличаются от целей и задач уроков и дополнительных занятий.

Урок – это основная форма учебно-воспитательной работы, его содержание определяется учебной программой и регламентируется школьным расписанием. На уроках школьники получают основные сведения о писателях и анализируют произведения.

Факультативный курс выбирается учеником по желанию, самостоятельно. После того, как ученик выбрал тот или иной курс, он должен посещать его в обязательном порядке. Факультативные занятия проводятся по времени столько же, сколько и уроки. Оценка за этот курс ставится в журнал. Кроме того, факультативный курс проводится по программе и регламентируется расписанием.

Внеклассная работа по литературе имеет свое содержание, свою собственную специфику организации и проведения, свои формы и виды, преследует следующие цели: привить любовь к литературе, повысить языковую культуру, развить интерес к литературе как к учебному предмету.

Указанными целями и определяется задачи внеклассной работы, а именно: расширить, дополнить и углубить знания о писателе, умения и навыки, получаемые на уроках; научить детей самостоятельно работать с дополнительными пособиями; добиться, чтобы ученики полюбили книгу как источник знаний; развить творческие способности учеников.

При организации внеклассной работы, как и при проведении уроков, учитель опирается на общедидактические принципы, которые представляют свои основные исходные положения, определяющие педагогическую практику при обучении основным наукам. Во внеклассной работе по литературе находят применение все эти принципы:

  • принцип научности;
  • принцип последовательности и системности в изложении материала;
  • принцип преемственности в усвоении знаний;
  • принцип связи теории с практикой;
  • принцип доступности предлагаемого материала.

Помимо общедидактических принципов, внеклассная работа имеет и свои, например:

  • принцип тесной связи внеклассных занятий с классными;
  • принцип добровольного участия школьников в занятиях;
  • принцип равного права всех учеников на участие во внеклассной работе;
  • принцип заимственности;
  • принцип индивидуального подхода к каждому ученику;
  • принцип развития способностей, речи учащихся.

Существует несколько классификаций видов и форм внеклассной работы по литературе.

Зотов Ю.Б. (8, 35) все виды внеурочной работы делит на две большие группы: регулярную и эпизодическую.

К первому виду относятся: домашняя работа, которая включает выполнение домашних заданий по уроку, домашних опытов и наблюдений, факультативные занятия, различные кружки, телевизионные передачи, дополнительные занятия по предмету и др.

К эпизодическим видам относятся тематические конференции и вечера по предмету, олимпиады, реферативные работы по предмету (в старших классах), домашние сочинения, учебные экскурсии и т.п.

В.В. Голубев (7, 410 – 431) придерживается следующей классификации:

1) внеклассное чтение; 2) кружки; 3) журнал и стенгазета; 4) литературные выставки; 5) литературные экскурсии.

З.Я. Рез (11, с. 366-382) выделяет такие виды:

а) внеклассное чтение; б) читательские конференции и диспуты; в) утренники и вечера; г) литературный кружок; д) клуб; е) литературное краеведение; ж) музей.

У Голубева Л.К. (6, 10 – 25) можно найти следующую классификацию видов: внеклассное чтение; 2) литературный кружок; 3) различные эпизодические мероприятия.

Все виды тесно взаимосвязаны. Внеклассное чтение делится на индивидуальное и коллективное.

Литературный кружок может быть и:

1) читательский; 2) выразительного чтения; 3) художественного рассказывания; 4) драматический; 5) творческий.

Эпизодические мероприятия он подразделяет на:

  • встречи с писателями и героями литературных произведений; 2) литературные диспуты; 3) литературные выставки; 4) литературные викторины;5) литературные экскурсии; 6) литературные вечера.

На наш взгляд эта классификация является универсальной.

Таким образом, проблема организации внеклассной работы является актуальной в наше время. Ее значение велико. Она является логическим следствием и продолжением работы на уроке и тем самым максимально способствует развитию творческой активности школьников, которая в значительной степени может компенсировать естественные недостатки урока. Кроме того, все виды внеклассной работы при правильной их организации выполняют воспитательную функцию.

Любая внеклассная работа учащихся, как и классная, требует внимательного руководства и контроля со стороны учителя. Методика здесь проста – хорошие знания учащихся и желание учителя увлечь их предметом. Для этого не приходится жалеть ни времени, ни сил.

Глава 2. Литературный вечер как одна из форм внеклассной работы. Виды литературных вечеров.

