Обращение и знаки препинания при нем. 8-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 8


Класс: 8

Цели:

  1. Повторить сведения об обращении, полученные школьниками в предшествующие годы обучения.
  2. Формировать умения находить обращение в предложении; употреблять его с учётом речевой ситуации; правильно ставить знаки препинания при обращении; произносить обращения со звательной интонацией.
  3. Развивать коммуникативную культуру учащихся.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, экран, презентация к уроку (приложение 1).

Ход урока

Презентация.

Слово учителя

В своей речи мы часто обращаемся с просьбой или высказыванием к конкретному лицу. Для обозначения конкретного адресата, способного выполнить побуждение или ответить на вопрос, мы используем обращения. Сегодняшний урок мы посвятим изучению обращения. Слайд 2, план изучения обращений (гиперссылки).

Определение:

Слайд 3. Обращение - это существительное, одно или с зависимыми словами, называющее того, кому адресована речь.

Саша, у тебя сегодня сколько уроков?

Слайд 4. Задание: Выпишите номера предложений, в которых есть обращения (знаки препинания не расставлены):

I вариант

  1. Не трещите морозы в заповедном бору.
  2. К утру мороз крепчал.
  3. Вылезайте муравьи после зимней стужи.
  4. Муравьи санитары леса.
  5. Догорай костёр дотла.

II вариант

  1. Что ты рано осень в гости к нам пришла.
  2. Подкралась осень незаметно.
  3. Песню эту пронесём друзья по свету.
  4. Друзья познаются в беде.
  5. Прощай любимый город.

Проверка: I 1, 3, 5; II 1, 3, 5 (для проверки нажать на восклицательный знак)

Способ выражения обращения:

Слайд 5. Обращения обычно выражено именами существительными одушевлёнными, реже прилагательными или причастиями в значении существительных. Например: Хорошая, любимая, родная, мы друг от друга далеко живём (Щип.).

В роли обращений чаще всего выступают собственные имена и существительные, называющие лиц по родству, по общественному положению, по профессии:

Вот, Любушка, Митя проститься пришёл: он едет к матушке своей (Остр.)

Личные местоимения 2 лица ТЫ и ВЫ чаще входят в состав особого оборота, выступающего в роли обращения и заключающего в себе качественную оценку лица:

Что вы такой герцогиней смотрите, красавица вы моя?

В языке художественной литературы, особенно в поэтических текстах, используются обращения к неодушевлённым предметам.

Красуйся, град Петров, и стой

Неколебимо, как Россия (Пушкин).

Слайд 6. Задание: Запишите номера предложений в таблицу в зависимости от значения обращений в них:

Собственное имя

Название лица по родству

Название лица по профессии

Название лица по возрасту

Название лица по общественному положению

1

4

3

5

2

Предложения:

  1. Сергей Сергеевич, это вы ли?
  2. Государь мой премилостивый! Я до тех пор не намерен в Покровское, пока не вышлите вы мне псаря Парамошку с повинною.
  3. Пошёл, кучер!
  4. Я и не отговариваюсь, тётушка.
  5. Ты что же, молодчик, оброка не платишь?

Для проверки нужно нажать на восклицательный знак.

Грамматическая форма:

Слайд 7. Обращение имеет форму именительного падежа и произносится с особой звательной интонацией.

В разговорной речи существуют особые формы обращения: так называемый усечённый именительный падеж существительного.

Маш, дай ручку. Петь, а Петь, приходи пораньше.

История обращения в русском языке:

Слайд 8. Вспомним А.С.Пушкина:

Приплыла к нему рыбка, спросила:
"Чего тебе надобно, старче?"

Что это за форма "старче"? В обращении мы используем именительный падеж. А слово "старче" в устаревшем падеже (в древнерусском языке было 7 падежей) русского языка, который назывался звательным и употреблялся при обращении.

Слайд 9. Задание: Подчеркните древние формы обращений.

Молитва:

Отче наш, Иже еси на небесех,
да святится Имя Твое,
да приидет Царствие Твое,
да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли.

Народная разбойничья песня:
Не шуми, мати, зелёная дубравушка,
Не мешай мне, доброму молодцу, думу думати.

Слайд 10. Дополнительный вопрос:

Назовите произведения А.С.Пушкина, в которых воспроизводится эта песня. (роман "Дубровский", повесть "Капитанская дочка")

Обращения распространённые и нераспространённые

Слайд 11. Нераспространённые обращения выражены одним словом:

Старик! Я слышал много раз, что ты меня от смерти спас (Лермонтов).

Распространённые обращения включают в себя пояснительные слова:

Эй, славяне, что с Кубани, с Дона, с Волги, с Иртыша, занимай высоты в бане, закрепляйся не спеша! (Твардовский).

Слайд 12. Задание: Распространите обращения прилагательными (см. Слова для справок) и запишите предложения.

