Во многом успешность развития грамотного письма зависит от качества организации работы на уроке. Однако зачастую эта работа сводится к механическому заучиванию и непродуктивному закреплению правила, потому что учащиеся выполняют упражнения, автоматически используя новое правило. Важно формировать у детей осознанный подход к правильному написанию слова.
Развивать орфографическую зоркость на уроках русского языка можно, активно используя приемы самопроверки и самооценки. Ученик, проверяя сам свою работу, видит ошибки. Занесение результатов в специальную таблицу - важный стимул в усвоении изучаемого материала.
Тема урока: Правописание безударных личных окончаний глагола.
Цель урока: Развивать орфографическую зоркость при написании безударных личных окончаниях глагола, используя приемы самопроверки и самооценки.
Задачи:
- Повторить алгоритм применения правила написания гласных в безударных окончаниях глагола.
- Развивать умение применять конкретное правило на практике, формировать навыки самостоятельной работы, самопроверки и самооценки учебного труда.
- Способствовать формированию интереса к слову и языку в целом.
У каждого ученика на парте лежат карточки с заданием, которое мы будем выполнять на уроке, и таблица самооценки (см. Приложение к уроку), куда учащиеся будут самостоятельно записывать результаты своей работы.
Ход урока
Теоретический этап работы
На этом этапе нашей работы мы вспомним:
- Что называется спряжением глагола?
- Для чего нужно уметь определять спряжение глагола?
- Как мы можем определить спряжение глагола? Назвать все способы определения.
- Какие глаголы относятся ко второму спряжению?
Проверка теоретических знаний с использованием теста:
КАРТОЧКА № 1
- Спряжение – это…
А) Изменение глагола по родам и числам;
Б) Изменение глагола по лицам и числам;
В) Изменение глагола по временам. - Показателем спряжения глагола является…
А) корень;
Б) суффикс;
В) окончание. - Спряжение глагола с безударным окончанием определяем по …
А) по неопределенной форме глагола;
Б) по форме настоящего времени;
В) по форме будущего времени. - Глаголами 2 спряжения являются все слова ряда:
А) Смотреть, видеть, ненавидеть, веять.
Б) Зависеть, терпеть, обидеть, вертеть.
В) Держать, гнать, слышать, мечтать.
Ответы проверяются на уроке, оценки выставляются учениками, результаты заносятся в таблицу (см. Приложение)
Практический этап работы
Задание №1
Научиться писать гласную в окончаниях глагола нам помогает составленный алгоритм. Что нужно сделать для того, чтобы правильно написать гласную в безударном личном окончании глагола?
Пользуясь алгоритмом, мы будем выполнять следующее задание урока.
Прочитайте выразительно стихотворение, записанное на доске; объясните написание личных окончаний глагола. (Выполнение устное).
Заунывный ветер гон…т
Стаю туч на край небес.
Ель надломленная стон…т,
Глухо шепч…т темный лес.
На ручей, рябой и пестрый,
За листком летит листок,
И струей, сухой и острой,
Набега…т холодок.
Задание № 2
Для работы нужна карточка № 2, эту работу ученики выполняют самостоятельно.
Самопроверка по ключу.
КАРТОЧКА № 2
- Спортсмены бор…тся за победу
- Родители беспоко…тся
- Результат завис…т от выступающего
- Он крут…т колесами
- Мы наде…мся на удачу
- Враг терп…т поражение
- Дорога стел…тся
- Ветер ве…т
- Волны плещ…т
- Ты увид…шь море
- Трава не колыш…тся
Эту работу мы проверяем самостоятельно по ключу, результаты заносим в таблицу.
Ключ:
- ют
- ят
- ит
- ит
- ем
- ит
- ет
- ет
- ут
- ишь
- ет
Задание № 4
Выпиши глаголы, у которых в личных окончаниях пишется буква е
КАРТОЧКА №3
Стро…м, пиш…м, стел…м, верт…м, се…м, корм…м, кле…м, бре….м, пряч…м, крош…м, дремл….м, слома…м, черт…м, руб…м, рису…м, крас…м.
Ключ: пишем, стелем, сеем, бреем, прячем, дремлем, сломаем, рисуем (выписанные глаголы называют ученики).
Задание №5
Буквенный диктант. Диктую 15 глаголов в форме 3 лица ед. числа. (Взаимопроверка)
Творческий этап урока
КАРТОЧКА № 4
Вставьте в текст нужные по смыслу глаголы, правильно написав окончание.
Ярко _____________солнце. Ветерок ________________по пруду разноцветные листья. Плавно________________по воздуху длинные косые паутинки. Где-то _____________ малиновка. На дубе сойка_____________________ созревшие желуди.
Продолжи текст, добавив 5-6 предложений, обозначив нашу орфограмму.
В течение всего урока учащиеся имеют возможность наблюдать результаты своего труда, заполняя таблицу «Самооценка проделанной работы» (приложение), одновременно оценивая свои знания и умения. В конце урока необходимо обсудить итоги самопроверки, важно, чтобы ученики осознали, что не получилось у них на уроке. По окончании урока таблицы самооценки собираются учителем для анализа результативности усвоения материала.