Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов

Разделы: Русский язык


Слова умеют плакать и смеяться,
Приказывать, молить и заклинать,
И, словно сердце, кровью обливаться,
И равнодушно холодом дышать.
Призывом стать, и отзывом, и зовом
Способно слово, изменяя лад.
И проклинают, и клянутся словом,
Напутствуют, и славят, и чернят.

(Я. Козловский.)

Цели урока:

образовательные

  • знать понятия “однозначное” и “многозначное” слово, “прямое” и “переносное” значение слов;
  • уметь выбирать значение многозначного слова соответствующее ситуации, закрепить полученные знания с помощью практических заданий.

развивающие

  • развивать навыки выполнения творческих заданий в соответствии с нормами русского языка, активизировать познавательную деятельность учащихся, продолжить развитие сотрудничества “учитель-ученик”, а также логической памяти учащихся, их речи.

воспитательные

  • формировать коммуникативные качества личности, умение рационально организовывать свою работу;
  • воспитывать эстетику работы, уважение к окружающим людям.

Тип урока: комбинированный урок.

Ход урока

1. Организационный момент. Проверка готовности класса к уроку.

2. Повторение.

Словарная работа “Угадайка” – продолжите ответы:

  • Все слова языка образуют его словарный состав, или…
  • То, что обозначает слово, является…
  • Лексическое значение имеют только… части речи.
  • Кроме лексического значения любое слово имеет…

Взаимопроверка ответов учащихся (Слайд 1), подведение итогов выполнения этого задания.

3. Формулирование темы и цели урока.

Учитель. Прослушайте стихотворение. В одном или нескольких значениях употреблено слово СТАВИТЬ? Если в нескольких, то сколько их?

Пять рабочих ставят дом.
Ставит опыт агроном.
Он растит такую рожь –
С головой в нее уйдешь.
Ставит счетчики монтер.
Ставит фильмы режиссер.
Снял он сказку “Колобок”,
Чтобы ты увидеть мог.
Мама ставит пироги –
Подойди и помоги.
А диагноз ставит врач:
“Просто насморк. Спи, не плачь!”
Если кончится рассказ,
Ставить точку в самый раз.

Ответы учащихся. Здесь слово ставить употреблено в нескольких значениях.

Учитель. А теперь сформулируйте тему сегодняшнего урока, учитывая слова, встречающиеся в стихотворении. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов.

Учитель. Сформулируйте цель нашего урока, опираясь на его тему. Используя опорные фразы на доске.

  1. Знать понятия …;
  2. Уметь выбирать … .

Цель урока: Знать понятия “однозначное” и “многозначное” слово, “прямое ” и “переносное” значение слов; уметь выбирать значение многозначного слова соответствующее ситуации, закрепить полученные знания с помощью практических заданий.

4. Изучение нового материала.

Работа с учебником – чтение правил Многозначное слово – … , Однозначное слово – … , Прямое значение слова – … , Переносное значение слова-… .

Справка-А каких слов больше в русском языке – однозначных или многозначных? Чтобы ответить на этот вопрос исследователи взяли “Словарь русского языка” С.И. Ожегова, выбрали по принципу “случайного отбора” 35016 слов и установили, что однозначных слов среди них 63%, а многозначных 37%.

Гардероб – 1) шкаф для одежды; 2)помещение в общественном здании для хранения верхней одежды; 3) вся носильная одежда одного человека. Это слово многозначное.

5. Закрепление изученного материала.

А) “Игра в снежки”.

Слово учителя: Ребята, чтобы хорошенько разогреться перед работой, сыграем в самую популярную зимнюю игру. Я называю слово и кидаю снежок, кто снежок поймает, должен сказать, какое это слово – однозначное или многозначное и составить предложение с этим словом. (Существительные – снег, ручка, лист, ветер, кисть, луна, полотно, поле, звезды).

Б) Работа по группам.

Задание для первой группы. Докажите, что приведенные ниже слова являются многозначными. Для этого составьте предложения или словосочетания, употребив слова в разных значениях.

