Цель: повторить и обобщить материал, изученный в 5-9 классах.
Задачи:
- выработать четкое представление о системе гласных и согласных звуков, способах их обозначения на письме;
- показать соотношение звукового и буквенного облика слова, выработать умение находить основные звуковые процессы в слове;
- учить выполнять задания в тестовой форме – готовить к ЕГЭ.
Оборудование: компьютер, проектор.
Этапы урока:
- теоретический блок;
- лабораторный (практический) блок;
- контроль.
Ход урока
1. Актуализация теоретических знаний.
Учащимся предлагаются вопросы для повторения (Приложение 1) и «Лист-подсказка» (Приложение 2). Вопросы для повторения и схема проектируются на экран или раздаются учащимся. Ученики работают в парах: повторяют самостоятельно и оценивают себя, спрашивают друг друга и оценивают. Результаты опроса фиксируют в «Листе достижений» (Приложение 3). Если возникают проблемы, вопросы, то учитель оказывает помощь.
2. Упражнения для закрепления.
Упражнения либо проектируются на экран и выполняются в тетрадях, либо раздаются учащимся в печатном виде и выполняются на листах.
Учащиеся работают в группах по 3-4 человека, сообщают о готовности. Проводится проверка. Учитель-консультант оказывает помощь.
2.1. Запишите слова в два столбика.
Буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают один звук |
Буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Петли, полёт, скамья, язык, ругаться, блистающий, льёт, (с) дядей, мясо, воркование, весь, длинная, вести, уходя, влево, опустился, любить, слушают, молодая.
2. 2. Укажите номера слов, в которых все согласные звуки звонкие:
1) отдал; 2) отзвук; 3) взять; 4) боязнь; 5) борода; 6) скоба; 7) груз; 8) друг; 9) больной; 10) нота.
2.3. Укажите номера слов, в которых все согласные звуки твердые:
1) справка; 2) будто; 3) дрожь; 4) ешьте; 5) соловьи; 6) спутник; 7) возжег; 8) ожег.
2.4. Укажите номер слова с мягким согласным [т']:
1) пастель; 2) термин; 3) Амстердам; 4) темп; 5) Данте; 6) компьютер.
2.5. Укажите номера слов с мягким согласным [н’]:
1) Гвинея; 2) Нельсон; 3) тоннель; 4) неологизм; 5) турне; 6) кашне.
2.6. В произношении каких слов есть лишний звук?
1) ин[и]циалы; 2) компроме[н]тировать; 3) инци[н]дент; 4) ин[и]циатива; 5) конста[н]тировать.
2.7. Сделайте орфографическую запись слов, составьте с ними словосочетание.
Изморо[с']__________________________________
Впереме[ш]ку________________________________
2.8. Укажите номера слов, в которых написание полностью совпадает с произношением:
1) бедный; 2) сердце; 3) отдать; 4) голубь; 5) игры; 6) латы; 7) рукав; 8) милиция;
9) ошибка; 10) скучный; 11) храброго; 12) что.
2.9. Укажите звуковое значение буквы Т в словах:
1) от службы; 2) птица; 3) отсрочка; 4) отделить; 5) местный; 6) процентный.
2.10. Какие звуки обозначают выделенные буквы?
кофе |
|
модель |
|
|
волна |
|
отель |
|
|
положить |
|
Одесса |
|
|
купаться |
|
дезинфекция |
|
|
тест |
|
тенор |
|
|
интервью |
|
кабаре |
|
2.11. Укажите звуковое значение выделенных букв и буквосочетаний:
1) подписчик; 2) заказчик; 3) помощник; 4) легкий; 5) смягчить; 6) песни; 7) изжарить; 8) летчик; 9) безжалостный; 10) тридцать; 11) подчистить.
2.12. Укажите номера слов, в которых ударение падает на второй слог:
1) послала; 2) умерший; 3) форзац; 4) мельком; 5) агентство; 6) хозяева; 7) свекла; 8) досуг; 9) понявший; 10) понятый; 11) позвонишь; 12) торты; 13) диспансер.
2.13. Укажите номера слов, в которых количество букв и звуков совпадает:
1) прежние; 2) слезы; 3) нашел; 4) весь; 5) кажется; 6) отстает.
2.14. Какой из вариантов фонетической транскрипции слова «семья» верен?
1) [с'им'й'а]; 2) [с'имьй'а]; 3) [с'имй'а]; 4] [с'йим'й'а].
2.15. В каких словах мягкий знак используется для обозначения мягкости согласных?
1) тоньше; 2) ночь; 3) прячьте; 4) терпеть.
2.16. В каких словах выделенная буква обозначает звук [о]?
1) бытие; 2) маневр; 3) иноплеменный; 4) разноплеменный; 5) хребет; 6) преемник.
2.17. Какое средство художественной выразительности, основанное на фонетических законах языка, используется в тексте?
Всю ноч… шуршало и шумело,
Ш…птало, в темень уходя,
Т…кло, срывал…сь, ш…лестело
И что(то) мне ск…зать х…тело
Под шум д…ждя, под шум д…ждя.
И мнил…сь мне, что кто(то), строго
Дням отшумевш…м сч…т ведя,
Ст…ит у темного порога
(Не)отр…зимо, как тр…вога,
Под шум д…ждя, под шум д…ждя.
Ра(с,сс)вет тума(н,нн)о ра…г…рался,
И умоляя и стыдя,
А я понять его старался,
Я засыпал и просыпался
Под шум д…ждя, под шум д..ждя.
(В. Рождественский)
3. Контроль.
3.1. Проверочное тестирование (Приложение 4).
Учащиеся выполняют самостоятельно, заполняют бланк ответов, меняются бланками в парах и проверяют по ключу.
Учитель предлагает оценить товарища, выясняет, как выполнили, какие задания выполнили неверно, объясняет.
Ключ
№ |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
Ответ |
г |
в |
а |
б |
в |
б |
в |
д |
б |
д |
а |
а |
в |
г |
в |
3.2. Контрольное тестирование (Приложение 5).
Учащиеся выполняют самостоятельно, заполняют бланк ответов и сдают на проверку учителю.
Ключ
№ |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
Ответ |
б |
г |
а |
б |
а |
в |
г |
б |
в |
б |
а |
б |
г |
в |
б |
4. Домашнее задание: повторить орфоэпические нормы.