Технология самопроверки и самооценки на уроках русского языка в 5-м классе

Разделы: Русский язык


Во многом успешность развития грамотного письма зависит от качества организации работы на уроке. Однако зачастую эта работа сводится к механическому заучиванию и непродуктивному закреплению правила, потому что учащиеся выполняют упражнения, автоматически используя новое правило. Важно формировать у детей осознанный подход к правильному написанию слова.

Развивать орфографическую зоркость на уроках русского языка можно, активно используя приемы самопроверки и самооценки. Ученик, проверяя сам свою работу, видит ошибки. Занесение результатов в специальную таблицу - важный стимул в усвоении изучаемого материала.

Тема урока: Правописание безударных личных окончаний глагола.

Цель урока: Развивать орфографическую зоркость при написании безударных личных окончаниях глагола, используя приемы самопроверки и самооценки.

Задачи:

  1. Повторить алгоритм применения правила написания гласных в безударных окончаниях глагола.
  2. Развивать умение применять конкретное правило на практике, формировать навыки самостоятельной работы, самопроверки и самооценки учебного труда.
  3. Способствовать формированию интереса к слову и языку в целом.

У каждого ученика на парте лежат карточки с заданием, которое мы будем выполнять на уроке, и таблица самооценки (см. Приложение к уроку), куда учащиеся будут самостоятельно записывать результаты своей работы.

Ход урока

Теоретический этап работы

На этом этапе нашей работы мы вспомним:

  1. Что называется спряжением глагола?
  2. Для чего нужно уметь определять спряжение глагола?
  3. Как мы можем определить спряжение глагола? Назвать все способы определения.
  4. Какие глаголы относятся ко второму спряжению?

Проверка теоретических знаний с использованием теста:

КАРТОЧКА № 1

  1. Спряжение – это…
    А) Изменение глагола по родам и числам;
    Б) Изменение глагола по лицам и числам;
    В) Изменение глагола по временам.
  2. Показателем спряжения глагола является…
    А) корень;
    Б) суффикс;
    В) окончание.
  3. Спряжение глагола с безударным окончанием определяем по …
    А) по неопределенной форме глагола;
    Б) по форме настоящего времени;
    В) по форме будущего времени.
  4. Глаголами 2 спряжения являются все слова ряда:
    А) Смотреть, видеть, ненавидеть, веять.
    Б) Зависеть, терпеть, обидеть, вертеть.
    В) Держать, гнать, слышать, мечтать.

Ответы проверяются на уроке, оценки выставляются учениками, результаты заносятся в таблицу (см. Приложение)

Практический этап работы

Задание №1

Научиться писать гласную в окончаниях глагола нам помогает составленный алгоритм. Что нужно сделать для того, чтобы правильно написать гласную в безударном личном окончании глагола?

Пользуясь алгоритмом, мы будем выполнять следующее задание урока.

Прочитайте выразительно стихотворение, записанное на доске; объясните написание личных окончаний глагола. (Выполнение устное).

Заунывный ветер гон…т
Стаю туч на край небес.
Ель надломленная стон…т,
Глухо шепч…т темный лес.
На ручей, рябой и пестрый,
За листком летит листок,
И струей, сухой и острой,
Набега…т холодок.

Задание № 2

Для работы нужна карточка № 2, эту работу ученики выполняют самостоятельно.

Самопроверка по ключу.

КАРТОЧКА № 2

  1. Спортсмены бор…тся за победу
  2. Родители беспоко…тся
  3. Результат завис…т от выступающего
  4. Он крут…т колесами
  5. Мы наде…мся на удачу
  6. Враг терп…т поражение
  7. Дорога стел…тся
  8. Ветер ве…т
  9. Волны плещ…т
  10. Ты увид…шь море
  11. Трава не колыш…тся

Эту работу мы проверяем самостоятельно по ключу, результаты заносим в таблицу.

Ключ:

  1. ют
  2. ят
  3. ит
  4. ит
  5. ем
  6. ит
  7. ет
  8. ет
  9. ут
  10.  ишь
  11. ет

Задание № 4

Выпиши глаголы, у которых в личных окончаниях пишется буква е

КАРТОЧКА №3

Стро…м, пиш…м, стел…м, верт…м, се…м, корм…м, кле…м, бре….м, пряч…м, крош…м, дремл….м, слома…м, черт…м, руб…м, рису…м, крас…м.

Ключ: пишем, стелем, сеем, бреем, прячем, дремлем, сломаем, рисуем (выписанные глаголы называют ученики).

Задание №5

Буквенный диктант. Диктую 15 глаголов в форме 3 лица ед. числа. (Взаимопроверка)

Творческий этап урока

КАРТОЧКА № 4

Вставьте в текст нужные по смыслу глаголы, правильно написав окончание.

Ярко _____________солнце. Ветерок ________________по пруду разноцветные листья. Плавно________________по воздуху длинные косые паутинки. Где-то _____________ малиновка. На дубе сойка_____________________ созревшие желуди.

Продолжи текст, добавив 5-6 предложений, обозначив нашу орфограмму.

В течение всего урока учащиеся имеют возможность наблюдать результаты своего труда, заполняя таблицу «Самооценка проделанной работы» (приложение), одновременно оценивая свои знания и умения. В конце урока необходимо обсудить итоги самопроверки, важно, чтобы ученики осознали, что не получилось у них на уроке. По окончании урока таблицы самооценки собираются учителем для анализа результативности усвоения материала.