Литературный вечер – одна из наиболее действенных форм внеклассной работы в школе. Но иногда к вечерам относятся как к очередному мероприятию, да еще к мероприятию развлекательному, непродуманно подходят к выбору темы вечера, привлекают к его подготовке одних талантливых детей.

Литературные вечера проводятся не часто – 2-3 раза в год. Обычно они вызваны юбилеем писателя или особым интересом ребят к его творчеству, являются своеобразным итогом длительной работы – классной и внеурочной. Готовятся все классы, учителя литературы, ИЗО, музыки, классные руководители.

Литературные вечера вносят в жизнь школы какое-то особое праздничное настроение, вводят в мир поэзии, музыки, живописи, волнуют встречей с литературными героями.

Вечер расширяет и углубляет знакомство школьников с жизнью и творчеством писателя (поэта), его литературным окружением, эпохой, создает у них более полное и эмоционально окрашенное представление о личности писателя, о значении его творчества.

К ним готовятся тщательно, задолго до начала подготовки словесник строго продувал отбор материала к вечеру; отрывки из художественных произведений писателя для инсценировки, отдельные акты или сцены из пьес для выразительного чтения, романсы и песни на слова поэта, которому посвящен литературный вечер, музыкальные номера.

Затем программа вечера обсуждалась с обучащимися, причем при окончательном отборе материала обязательно принимались во внимание доступность произведения силам исполнителей, возможность для сценического разрешения скромными средствами школьного театра. Учителя музыки помогают в выборе сольных и хоровых номеров.

При организации вечера внимание следует сосредоточить на его содержание, на том, каким воспитательным и образовательным целям он служит, а не только внешней стороне.

Не меньшого внимания, чем выбор темы, заслуживает вопрос о программе вечера. Построение программы в значительной мере определяет, будет ли вечер носить массовый характер. От программы зависит и то, каким образом свяжем мы вечер с классным занятием.

В зависимости от программы Петропавловская Н.Д. (13, 22) различает несколько видов литературных вечеров: игровые, широкой программы, чтения, вопросов и ответов. Каждый из видов имеет свою специфику.

Игровые вечера

Литературные игры – главное составляющее вечеров этого вида. Ребята участвуют в них очень охотно. Но следует учитывать, что не всякая игра будет воспринята с удовольствием. Неумело построенные, плохо организованные игры никакого энтузиазма у ребят не вызовут и пользы не принесут.

Нужно продумать тематику игрового вечера. Литературные игры могут быть использованы как средство проверки и закрепление знаний, как стимул внимательного, вдумчивого чтения. Игровой вечер может быть проведен как итоговый на определенном этапе изучения программы. Материал подбирается на основе ряда произведений одного писателя или по творчеству нескольких. Игры могут строиться и по тексту одного произведения. Чем игры разнотипнее, тем более шансов на успех. Если ограничиться одной викториной, то через некоторое время ребятам надоест отвечать на вопросы. Нужно использовать и викторины, и кроссворды, и литературное лото, и литературное домино. Можно использовать и готовые литературные игры, например: игра “Кто же это?” - назвать героя по портретным характеристикам.

Игра “ответь на вопрос”: зачитывается вопрос по тексту или биографии писателя.

Вечера широкой программы

Вечер данного вида включает в себя и доклад, и концерт, объединенные текстом – комментарием ведущего. Петропавловская Н.Д. (13, 26) считает, что можно вечер дополнить и выставкой, и литературными играми, и драматическими постановками. “Данный вечер приносит большую пользу,” - считает она. (13, 22). Ею выделяются следующие составные части: литературная композиция, выставка, литературные игры, стенгазета.

  1. Литературная композиция звучит в первом отделении, является центром вечера. Вместо одного докладчика, как принято в большинстве вечеров, можно сделать несколько ведущих, а это большее участников вечера.
  2. Нужно так построить композицию, чтобы подчеркнуть связь между литературой и жизнью, между темой вечера и проблемами, которые в данный момент волнуют учеников.

    Вторая часть – драматическое отделение, продолжающее литературную композицию. Содержание постановки соответствует общей теме вечера.

  3. Выставка, с которой ребята знакомятся до начала литературной композиции, в антракте между первым и вторым отделениями. Можно попросить ребят нарисовать рисунки, макеты, сделать вышивки, поделки. Главное условие для творчества - соответствие теме вечера.
  4. С литературных игр начинается вечер, а их содержание определяется темой и общей задачей вечера.

