Слова умеют плакать и смеяться,
Приказывать, молить и заклинать,
И, словно сердце, кровью обливаться,
И равнодушно холодом дышать.
Призывом стать, и отзывом, и зовом
Способно слово, изменяя лад.
И проклинают, и клянутся словом,
Напутствуют, и славят, и чернят.
(Я. Козловский.)
Цели урока:
образовательные
- знать понятия “однозначное” и “многозначное” слово, “прямое” и “переносное” значение слов;
- уметь выбирать значение многозначного слова соответствующее ситуации, закрепить полученные знания с помощью практических заданий.
развивающие
- развивать навыки выполнения творческих заданий в соответствии с нормами русского языка, активизировать познавательную деятельность учащихся, продолжить развитие сотрудничества “учитель-ученик”, а также логической памяти учащихся, их речи.
воспитательные
- формировать коммуникативные качества личности, умение рационально организовывать свою работу;
- воспитывать эстетику работы, уважение к окружающим людям.
Тип урока: комбинированный урок.
Ход урока
1. Организационный момент. Проверка готовности класса к уроку.
2. Повторение.
Словарная работа “Угадайка” – продолжите ответы:
- Все слова языка образуют его словарный состав, или…
- То, что обозначает слово, является…
- Лексическое значение имеют только… части речи.
- Кроме лексического значения любое слово имеет…
Взаимопроверка ответов учащихся (Слайд 1), подведение итогов выполнения этого задания.
3. Формулирование темы и цели урока
.Учитель. Прослушайте стихотворение. В одном или нескольких значениях употреблено слово СТАВИТЬ? Если в нескольких, то сколько их?
Пять рабочих ставят дом.
Ставит опыт агроном.
Он растит такую рожь –
С головой в нее уйдешь.
Ставит счетчики монтер.
Ставит фильмы режиссер.
Снял он сказку “Колобок”,
Чтобы ты увидеть мог.
Мама ставит пироги –
Подойди и помоги.
А диагноз ставит врач:
“Просто насморк. Спи, не плачь!”
Если кончится рассказ,
Ставить точку в самый раз.
Ответы учащихся. Здесь слово ставить употреблено в нескольких значениях.
Учитель. А теперь сформулируйте тему сегодняшнего урока, учитывая слова, встречающиеся в стихотворении. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов.
Учитель. Сформулируйте цель нашего урока, опираясь на его тему. Используя опорные фразы на доске.
- Знать понятия …;
- Уметь выбирать … .
Цель урока: Знать понятия “однозначное” и “многозначное” слово, “прямое ” и “переносное” значение слов; уметь выбирать значение многозначного слова соответствующее ситуации, закрепить полученные знания с помощью практических заданий.
4. Изучение нового материала.
Работа с учебником – чтение правил Многозначное слово – … , Однозначное слово – … , Прямое значение слова – … , Переносное значение слова-… .
Справка-А каких слов больше в русском языке – однозначных или многозначных? Чтобы ответить на этот вопрос исследователи взяли “Словарь русского языка” С.И. Ожегова, выбрали по принципу “случайного отбора” 35016 слов и установили, что однозначных слов среди них 63%, а многозначных 37%.
Гардероб – 1) шкаф для одежды; 2)помещение в общественном здании для хранения верхней одежды; 3) вся носильная одежда одного человека. Это слово многозначное.
5. Закрепление изученного материала.
А) “Игра в снежки”.
Слово учителя: Ребята, чтобы хорошенько разогреться перед работой, сыграем в самую популярную зимнюю игру. Я называю слово и кидаю снежок, кто снежок поймает, должен сказать, какое это слово – однозначное или многозначное и составить предложение с этим словом. (Существительные – снег, ручка, лист, ветер, кисть, луна, полотно, поле, звезды).
Б) Работа по группам.
Задание для первой группы. Докажите, что приведенные ниже слова являются многозначными. Для этого составьте предложения или словосочетания, употребив слова в разных значениях.
