Русский язык
-
Интегрированный урок русского языка и литературы в 8-м классе "Роль портрета в изображении героя в художественном произведении и живописи" 2010
Урок помогает создать представление о понятии "портрет" в литературном произведении и живописи; помочь учащимся выйти на самостоятельное видение деталей портрета, развивать независимость суждений в оценке героя; формировать прочные навыки в описании внешности, закреплять представление о портретной лексике.
-
Обособление обстоятельств. 8-й класс 2010
В ходе урока происходит создание условий для формирования у учащихся положительной мотивации и потребности в знаниях; углубление представлений об обособлении второстепенных членов предложения - обстоятельствах, выраженных деепричастиями и деепричастными оборотами.
-
Роль фразеологизмов в русском языке 2010
Интегрированный урок дает ученикам представление о единой картине мира, несет культурологическую функцию и ставит перед учителем важнейшие образовательные и воспитательные цели: углубление знаний учащихся о фразеологизмах; рассмотрение фразеологизмов в единстве лингвистического, исторического, психологического аспектов; развитие презентативных навыков; воспитание любви к языку; формирование речевых умений, обогащение речи учащихся; формирование навыков общения и умения работать в группах.
-
Уровневая дифференциация - путь к творчеству, знаниям, сотрудничеству 2010
Основная идея технологии уровневой дифференциации заключается в том, что все учащиеся способны овладеть базисным компонентом образования, продвигаясь в своем темпе. Важным является и то, что ученики ознакомлены с целями и итоговым эталоном знаний. Это дает возможность работать с учащимися как испытывающими затруднения, так и обнаруживающими высокий уровень умственного развития, проявляющими ярко выраженный интерес, склонности и способности к предмету.
-
Художественный текст на уроках русского языка как средство формирования культуроведческой компетенции 2010
В последнее время образовательное пространство России претерпевает качественные изменения, и особая роль в обновляющемся учебном процессе принадлежит филологическому образованию: русскому языку и русской литературе как предметам изучения и как явлениям национальной культуры. Роль русского языка в школе становится значительно шире предмета обучения.
-
Имя числительное (заседание лингвистического кружка) 2010
Занятие разработано для элективного курса по русскому языку. Его материал можно использовать дополнительно на уроке русского языка и во внеклассной работе. В увлекательной форме учащиеся закрепляют умения и навыки правописания и склонения имени числительного.
-
Открытый урок "От анализа текста – к сочинению-рассуждению" 2010
Цель урока - отработка умения анализировать текст публицистического стиля и составлять текст по заданной типологической структуре. Применяя полученные знания по различным разделам русского языка, учащиеся самостоятельно и последовательно выполняют задания, сформулированные учителем. Работу над текстом завершает сочинение, для написания которого на экране проектора даются речевые клише и определенные для данного стиля грамматические конструкции.
-
Интегрированный урок (литература + русский язык). А.И. Куприн. "Степь весною". Сочинение-миниатюра "Цветы дорогому человеку" 2010
Урок разработан для 4-го класса и позволяет интегрировать эстетические курсы: литературу, музыку, изобразительное искусство. Урок можно приурочить ко Дню матери или Международному женскому дню.
-
Синтаксис и культура речи. 9-й класс 2010
На уроке используются элементы задачного подхода, игры, коллизии, что способствует проявлению автономности суждений школьников. Учащиеся узнают историю возникновения имен, влияние на этот процесс различных культур. Также они учатся определять виды сложных предложений, виды придаточных предложений в составе сложноподчинённых предложений, определять виды словосочетаний, целенаправленно использовать в речи сложные предложения.
-
Час занимательной грамматики 2010
На уроке дети повторяют и обобщают материал, изученный в разделе «Лексика и фразеология». Закрепляют умение общаться по телефону и расширяют словарный запас.
-
Контрольный опрос учащихся с включением элементов игры на уроке русского языка 2010
Урок проводится в игровой форме. Такая форма урока очень нравится школьникам и не вызывает у них чувство страха, опасности, а учителю дает возможность проверить знание многих учащихся. К статье прилагается презентация.
-
Всесильная власть слова (5-й класс) 2010
Автор знакомит учащихся о глаголе как части речи. Содержание учебного материала направлено на совершенствование умения правильно подбирать глаголы. На уроке осуществляется привитие интереса к слову, к предмету.
-
Как надо действовать, чтобы правильно написать безударную гласную в корне слова. Обучение применению правила (2-й класс) 2010
На уроке формируются навыки правописания слов с безударной гласной, умения находить проверочные слова. Развивается умение ставить ударение, различать ударные и безударные гласные звуки в корне слова. Развивается орфографическая зоркость. Воспитывается любовь к русскому языку.
-
Урок русского языка для 4-го класса "Образование прилагательных" 2010
Автор знакомит с образованием имён прилагательных от основ имён существительных; показывает способы образования имён прилагательных от основ имён существительных с помощью суффиксов. Расширяется лингвистический кругозор учащихся. Развивается логическое мышление, орфографическая зоркость, творческая активность, речь учащихся. Формируется нравственное отношение в процессе совместной деятельности.
-
Проект "Самоценность и самобытность слова в социуме города" 2010
Цели проекта «Самобытность и самоценность слова в социуме города»: совершенствование речемыслительной деятельности школьников, развитие их коммуникативных умений и навыков, обучение свободному владению русским литературным языком, обогащение словарного запаса в конце концов. Плюс воспитание любви к родному краю, приобщение к культуре своего города, знакомство с его историей и достопримечательностями.