(: ) участники конференции, просим вас пройти регистрацию в кабинете №5.

(: ) друг! Эта книга поведёт тебя в мир удивительных приключений.

(: ) мама, я очень скучаю.

Слова для справок: уважаемый, дорогой, милый.

Роль обращений в языке

Слайд 13. В устной речи обращения служат для привлечения внимания собеседника и одновременно для выражения отношения говорящего к собеседнику.

Провожающие, просим вас освободить вагоны.

В письменной речи обращения служат для выражения отношения пишущего к адресату:

Милый Миша, здравствуй.

Использование обращений в поэтической речи

Слайд 14. В поэтических текстах нередко в качестве обращений используются неодушевлённые предметы. Такая стилистическая фигура речи называется риторическим обращением. Главная задачей риторического обращения является стремление выразить отношение к тому или иному лицу либо предмету, дать ему характеристику, усилить выразительность речи. Риторические обращения не требуют ответа.

Слайд 15. Задание: На уроках литературы мы недавно знакомились с произведениями Ф.И.Тютчева. Запишите по памяти строки с обращениями, соответствующими данным иллюстрациям.

Учащиеся должны записать по памяти:

  1. Что ты клонишь над водами,
  2. Ива, макушку свою?

  3. Ты, волна моя морская,
    Своенравная волна,
    Как, покоясь иль играя,
    Чудной жизни ты полна!

В каком отрывке обращение только называет предмет, а в каком выражает его характеристику, эмоциональную оценку?

(Обращение "ива" только называет предмет, а обращение "волна моя морская" выражает характеристику предмета и эмоциональную оценку).

Место в предложении

Слайд 16. Обращение может стоять в начале, в середине и в конце предложения. Обращение не является членом предложения.

Слайд 17. Задание: Перестройте предложение, чтобы оно соответствовало схеме.

Милые внуки мои, родилась я под Киевом, в тихой деревне.

Интонация

Слайд 18. Обращение произносится со звательной интонацией, то есть с усиленным ударением.

Слайд 19. Задание: прослушайте в исполнении актёра Дениса Некрасова отрывки с обращениями из рассказов Чехова (При нажатии на скрипичный ключ воспроизводится аудио). Выпишите обращения, которые использует Чехов. (Отрывок 1: окаянная, ребята; 2: Порфирий, голубчик мой, Миша, друг детства.)

Слайды 20, 21. Знаки препинания при обращении

Правило

Пример

Обращение выделяется запятыми Наташа, иди сюда!

Вперёд тебе наука, друг.

Если обращение стоит в начале предложения и произносится с восклицательной интонацией, после него ставится восклицательный знак, а идущее дальше предложение начинается с прописной буквы. Соседушка, мой свет! Пожалуйста, покушай.
Если обращение разбито на части, выделяется запятыми каждая часть. Отколе, умная, бредёшь ты голова?
Частица О, стоящая перед обращением, не отделяется от него никаким знаком. О небо, над нами синей!

Так вот судьба твоих сынов, о Рим, о громкая держава.

Однородные обращения, соединённые союзом И или ДА запятой не разделяются. Здравствуй, солнце да утро весёлое!
Частицы А и ДА, стоящие перед обращением, запятой от них не отделяются, а перед ними запятая ставится. Петька, да Петька же, куда ты запропастился?

Слайд 22. Задание: Спишите предложения, расставив знаки препинания:

  1. Соседка, перестань срамиться!
  2. Гражданин! Спасите раненого бойца.
  3. О барабанщики предместий, когда же среди гулких плит ваш голос ярости и мести вновь над Парижем прогремит?
  4. Голубчик ты мой, сделай это для меня.
  5. Федя, а Федя, дай карандаш!

Подведение итога урока

  • Что нового об обращении мы узнали?
  • Какие задания вызвали у вас затруднения?

Домашнее задание

Приготовьте устный рассказ об обращении по плану, выполните упражнение 358.

Список литературы

  1. Богданова Г.А. Опрос на уроках русского языка: Кн. Для учителя: Из опыта работы. - М.: Просвещение, 1996.
  2. Розенталь Д.Э. Русский язык. Для школьников старших классов и поступающих в вузы: Учеб. Пособ. - М.: Дрофа, 1997.
  3. Русский язык: учебник для 8 кл. общеобразоват. Учреждений / С.Г.Бархударов, С.Е.Крючков, Л.Ю.Максимов. - М.: Просвещение, 2007.
  4. Русский язык. Учеб. Для студентов пед. ин-тов / Н.В. Костромина, К.А.Николаева, Г.М.Ставская, Е.Н.Ширяев; Под ред. Л.Ю.Максимова. - М.: Просвещение, 1989.
  5. Штоль А.А. Русский язык для старшеклассников. В таблицах. - Новосибирск: Сиб.унив. издательство, 2007.