Цели урока:
- Ознакомить учащихся с правописанием отрицательных местоимений, формировать умения различать отрицательные и неопределённые местоимения.
- Развивать умения анализировать, сопоставлять, делать выводы.
- Расширять представления о богатстве русского языка.
- Воспитывать любовь и интерес к родному языку.
Тип урока: комбинированный
Методы контроля учебной деятельности:
- Устный и письменный.
- Фронтальный, групповой, индивидуальный.
Ход урока
1. Организационный этап: сообщение темы, постановка цели.
2. Повторение:
– у доски синтаксический разбор предложения (Вдруг кто-то прошмыгнул мимо моих ног)
– класс объясняет орфограммы и устно вставляет неопределённые местоимения.
Работа по карточке (Приложение 1).
3. Переход к изучению новой темы методом исследования текста (Отрывок из рассказа Ю.Казакова “Никишкины тайны”:
Никишку в деревн.. любят все. Какой(то) он не такой, как все, тихий, ласковый… Прячется в поветь, сидит там один, качается, шепч..т что(то).
А в повети хорошо: т..мно, (не) заходит никто, подумать о разном можно.
– Какое слово вам незнакомо?
- Поветь (обл.) – помещение под навесом на крестьянском дворе.
– объясните орфограммы;
– объясните расстановку знаков препинания в третьем предложении, начертите его схему;
– в последнем предложении найдите местоимение;
– объясните, что оно обозначает;
– запишите словосочетание с этим местоимением в тетрадь (не заходит никто)
4. Изучение новой темы:
- Чтение теоретической части § 74
- Назовите общее и различие при образовании неопределённых и отрицательных местоимений.
- Когда в отрицательных местоимениях пишется приставка не-, а когда ни-(знакомство с орф. № 45)
- Если приставки не– или ни– отделяются от местоимения предлогом, то они пишутся раздельно.
5. Закрепление.
- Упр. 419(письменно).
- Упр. 420 (устно).
- Упр. 421 (письменно). Подберите синонимы к слову ВОЗНОСИТЬСЯ-стать высокомерным, возгордиться.
6. Выборочный диктант.
Выписать отрицательные местоимения из стихотворения Б.Заходера “Джонни”
Жил на свете Джонни,
Знаете его?
Не было у Джонни
Ровно ничего!
Нечего покушать,
Нечего надеть,
Не к чему стремиться,
Не о чем жалеть.
Нечего бояться,
Нечего терять…
Весело живётся,
Нечего сказать!
7. Работа в группах (Приложение 2)
I группа – найти в тексте отрицательные местоимения
II
группа – найти в тексте неопределённые местоимения.Д/з. § 74, написать сказку о нехорошем местоимении, отрицательном герое всех историй.