Оформление вечера включает в себя изготовление пригласительных билетов, афиш, программ. Для этого нужно привлечь ребят, которые умеют прекрасно рисовать, оформлять, фантазировать. Обучающиеся, которые хорошо владеют компьютером и техникой, могут помочь в составлении презентации, фильма, оформлении вечера музыкой, подготовке буклетов, программ вечера.

В литературном вечере участвуют большее количество учеников, которые являются и актерами, и чтецами, и художниками, и танцорами, и декораторами. Таким образом, вечер широкой программы позволяет участвовать большему количеству желающих ребят.

Вечера чтения

Программа этих вечеров сводится к художественному чтению произведений. Данный вечер проводится редко. Он должен организовываться словесниками с определенными целями, а именно – лучше познакомить с творчеством писателя, глубже почувствовать силу его таланта. Учитель должен “внимательно относиться к отбору материала, заняться работой по выразительному чтению” (2, 55)

Вечер чтения, включающий в программу любимые произведения учеников – это вернейшее средство пропаганды художественной литературы. Это сейчас очень важно, так как учащиеся не хотят читать. Они все больше времени проводят у экранов телевизоров, мониторов компьютеров. Поэтому совершенно не остается времени на чтение произведений. Сочинения ученики пишут по тем пособиям, в которых включены “работы медалистов”. Но в этих книгах нет интересных работ, они написаны по шаблону. Поэтому вечера чтения необходимы для привлечения ребят к книгам. Единственное замечание – малое количество участников, которые бы показали слушателям, как нужно читать стихи, отрывки из произведений.

Вечера вопросов и ответов

Практика показывает, что учащимся нравится отвечать на вопросы. Программа вечеров этого типа может быть построена из ответов на заданные ранее вопросы. Спрашивать можно и о биографии автора, о проблемах произведений, об истории создания произведений.

Подготовка к вечеру вопросов и ответов должна начинаться с обсуждения темы. Определив ее, вывешивают афишу, в которой указывается дата произведения вечера, сообщается тема. Школьники пишут вопросы вынимаются по мере их поступления. Каждый участник вечера из всех вопросов выбирает те, с которыми справится. Самые трудные берет на себя учитель.

Сопоставляя различные по программе виды литературных вечеров можно заключить, что возможности их неравноценны. Одни весьма широкое значение имеют, а другие – значительно узкое.

Игровые вечера не помогают мобилизовать для пропаганды литературы ни художественного чтения, ни игры. Они не требуют для подготовки продолжительной работы большого коллектива.

Вечера чтения и вечера вопросов и ответов имеют одинаковые минусы: довольно мал коллектив участников.

Наибольший простор для решения учебно-воспитательных задач открывают вечера широкой программы, так как в работу вовлечен большой коллектив: и певцы, и актеры, и чтецы… Привлечены ребята, которые любят фотографировать и искать материал из дополнительных источников.

В вечерах широкой программы участники проявляют различные умения и навыки: работа с книгой, с компьютером, умение ориентироваться в сборе и систематизации материала для доклада и выставки. Такой вид вечера дает практику выразительного чтения.

Вечер должен явиться итогом большой работы коллектива, всесторонней проверкой его качеств, смотром организованности ребят и ответственности каждого за свою долю в общем деле.

Главное не только в проведении самого литературного вечера, а в той интересной коллективной работе по подготовке к нему, которой школьники живут некоторое время, в том, что вечер вызывает глубокие эмоции, оставляет яркие впечатления: удачно сыгранная роль, хорошо прочитанное стихотворение запоминаются надолго, иногда на всю жизнь. “Кроме того, ученики знакомятся с новыми для них литературными источниками, собирают материал, выпускают стенную литературную газету, специальный номер литературно-художественного журнала, составляют альбомы, делают эскизы декораций, разучивают музыкальные номера, вносят свои предложения в проект оформления зала, делают рисунки на пригласительных билетах” (10, 80)

Иногда для участников вечера читаются лекции по литературе, музыке, живописи с демонстрацией картин, кинофильмов. Бывали случаи, когда вечерам предшествовали литературные диспуты, литературные суды над героями” (2, 58)

Если вечера станут системой, будут проводиться в течение нескольких лет по два-три раза в год, ученики ко времени окончания школы приобретут очень полезный и интересный опыт в различных видах самодеятельности.

