Обобщение по теме "Причастие"

Разделы: Русский язык


Цель: закрепить знания учащихся по теме “Причастие”, развивать навыки монологической речи, развивать орфографическую и пунктуационную зоркость, повторить разборы: синтаксический, морфологический, словообразовательный, разбор по составу, активизировать самостоятельную работу учащихся.

Методы и принципы: фронтальный опрос по повторению изученного материала, самостоятельная работа, тест, индивидуальная работа у доски.

Оборудование: таблицы, тесты, учебник по русскому языку для 7 класса под ред. Баранова М.Т., Григорян Л.Т., Ладыженской Т.А. и др.

Ход урока

На доске: “Часть речи, причастная глаголу, в образе прилагательного”. В.И.Даль

Учитель: Здравствуйте. Садитесь.

Ребята, домашнее задание у вас было по р/р. Сегодня я собираю тетради и проверю, лучшие работы зачитаю на следующем уроке, а также сделаем работу над ошибками. А тема сегодняшнего урока: Обобщение по теме “Причастие”. Откройте тетради, запишите число и тему. Запишите эпиграф к уроку, к которому мы вернемся чуть позже.

Понятие о причастии.

Учитель: Сегодня мы с вами, ребята, повторим причастие, используя жанр сказки.

“Разрешите представить”, - раздался голос королевы Грамматики, - перед вами Причастие – особая форма глагола. У него есть родственники. Какие? Подскажите, ребята. (Глагол и прилагательное.)

Когда причастие появилось на свет. Глагол подарил ему вид (совершенный и несовершенный) и время (настоящее и прошедшее). Прилагательное решило не отставать и преподнесло новорожденному род, число и падеж.

Когда причастие подросло, оно приобрело собственные черты: научилось быть страдательным и действительным. А когда оно стало совсем взрослым, то захотело, чтобы ему подчинялись, слушались его. Так образовался... что ребята? Правильно! Причастный оборот, который о себе очень высокого мнения и требует обоснований. Вспомните, ребята, какое есть условие при обособлении причастного оборота?

(Ученик отвечает).

Ученик, обладающий орфографической зоркостью, всегда пишет грамотно.

Обладающий орфографической зоркостью ученик всегда пишет грамотно.

Действительному и страдательному причастиям не живется в дружбе. Страдательное причастие всегда стонет: “Я такое несчастное, всегда испытываю на себе действие. Меня даже иногда укорачивают и получают краткие причастия”.

“Само виновато, - отвечает действительное причастие. - Я, например, не жду , когда кто-то будет выполнять за меня мою работу. Я поэтому обозначаю признак предмета (какой?), который сам производит действие).

Учитель: Итак, дайте полное определение причастия (учащийся отвечает)

Учитель: Эту двойственность заметили уже древние грамматисты, дав ему имя “причастие”, т.е. причастное к имени и глаголу. Очень метко о причастиях сказал В.И.Даль, автор знаменитого словаря. Его слова являются эпиграфом к нашему уроку: “Часть речи, причастная глаголу в образе прилагательного” В.И.Даль.

Ответьте, ребята, в чем разница между действительными и страдательными причастиями? (учащийся отвечает определение)

И наконец, что общего и чем различаются полные и краткие причастия.

Ученик: Действительные причастия только полные. Страдательные причастия могут быть краткие. Полные причастия являются определениями, краткие – сказуемыми.

2. Формы причастий

Учитель: Сколько у причастий может быть форм?

(Ответ: 4 формы: действительное причастий наст.вр. и прош.вр., страдательное причастие наст.вр, прош.вр.)

Учащийся показывает на доске суффиксы действительных и страдательных причастий. Приложение 1.

А всегда ли от глагола можно образовывать все 4 формы? (Нет)

Почему?

(Потому что здесь в работу включаются глагольные признаки: вид и переходность)

Используя таблицу, работаем над образованием форм причастий. (стр. 175, упр. 150)

Глаголы:

  • видеть (пер., несов вид) 4 формы,
  • увидеть (пер., сов.вид) 2 формы (дейст. прич., прош.вр.; страд.прич., прош. вр.),
  • расположиться (непер., сов.вид) 1 форма (дейст. прич., прош.вр.),
  • принимать (пер, несов вид) 4 формы,
  • вырастить (пер., сов.вид.) 1 форма ( дейст. прич., прош.вр.),
  • развешивать (пер.,несов.вид) 4 формы,
  • прискакать (непер.,сов вид) 1 форма (дейст. прич, прош вр.),
  • прибирать (пер.,несов.вид) 3 формы (страд. прич., прош.вр. не всегда образуется).
Действительные причастия Страдательные причастия
Настоящее время Прошедшее время Настоящее время Прошедшее время
видящий видевший

увидевший

видимый виденный

увиденный

принимающий принимавший

вырастивший

принимаемый принятый

выращенный

  расположившийся    
развешивающий развешивавший

прискакавший

развешиваемый развешанный
прибирающий прибиравший прибираемый  

3. Индивидуальная работа у доски.

Учитель: К доске пойдут работать с карточками два учащихся.

А остальные работают с места.

4. Повторение орфографических и пунктуационных правил.

Задание №1. Записать предложение, найти причастие, подчеркнуть его как член предложения.

Нивы сжаты, рощи голы.

Последние лучи заката лежат на поле сжатой ржи.

Я не уставал рассказывать друзьям обо всем: о речке, о рыбалке на заре, о белых грибах, найденных мною под небольшою елью.

Задание №2. Словарно-орфографическая работа.

  • