Урок русского языка по теме "Фонетика". 10-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 10


Цель: повторить и обобщить материал,  изученный в 5-9 классах.

Задачи:

  • выработать четкое представление о системе гласных и согласных звуков, способах их обозначения на письме;
  • показать соотношение звукового и буквенного облика слова, выработать умение находить основные звуковые процессы в слове;
  • учить выполнять задания в тестовой форме – готовить к ЕГЭ.

Оборудование: компьютер, проектор.

Этапы урока:

  1. теоретический блок;
  2. лабораторный (практический) блок;
  3. контроль.

Ход урока

1. Актуализация теоретических знаний.

Учащимся предлагаются вопросы для повторения (Приложение 1)  и «Лист-подсказка» (Приложение 2). Вопросы для повторения и схема проектируются на экран или раздаются учащимся. Ученики работают в парах: повторяют самостоятельно и оценивают себя, спрашивают друг друга и оценивают. Результаты опроса фиксируют в «Листе достижений» (Приложение 3). Если возникают проблемы, вопросы, то учитель оказывает помощь.

2. Упражнения для закрепления.

Упражнения либо проектируются на экран и выполняются в тетрадях, либо раздаются учащимся в печатном виде и выполняются на листах.

Учащиеся работают в группах по 3-4 человека, сообщают о готовности. Проводится проверка. Учитель-консультант оказывает помощь.

2.1. Запишите слова в два столбика.

Буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают один звук

Буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Петли, полёт, скамья, язык, ругаться, блистающий, льёт, (с) дядей, мясо, воркование, весь, длинная, вести, уходя, влево, опустился, любить, слушают, молодая.

2. 2. Укажите номера слов, в которых все согласные звуки звонкие:

1) отдал; 2) отзвук; 3) взять; 4) боязнь; 5) борода; 6) скоба; 7) груз; 8) друг; 9) больной; 10) нота.

2.3. Укажите номера слов, в которых все согласные звуки  твердые:

1) справка; 2) будто; 3) дрожь; 4) ешьте; 5) соловьи; 6) спутник; 7) возжег; 8) ожег.

2.4. Укажите номер слова с мягким согласным [т']:

1) пастель; 2) термин; 3) Амстердам; 4) темп; 5) Данте; 6) компьютер.

2.5. Укажите номера слов с мягким согласным [н’]:

1) Гвинея; 2) Нельсон; 3) тоннель; 4) неологизм; 5) турне; 6) кашне.

2.6. В произношении каких слов есть лишний звук?

1) ин[и]циалы; 2) компроме[н]тировать; 3) инци[н]дент; 4) ин[и]циатива; 5) конста[н]тировать.

2.7. Сделайте орфографическую запись слов, составьте с ними словосочетание.

Изморо[с']__________________________________

Впереме[ш]ку________________________________

2.8. Укажите номера слов, в которых написание полностью совпадает с произношением:

1) бедный; 2) сердце; 3) отдать; 4) голубь; 5) игры; 6) латы; 7) рукав; 8) милиция;

9) ошибка; 10) скучный; 11) храброго; 12) что.

2.9. Укажите звуковое значение буквы Т в словах:

1) от службы; 2) птица; 3) отсрочка; 4) отделить; 5) местный; 6) процентный.

2.10. Какие звуки обозначают выделенные буквы?

кофе

    

модель

    

волна

 

отель

 

положить

 

Одесса

 

купаться

 

дезинфекция

 

тест

 

тенор

 

интервью

 

кабаре

 

2.11. Укажите звуковое значение выделенных букв и буквосочетаний:

1) подписчик; 2) заказчик; 3) помощник; 4) легкий; 5) смягчить; 6) песни; 7) изжарить; 8) летчик; 9) безжалостный; 10) тридцать; 11)  подчистить.

2.12. Укажите номера слов, в которых ударение падает на второй слог:

1) послала; 2) умерший; 3) форзац; 4) мельком; 5) агентство; 6) хозяева; 7) свекла; 8) досуг; 9) понявший; 10) понятый; 11)  позвонишь; 12) торты; 13) диспансер.

2.13. Укажите номера слов, в которых количество букв и звуков совпадает:

1) прежние; 2) слезы; 3) нашел; 4) весь; 5) кажется; 6) отстает.

2.14. Какой из вариантов фонетической транскрипции слова «семья» верен?

1) [с'им'й'а];       2) [с'имьй'а];       3) [с'имй'а];       4] [с'йим'й'а].

2.15. В каких словах мягкий знак используется для обозначения мягкости согласных?

1) тоньше; 2) ночь; 3) прячьте; 4) терпеть.

2.16. В каких словах выделенная буква обозначает звук [о]?

1) бытие; 2) маневр; 3) иноплеменный; 4) разноплеменный; 5) хребет; 6) преемник.

2.17. Какое средство художественной выразительности, основанное на фонетических законах языка, используется в тексте?

Всю ноч… шуршало и шумело,
Ш…птало, в темень уходя,
Т…кло, срывал…сь, ш…лестело
И что(то) мне ск…зать х…тело
Под шум д…ждя, под шум д…ждя.
И мнил…сь мне, что кто(то), строго
Дням отшумевш…м сч…т ведя,
Ст…ит у темного порога
(Не)отр…зимо, как тр…вога,
Под шум д…ждя, под шум д…ждя.
Ра(с,сс)вет тума(н,нн)о ра…г…рался,
И умоляя и стыдя,
А я понять его старался,
Я засыпал и просыпался
Под шум д…ждя, под шум д..ждя.
(В. Рождественский)

3. Контроль.

3.1. Проверочное тестирование (Приложение 4).

Учащиеся выполняют самостоятельно, заполняют бланк ответов, меняются бланками в парах и проверяют по ключу.

Учитель предлагает оценить товарища, выясняет, как выполнили, какие задания выполнили неверно, объясняет.

Ключ

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

Ответ

г

в

а

б

в

б

в

д

б

д

а

а

в

г

в

3.2. Контрольное тестирование (Приложение 5).

Учащиеся выполняют самостоятельно, заполняют бланк ответов и сдают на проверку учителю.

Ключ

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

Ответ

б

г

а

б

а

в

г

б

в

б

а

б

г

в

б

4. Домашнее задание: повторить орфоэпические нормы.