Глава 3. Разработка литературного вечера (из опыта работы)

См. Литературный вечер по сказке-повести А.А. Милна “Винни-Пух и все-все-все” https://urok.1sept.ru/articles/412168

Заключение

Проблема организации внеурочной работы по литературе является актуальной в наше время. Ее пытались решить следующие ученые Л.П. Бессонов, Л.К. Голубев, В.В. Голубков, З.Я. Рез. Рассмотрев их труды, можно сделать выводы:

  1. В своих работах методисты подчеркивают необходимость проведения внеклассных мероприятий, а именно: литературных вечеров;
  2. Внеклассная работа по литературе строится на основе общедидактических принципов;
  3. Чем разнообразнее формы внеклассной работы, тем живее интерес учащихся к ней;
  4. Литературный вечер как одна из форм внеклассной работы проводится не часто. Обычно он посвящен юбилею поэта, писателя. В подготовке вечера участвуют как учитель, так и дети;
  5. Вечер углубляет и расширяет знакомство детей с жизнью и творчеством писателя, его литературным окружением, эпохой, создает более полное и эмоционально окрашенное представление о личности, значении творчества писателя, поэта;
  6. Различают несколько видов литературных вечеров: игровые, широкой программы, чтения, вопросов и ответов, каждый из видов имеет свою специфику. Кроме того, вечер широкой программы имеет серьезные преимущества перед вечерами других видов: является итогом большой работы коллектива, всесторонней проверкой его качеств, смотром организованности ребят и ответственности каждого за свою долю в общем деле.
  7. Литературные игры могут быть использованы как средство проверки и закрепление знаний, как стимул внимательного, вдумчивого чтения. Игровой вечер может быть проведен как итоговый на определенном этапе изучения программы;
  8. Вечера чтения и вечера вопросов и ответов имеют одинаковые минусы: довольно малое количество обучающихся могут принимать участие. Они не требуют подготовки, продолжительной работы большого коллектива;
  9. Если вечера проводить регулярно в течение нескольких лет, то ко времени окончания школы обучающиеся приобретут полезный опыт в различных видах самодеятельности;
  10. Обучающиеся могут быть и актерами, и чтецами, и художниками, и танцорами, и декораторами. Каждый из них выбирает ту область, в которой чувствует себя уверенно;
  11. У участвующих в вечерах широкой программы развиваются различные умения и навыки: работа с книгой, дополнительными источниками знаний, с компьютером, умение ориентироваться в сборе и систематизации материала для доклада и выставки, дает практику выразительного чтения.

Библиография

  1. Милн, А.А. Винни-Пух и все-все-все
  2. Бессонов, Л.П. Литературные кружки и литературно-музыкальные вечера в средней школе. – Л., 1960. – 199 с.
  3. Внеклассная и внешкольная работа по литературе: сборник статей / Под ред. проф. Я.А. Роткевича. – М., 1970. – 224 с.
  4. Внеклассная работа по литературе (из опыта работы учителей Ростовской обл.). – М., - 1964. – 184 с.
  5. Голубев, Л.К., Полухина, В.П. Внеклассная работа по литературе: (IVVIII кл). – М., 1975. – 192 с.
  6. Голубев, Л.К. Виды и формы внеклассной работы по литературе, - М., 1952. – 78 с.
  7. Голубков, В.В. Методика преподавания литературы. – М., 1952. – 464 с.
  8. Зотов, Ю.Б. Организация современного урока. – М., 1984. – 144 с.
  9. Из опыта внеклассной работы по литературе. – М., 1980. – 100 с.
  10. Кулешова, С.П. Когда кончаются уроки… - Минск, 1968, - 160 с.
  11. Методика преподавания литературы / Под. Ред. З.Я. Рез – М., 1977. – 384 с.
  12. Молдавская, Н.Д. Литературное развитие школьников в процессе обучения. – М., 1976. – 109 с.
  13. Петропавловская, Н.Д. Литературные вечера в школе. – М., 1952. – 100 с.
  14. Свищенкова, Н.С. Внеклассная работа по литературе. – М., 1963. – 80 с.

Интернет-ресурсы

  • https://urok.1sept.ru/articles/507263/
  • http://www.detskiysad.ru/ped/ped224.html
  • http://window.edu.ru/window_catalog/pdf2txt?p_id=5368
  • http://lershkola1.ucoz.ru/link/docs/opatrabotshirshoba.doc
  • http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,2341/Itemid,118/