Класс: 8
Цели:
- Повторить сведения об обращении, полученные школьниками в предшествующие годы обучения.
- Формировать умения находить обращение в предложении; употреблять его с учётом речевой ситуации; правильно ставить знаки препинания при обращении; произносить обращения со звательной интонацией.
- Развивать коммуникативную культуру учащихся.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, экран, презентация к уроку (приложение 1).
Ход урока
Слово учителя
В своей речи мы часто обращаемся с просьбой или высказыванием к конкретному лицу. Для обозначения конкретного адресата, способного выполнить побуждение или ответить на вопрос, мы используем обращения. Сегодняшний урок мы посвятим изучению обращения. Слайд 2, план изучения обращений (гиперссылки).
Определение:
Слайд 3. Обращение - это существительное, одно или с зависимыми словами, называющее того, кому адресована речь.
Саша, у тебя сегодня сколько уроков?
Слайд 4. Задание: Выпишите номера предложений, в которых есть обращения (знаки препинания не расставлены):
I вариант
- Не трещите морозы в заповедном бору.
- К утру мороз крепчал.
- Вылезайте муравьи после зимней стужи.
- Муравьи санитары леса.
- Догорай костёр дотла.
II вариант
- Что ты рано осень в гости к нам пришла.
- Подкралась осень незаметно.
- Песню эту пронесём друзья по свету.
- Друзья познаются в беде.
- Прощай любимый город.
Проверка: I 1, 3, 5; II 1, 3, 5 (для проверки нажать на восклицательный знак)
Способ выражения обращения:
Слайд 5. Обращения обычно выражено именами существительными одушевлёнными, реже прилагательными или причастиями в значении существительных. Например: Хорошая, любимая, родная, мы друг от друга далеко живём (Щип.).
В роли обращений чаще всего выступают собственные имена и существительные, называющие лиц по родству, по общественному положению, по профессии:
Вот, Любушка, Митя проститься пришёл: он едет к матушке своей (Остр.)
Личные местоимения 2 лица ТЫ и ВЫ чаще входят в состав особого оборота, выступающего в роли обращения и заключающего в себе качественную оценку лица:
Что вы такой герцогиней смотрите, красавица вы моя?
В языке художественной литературы, особенно в поэтических текстах, используются обращения к неодушевлённым предметам.
Красуйся, град Петров, и стой
Неколебимо, как Россия (Пушкин).
Слайд 6. Задание: Запишите номера предложений в таблицу в зависимости от значения обращений в них:
Собственное имя |
Название лица по родству |
Название лица по профессии |
Название лица по возрасту |
Название лица по общественному положению |
1 |
4 |
3 |
5 |
2 |
Предложения:
- Сергей Сергеевич, это вы ли?
- Государь мой премилостивый! Я до тех пор не намерен в Покровское, пока не вышлите вы мне псаря Парамошку с повинною.
- Пошёл, кучер!
- Я и не отговариваюсь, тётушка.
- Ты что же, молодчик, оброка не платишь?
Для проверки нужно нажать на восклицательный знак.
Грамматическая форма:
Слайд 7. Обращение имеет форму именительного падежа и произносится с особой звательной интонацией.
В разговорной речи существуют особые формы обращения: так называемый усечённый именительный падеж существительного.
Маш, дай ручку. Петь, а Петь, приходи пораньше.
История обращения в русском языке:
Слайд 8. Вспомним А.С.Пушкина:
Приплыла к нему рыбка, спросила:
"Чего тебе надобно, старче?"
Что это за форма "старче"? В обращении мы используем именительный падеж. А слово "старче" в устаревшем падеже (в древнерусском языке было 7 падежей) русского языка, который назывался звательным и употреблялся при обращении.
Слайд 9. Задание: Подчеркните древние формы обращений.
Молитва:
Отче наш, Иже еси на небесех,
да святится Имя Твое,
да приидет Царствие Твое,
да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли.Народная разбойничья песня:
Не шуми, мати, зелёная дубравушка,
Не мешай мне, доброму молодцу, думу думати.
Слайд 10. Дополнительный вопрос:
Назовите произведения А.С.Пушкина, в которых воспроизводится эта песня. (роман "Дубровский", повесть "Капитанская дочка")
Обращения распространённые и нераспространённые
Слайд 11. Нераспространённые обращения выражены одним словом:
Старик! Я слышал много раз, что ты меня от смерти спас (Лермонтов).
Распространённые обращения включают в себя пояснительные слова:
Эй, славяне, что с Кубани, с Дона, с Волги, с Иртыша, занимай высоты в бане, закрепляйся не спеша! (Твардовский).
Слайд 12. Задание: Распространите обращения прилагательными (см. Слова для справок) и запишите предложения.
