Цель урока: повторение и систематизация теоретических понятий и практических навыков по теме.
Задачи:
- Познавательные: проверка сформированности умений: видеть причастия в тексте, определять грамматические категории причастия, правильно ставить знаки препинания при причастии и причастном обороте, уметь использовать причастия в речи.
- Развивающие: развитие и обогащение речи учащихся.
- Воспитательные: воспитание у детей познавательного интереса и любви к родному языку, воспитание чувства патриотизма.
Оборудование:
- компьютер, интерактивная доска,
- сигнальные карточки,
- тесты на партах.
Задание к уроку: класс разбивается на 4 группы , каждая из которых готовит ответы на теоретические вопросы
- Рассказать о причастии как части речи, охарактеризовать его грамматические признаки.
- Дать характеристику действительных и страдательных причастий, их суффиксов.
- Что такое причастный оборот? Пунктуация в предложениях с причастным оборотом.
- Какие орфограммы связаны с причастием? Расскажите об одной из них (на выбор). Используйте опорную схему из тетради помощи.
- не с причастиями,
- н и нн в причастиях,
- гласные перед н и нн в страдательных причастиях,
- е и е после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени)
ХОД УРОКА
Причастие – это часть речи, причастная глаголу в образе прилагательного.
В. Даль
1. Учитель читает строки:
Вот свойство мое обязательное:
Склоняюсь я, как прилагательное.
На все вопросы его отвечаю.
Глагол по значению напоминаю. (П.Чесноков)
? О какой части речи эта загадка? Какую особенность причастия она отмечает? Вот и В. Даль заметил: (эпиграф).
2. Сообщение темы урока
– Обратите внимание на тип урока, на то, как сформулирована его тема.
? Что будет важно для нас на уроке? (Повторить теоретические сведения по теме, обобщить и систематизировать полученные знания о причастном обороте, повторить орфограммы и пунктограммы по теме.)
3. Итак, сначала проверим глубину ваших знаний теоретического материала. К уроку вы разбились на группы, и каждая получила 4 теоретических вопроса. Жребий рассудит, какая группа на какой вопрос ответит, а капитан назовет отвечающего.
(На доску выведены теоретические вопросы. В этой последовательности и отвечают группы).
4. Теперь проверим, как вы можете применять теоретические знания на практике.
Задание 1. Слуховой диктант на определение разряда причастий. За каждый правильный ответ на полях тетради ставьте +. Не уверенные в себе ученики могут пользоваться опорной схемой суффиксов причастий в тетради помощи.
(Каждому ученику на парту выданы сигнальные карточки с разрядами причастий).
а) Владимир Иванович Даль – знаменитый ученый
–лингвист, ценивший и уважавший русский язык.
б) Периодическую систему химических элементов,
созданную великим русским ученым Дмитрием
Сергеевичем Менделеевым, знает весь мир.
в) И. Левитан был талантливым художником, любящим
родную землю и умеющим показать ее красоту.
г) Произведения А. Пушкина, М. Лермонтова, А. Блока,
С. Есенина и многих других русских поэтов
почитаемы не только в России, но и за рубежом.
– Кто ответил без ошибок? Молодцы! Какой общей мыслью объединены предложения? (Как велика наша страна талантами).
Предложения появляютс я на интерактивной доске.
? Какие орфограммы встретились в причастиях?
Задание 2. Работа в парах. Дополните предложения подходящими по смыслу причастиями, выделите запятыми, где необходимо, причастные обороты, подчеркните их как члены предложения.
Михаил Юрьевич Лермонтов – известный русский поэт …………………………………………в Москве в 1814 году. Его отцом был Юрий Петрович Лермонтов …………………………….. в гвардии в чине армейского капитана. …………………………………….. к богатому и влиятельному роду Столыпиных являлась мама будущего поэта, Мария Михайловна Арсеньева. Маленького Мишу … ………………………….. после смерти матери взяла в свое имение Тарханы и воспитала бабушка Елизавета Алексеевна Арсеньева.
(У первых двух пар карточки проверяются на оценку. Затем на интерактивной доске учащийся записывает причастие и выделяет запятыми и волнистой линией причастный оборот.)
Задание 3. Морфологический разбор причастия из последнего предложения (один у доски самостоятельно, остальные в тетради, у первых двух на оценку.)
Задание 4. Тест
1 вариант
1. В каком словосочетании есть причастие?
А) лаявшая собака
Б) волнистые волосы
В) солнечное утро
Г) холодные руки
2. В каких причастиях -ащ-, -ящ-?
А) пиш.щий человек
Б) се.щий дождик
В) пен.щийся поток
Г) кол.щийся предмет
Д) стро.щийся стадион
3. В каких причастиях н?
А) отправле.ое письмо
Б) письмо отправле.о
В) жаре.ые в масле грибы
Г) мороже.ая рыба
4. В суффиксах каких причастий пишется Ё?
А) окруж.нный друзьями
Б) измуч.нные путники
В) кипяч.ная вода
Г) неезж.ная дорога
5. Какие причастия пишутся с не раздельно?
А) (не)отправленное письмо
Б) (не)отправленное мною
В) (не)выполненное задание
Г) (не)замечена ошибка
6. В каком предложении есть Х, причастный оборот? (Знаки препинания не расставлены)
А) Расчищенная дорожка вела к морю.
Б) Мы вошли в лес освещенный осенним солнцем.
В) Ветер гнал по дорожкам сорванные с деревьев листья.
Г) На пожелтевшей траве лежали опавшие листья
2 вариант
1. В каком словосочетании есть причастие?
А) дремучий лес
Б) дремлющий ребенок
В) шершавые руки
Г) старший брат
2. В каких причастиях -ущ-, -ющ-?
А) вер.щий всему
Б) терп.щий боль
В) клее.щий бумагу
Г) стел.щийся туман
Д) колыш.щийся камыш
3. В каких причастиях н?
А) засея.ое поле
Б) поле засея.о
В) вяза.ая мамой кофта
Г) варе.ый картофель
4. В суффиксах каких причастий пишется Ё?
А) вооруж.нный солдат
Б) смущ.нный ученик
В) обиж.нный малыш
Г) занавеш.нное окно
5. Какие причастия пишутся с не раздельно?
А) (не)проверенная работа
Б) (не)проверенная учителем
В) (не)скошена трава
Г) (не)прочитанная книга
6. В каком предложении есть Х, причастный оборот?
А) Расчищенная дорожка вела к морю.
Б) Мы вошли в лес освещенный осенним солнцем.
В) Ветер гнал по дорожкам сорванные с деревьев листья.
Г) На пожелтевшей траве лежали опавшие листья.
5. Итоги
– Есть ли у вас какие-нибудь вопросы по теме?
– Как вы ответите на поставленный в теме
урока вопрос?
– Понравились ли вы себе сегодня?
Презентация к уроку (Приложение 1)