Крутой_________________________________________________
Глубокий _______________________________________________
Стол ____________________________________________________
Кухня___________________________________________________
Глухой__________________________________________________
Задание для второй группы. Подберите однокоренные слова к словам-омонимам. Составьте предложения с данными словами.
Точка – знак препинания_____________________________________
Точка – точка коньков_______________________________________
Клубы – клубы дыма________________________________________
Клубы – сельские клубы_____________________________________
Мир – Вселенная___________________________________________
Мир – спокойствие__________________________________________
Задание для третьей группы. Разделите в два столбика словосочетания с прямым и переносным значением слов. Составьте предложения с некоторыми из них.
Глухой старик, глухой переулок, глухой согласный, глухой голос; завели разговор, завели машину, завели собаку, завели хозяйство; вскипела вода, вскипел самовар, вскипело море, вскипело сердце; самолет снизился, температура снизилась, успеваемость снизилась.
Проверка выполнения заданий – выступление групп, подведение итогов .
В) Тест-опрос (Индивидуальная работа учащихся). (Слайды 3-7)
- Выбери многозначные слова и впиши соответствующие им буквы в прямоугольник:
- Выделите пример, в котором прилагательное употреблено в прямом значении:
- Укажите ряд, в котором все прилагательные употреблены в переносном значении:
- Выпишите слова, употребленные в переносном смысле.
- Ответьте на вопрос по тексту –
а) инженер; б) заговорить; в) кипеть; г) равнина; д) год; е) идти; ж) сеять; з) вечер; и) загладить; к) жирный; л) иней; м) ветер; н) пышный; о) пуговица; п) работа.
а) железный человек; б) железная воля; в) железная дисциплина; г) железная кровать.
а) светлый ум, общий язык, горячий чай;
б) горькая судьба, общий язык, чистая скатерть;
в) золотые руки, холодный ум, горячее сердце.
Простор сияет чистый.
Белым – бела земля.
Под шубою пушистой –
Сады, луга, поля.
У всех есть имя. Только иногда получается так, что по имени тебя не зовут. Подрался недавно Гешка с Костей, а Костина мама сказала: “Ты, Гешка, настоящий петух”. А вчера надулся Гешка на папу, и тот весь вечер дразнил его “Индюк”.
А вот Гешкину сестру Лену все Ласточкой зовут. Подъемный кран, на котором она работает, высокий. Другим здесь страшно, а Лена во время работы даже поет. За такой веселый характер и прозвали Лену Ласточкой.
(По Г. Цыферову)
– Благодаря чему слова петух, индюк, ласточка стали многозначными? (Внешние признаки и действия сходны между собой.)
Самопроверка теста (Слайд 8).
Г) Работа в парах. Замени в словосочетании существительное, чтобы прилагательное оказалось в прямом значении.
Ослиное упрямство – ослиное копыто, стальные мускулы – … , волчий аппетит -… , свинцовый взгляд – … , острое слово – … , воздушный пирог – … , веселая строка – … , бодрый шаг – … , тихий месяц – … , золотая пора – … .
Подведение итогов выполнения задания.
6. Подведение итогов урока
Послушайте стихотворение Роберта Рождественского.
Это в памяти остается.
Повторяется,
как молва:
Сердце бьется,
армия бьется –
одинаковые слова!
Одинаковые глаголы –
неслучайные наверняка.
Одинаковые законы
и у сердца,
и у полка…
Говорится,
словно поется
с интонацией вихревой:
бьется армия,
сердце бьется,
бьется знамя над головой!
– Поэт называет глаголы одинаковыми. Какой термин вы употребите для их определения? (Многозначные).
– Сколько значений имеет слово в словосочетании? (Одно).
– Что помогает определить однозначность и многозначность слова? (Словосочетание – контекст).
– Что понравилось вам сегодня на уроке, что запомнилось?
– Какие выводы вы сделали о том, какую роль играют многозначные и однозначные слова в речи?