-
Урок-модуль по теме "Повторение изученного в разделе "Фонетика и графика" 2010
Коллективный способ обучения при модульном построении урока преследует цель обобщить знания учащихся по основным понятиям, правилам по данной теме, выявить степень подготовленности учащихся, активизировать деятельность учащихся на уроке новыми формами и методами обучения. Привить интерес к предмету.
-
Нетрадиционный урок-игра "Путешествие по стране синтаксиса и пунктуации" 2010
Урок-путешествие отвечает возрастным потребностям учащихся 5–6-х классов. На заключительном этапе обучения учащимся можно предложить путешествие, целью которого будет обобщение и систематизация полученных знаний, закрепление навыков. Работа ведется групповым методом. На каждом из ребят лежит ответственность за себя и за свою группу.
-
Проверка сформированности у младших школьников понятия "однокоренные слова" 2010
Изучение морфемного состава слова имеет большое значение для учащихся, прежде всего, потому что, осознание структуры слова позволяет им глубже понять его лексическое значение, точно употреблять слова в речи и успешнее овладевать орфографическими нормами; способствует развитию у школьников лингвистических способностей, что влияет на их общее развитие.
-
КВН "Знаешь ли ты пословицы и поговорки" 2010
Учащимся прививается интерес к литературе, развиются навыки критически мыслить, рассуждать, совершенствовать устную речь, делая ее яркой, меткой, выразительной при помощи пословиц и поговорок, углубить знания о народе, его обычаях, Родине.
-
Методическая разработка "Русская фразеология. Крылатые слова. Пословицы и погоровки" 2010
Методическая разработка помогает рассмотреть фразеологические единицы в связи с вопросами грамматики, с одной стороны, способствуют закреплению грамматических понятий на более сложном, чем слово, фразеологическом материале, с другой стороны, помогает активному усвоению норм употребления фразеологизмов в речи.
-
Сочинение-рассуждение на основе фрагмента текста (С2.2) 2010
Урок с использованием презентации является хорошим материалом для учителя при подготовке учащихся 9-х классов к ГИА по русскому языку, поможет научить детей строить рассуждение на основе фрагмента текста (С2.2). К уроку прилагается алгоритм выполнения задания С2.2, который можно использовать в работе над любым экзаменационным текстом.
-
Урок русского языка по теме "Слитное и раздельное написание производных предлогов" (7-й класс) 2010
Для улучшения восприятия учениками материала предлагается использовать в ходе урока рисунки и таблицы, которые составляются вместе с учениками.
-
Урок повторения по теме "Имя прилагательное" (6-й класс) 2010
Урок систематизирует и обобщает теоретические знания об имени прилагательном как части речи, повторяются основные орфограммы, связанные с изучением прилагательного. Урок проводится с использованием интерактивной доски, что позволяет экономить время, использовать различные задания, организовать самостоятельный поиск учащимися ответов на поставленные вопросы. Урок выстроен в виде системы заданий, основанных на материале книг писателя Э.Н. Успенского.
-
Фразеологизмы 2010
Урок включает в себя разнообразные упражнения по теме «Фразеологические обороты», которые помогают учащимся получить и закрепить знания о фразеологизмах. Урок проводится с использованием презентации.
-
Правописание чередующихся гласных в корнях слов 2010
Урок формирует навык правописания чередующихся гласных в корнях, учит различать омонимичные или похожие корни с проверяемыми безударными гласными и корни с чередованием гласных. Автор учит бережно и внимательно относиться к языку, речи; воспитывает в учащихся стремление помогать друг другу, работать в команде.
-
Урок русского языка в 9-м классе "Роль знаков препинания в тексте" 2010
Урок русского языка в 9-м классе с целью совершенствовать умения производить пунктуационный анализ текста, отделять главную информацию от второстепенной; расширять лингвистическую эрудицию учащихся, повышать пунктуационную компетенцию.
-
Методические рекомендации по совершенствованию процесса преподавания русского языка в связи с ЕГЭ 2010
На уроке представлены примеры заданий по русскому языку для усовершенствования его преподавания в целях подготовки к ЕГЭ.
-
Какие слова являются наречиями 2010
Комбинированный урок русского языка в 7-м классе по учебнику М.М. Разумовской (М. Дрофа, 2007 г.) по программе для 5–9-х классов основной школы. Урок рассчитан на средний класс: дети обучены работе со словарями; у учащихся достаточно развита речь; могут вступать в речевую ситуацию, но недостаточно владеют навыками грамотного письма. Представлен первый урок по данной теме из 2-х запланированных, но начальный в разделе «Наречие».
-
Работа по развитию речи учащихся на уроках русского языка и литературы 2010
Работа над сочинением представляет учителю большие возможности «открыть детям глаза на мир», развить их душу, чувство, разум. Наша задача – привить учащимся навыки самостоятельной работы над сочинением. Умение связно излагать свои мысли в устной и письменной форме – это сложное умение, требовать от ученика не только известного общего развития, но и овладения определенными умениями.
-
Мягкий знак на конце слова 2010
В ходе урока осуществляется развитие умения проводить связь звук–буква, анализ слов, сравнивать слова, обозначать на письме мягкость согласных звуков мягким знаком. Поставлена задача систематизации знаний учащихся о твердых и мягких согласных звуках и способах обозначения мягкости согласных на письме.