Цели урока (слайд №2):
- Сформировать умение правильно применять правило правописания НЕ с именами прилагательными.
- Закрепить умение на практике.
- Развивать коммуникативные способности детей.
- Воспитывать интерес к родному языку, его богатству.
Ход урока
- ОНУ. Озвучивание целей урока.
- Проверка домашнего задания.
- Разминка “Не с существительными и глаголами” (работа с сигнальными картами):
- Повторение ранее изученного материала:
Неприятность; ненависть; незнание; не знать; недоумевать; недруг; не сила, а слабость; нездоровится; не сказать.
Кроссворд. (Слайд №3-4)
- В предложении имя прилагательное чаще всего бывает…
- Разряд прилагательных. Прилагательные этого разряда могут проявлять признак в большей или меньшей степени.
- Разряд прилагательных. Прилагательные этого разряда не могут проявлять признак в большей или меньшей степени.
- Разряд прилагательных. Прилагательные этого разряда обозначают принадлежность чего-либо какому-либо предмету или лицу.
- В отличие от существительных, прилагательные изменяются по…
- Часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? чей?
Объяснение нового материала. Словарная работа. (Слайд №5-6).
Не с существительными: Неправда; не правда, а ложь; ненастье; ненависть; необразованность; не порядок, а бардак; невежа, невежда; не печь кормит, а руки.
Не с прилагательными. Не с прилагательными напишем слитно, если слово не употребляется без не, например, ненастная погода, ненавистный взгляд, нелепое замечание.
Если прилагательное с не может быть заменено синонимом без не – или близким по значению выражением, то мы его напишем слитно с ним. Например, невеселое настроение – настроение грустное; Нехороший поступок – дурной поступок.
Не с прилагательными напишем раздельно, если в предложении есть противопоставление с союзом а. Например, не хорошая, а плохая погода; не добрый, а жестокий человек.
Если к прилагательным относятся слова далеко не, вовсе не, ничуть не, нисколько не, то мы напишем их с не раздельно. Например, далеко не чудесная погода; нисколько не тяжелая сумка; вовсе не простая задача.
Работа с учебником. Чтение параграф 54 вслух. После прочтения, детям предлагается записать правило в виде таблицы. (Слайд №7). Дети читают образец рассуждения. Учитель его еще раз озвучивает (слайд №8):
I. Дул несильный ветерок. Можно подобрать синоним – слабый. Значит, пишем слитно.
II. Сегодня ненастный день. Прилагательное без не не употребляется, значит, пишется слитно.
III. День ненастен. Прилагательное краткое, пишется слитно, так как без не не употребляется.
IV. Сон не чуткий, а крепкий. Сон не чуток, а крепок. Имеется противопоставление с союзом а, значит, пишем раздельно.
V. Нисколько не интересная книга. Книга нисколько не интересна. К прилагательным относятся слова нисколько не, соответственно, пишется раздельно.
5. Заполнение таблицы слитно/раздельно. (Слайд №9-10)
Слитно |
Раздельно |
Недобрый взгляд; небольшая заминка; ненавистный враг; непрерывный шум; неизвестный автор. |
Он вовсе не плохой человек; не дорогой, а дешевый подарок; далеко не большое расстояние; ничуть не расстроен; не красна изба углами, а красна пирогами. |
6. Закрепление правила. Детям предлагаются прилагательные, с которыми нужно составить предложения: (слайд №11)
- I вариант: нехороший; не хороший;
- II вариант: нежаркий; вовсе не жаркий.
Выборочный диктант. (Слайд №12-13). Первый вариант записывает только те словосочетания, в которых не с прилагательными пишутся слитно, а второй – не с прилагательными раздельно.
Неплохая идея; не красивый цветок, а прекрасный; неуклюжий альпинист; вовсе не жаркая погода; некрасивый поступок.
7. Итог урока. Итак, ребята, когда мы напишем не с прилагательными слитно, а когда раздельно? Оценки за урок.
8. Домашнее задание: параграф 54, упражнение 306
Дополните предложения прилагательными с не:
- В конце зимы солнце яркое, но…
- Лето хоть и теплое, но…