Крутой_________________________________________________

Глубокий _______________________________________________

Стол ____________________________________________________

Кухня___________________________________________________

Глухой__________________________________________________

Задание для второй группы. Подберите однокоренные слова к словам-омонимам. Составьте предложения с данными словами.

Точка – знак препинания_____________________________________

Точка – точка коньков_______________________________________

Клубы – клубы дыма________________________________________

Клубы – сельские клубы_____________________________________

Мир – Вселенная___________________________________________

Мир – спокойствие__________________________________________

Задание для третьей группы. Разделите в два столбика словосочетания с прямым и переносным значением слов. Составьте предложения с некоторыми из них.

Глухой старик, глухой переулок, глухой согласный, глухой голос; завели разговор, завели машину, завели собаку, завели хозяйство; вскипела вода, вскипел самовар, вскипело море, вскипело сердце; самолет снизился, температура снизилась, успеваемость снизилась.

Проверка выполнения заданий – выступление групп, подведение итогов .

В) Тест-опрос (Индивидуальная работа учащихся). (Слайды 3-7)

  1. Выбери многозначные слова и впиши соответствующие им буквы в прямоугольник:
  2. а) инженер; б) заговорить; в) кипеть; г) равнина; д) год; е) идти; ж) сеять; з) вечер; и) загладить; к) жирный; л) иней; м) ветер; н) пышный; о) пуговица; п) работа.

     
  3. Выделите пример, в котором прилагательное употреблено в прямом значении:
  4. а) железный человек; б) железная воля; в) железная дисциплина; г) железная кровать.

  5. Укажите ряд, в котором все прилагательные употреблены в переносном значении:
  6. а) светлый ум, общий язык, горячий чай;
    б) горькая судьба, общий язык, чистая скатерть;
    в) золотые руки, холодный ум, горячее сердце.

  7. Выпишите слова, употребленные в переносном смысле.
  8. Простор сияет чистый.
    Белым – бела земля.
    Под шубою пушистой –
    Сады, луга, поля.

  9. Ответьте на вопрос по тексту –

У всех есть имя. Только иногда получается так, что по имени тебя не зовут. Подрался недавно Гешка с Костей, а Костина мама сказала: “Ты, Гешка, настоящий петух”. А вчера надулся Гешка на папу, и тот весь вечер дразнил его “Индюк”.

А вот Гешкину сестру Лену все Ласточкой зовут. Подъемный кран, на котором она работает, высокий. Другим здесь страшно, а Лена во время работы даже поет. За такой веселый характер и прозвали Лену Ласточкой.

(По Г. Цыферову)

– Благодаря чему слова петух, индюк, ласточка стали многозначными? (Внешние признаки и действия сходны между собой.)

Самопроверка теста (Слайд 8).

Г) Работа в парах. Замени в словосочетании существительное, чтобы прилагательное оказалось в прямом значении.

Ослиное упрямство – ослиное копыто, стальные мускулы – … , волчий аппетит -… , свинцовый взгляд – … , острое слово – … , воздушный пирог – … , веселая строка – … , бодрый шаг – … , тихий месяц – … , золотая пора – … .

Подведение итогов выполнения задания.

6. Подведение итогов урока

Послушайте стихотворение Роберта Рождественского.

Это в памяти остается.
Повторяется,
как молва:
Сердце бьется,
армия бьется –
одинаковые слова!
Одинаковые глаголы –
неслучайные наверняка.
Одинаковые законы
и у сердца,
и у полка…
Говорится,
словно поется
с интонацией вихревой:
бьется армия,
сердце бьется,
бьется знамя над головой!

– Поэт называет глаголы одинаковыми. Какой термин вы употребите для их определения? (Многозначные).

– Сколько значений имеет слово в словосочетании? (Одно).

– Что помогает определить однозначность и многозначность слова? (Словосочетание – контекст).

– Что понравилось вам сегодня на уроке, что запомнилось?

– Какие выводы вы сделали о том, какую роль играют многозначные и однозначные слова в речи?

Презентация