(: ) участники конференции, просим вас пройти регистрацию в кабинете №5.
(: ) друг! Эта книга поведёт тебя в мир удивительных приключений.
(: ) мама, я очень скучаю.
Слова для справок: уважаемый, дорогой, милый.
Роль обращений в языке
Слайд 13. В устной речи обращения служат для привлечения внимания собеседника и одновременно для выражения отношения говорящего к собеседнику.
Провожающие, просим вас освободить вагоны.
В письменной речи обращения служат для выражения отношения пишущего к адресату:
Милый Миша, здравствуй.
Использование обращений в поэтической речи
Слайд 14. В поэтических текстах нередко в качестве обращений используются неодушевлённые предметы. Такая стилистическая фигура речи называется риторическим обращением. Главная задачей риторического обращения является стремление выразить отношение к тому или иному лицу либо предмету, дать ему характеристику, усилить выразительность речи. Риторические обращения не требуют ответа.
Слайд 15. Задание: На уроках литературы мы недавно знакомились с произведениями Ф.И.Тютчева. Запишите по памяти строки с обращениями, соответствующими данным иллюстрациям.
Учащиеся должны записать по памяти:
- Что ты клонишь над водами,
- Ты, волна моя морская,
Своенравная волна,
Как, покоясь иль играя,
Чудной жизни ты полна!
Ива, макушку свою?
В каком отрывке обращение только называет предмет, а в каком выражает его характеристику, эмоциональную оценку?
(Обращение "ива" только называет предмет, а обращение "волна моя морская" выражает характеристику предмета и эмоциональную оценку).
Место в предложении
Слайд 16. Обращение может стоять в начале, в середине и в конце предложения. Обращение не является членом предложения.
Слайд 17. Задание: Перестройте предложение, чтобы оно соответствовало схеме.
Милые внуки мои, родилась я под Киевом, в тихой деревне.
Интонация
Слайд 18. Обращение произносится со звательной интонацией, то есть с усиленным ударением.
Слайд 19. Задание: прослушайте в исполнении актёра Дениса Некрасова отрывки с обращениями из рассказов Чехова (При нажатии на скрипичный ключ воспроизводится аудио). Выпишите обращения, которые использует Чехов. (Отрывок 1: окаянная, ребята; 2: Порфирий, голубчик мой, Миша, друг детства.)
Слайды 20, 21. Знаки препинания при обращении
Правило |
Пример |
Обращение выделяется запятыми | Наташа, иди сюда! Вперёд тебе наука, друг. |
Если обращение стоит в начале предложения и произносится с восклицательной интонацией, после него ставится восклицательный знак, а идущее дальше предложение начинается с прописной буквы. | Соседушка, мой свет! Пожалуйста, покушай. |
Если обращение разбито на части, выделяется запятыми каждая часть. | Отколе, умная, бредёшь ты голова? |
Частица О, стоящая перед обращением, не отделяется от него никаким знаком. | О небо, над нами синей! Так вот судьба твоих сынов, о Рим, о громкая держава. |
Однородные обращения, соединённые союзом И или ДА запятой не разделяются. | Здравствуй, солнце да утро весёлое! |
Частицы А и ДА, стоящие перед обращением, запятой от них не отделяются, а перед ними запятая ставится. | Петька, да Петька же, куда ты запропастился? |
Слайд 22. Задание: Спишите предложения, расставив знаки препинания:
- Соседка, перестань срамиться!
- Гражданин! Спасите раненого бойца.
- О барабанщики предместий, когда же среди гулких плит ваш голос ярости и мести вновь над Парижем прогремит?
- Голубчик ты мой, сделай это для меня.
- Федя, а Федя, дай карандаш!
Подведение итога урока
- Что нового об обращении мы узнали?
- Какие задания вызвали у вас затруднения?
Домашнее задание
Приготовьте устный рассказ об обращении по плану, выполните упражнение 358.
Список литературы
- Богданова Г.А. Опрос на уроках русского языка: Кн. Для учителя: Из опыта работы. - М.: Просвещение, 1996.
- Розенталь Д.Э. Русский язык. Для школьников старших классов и поступающих в вузы: Учеб. Пособ. - М.: Дрофа, 1997.
- Русский язык: учебник для 8 кл. общеобразоват. Учреждений / С.Г.Бархударов, С.Е.Крючков, Л.Ю.Максимов. - М.: Просвещение, 2007.
- Русский язык. Учеб. Для студентов пед. ин-тов / Н.В. Костромина, К.А.Николаева, Г.М.Ставская, Е.Н.Ширяев; Под ред. Л.Ю.Максимова. - М.: Просвещение, 1989.
- Штоль А.А. Русский язык для старшеклассников. В таблицах. - Новосибирск: Сиб.унив. издательство, 2007.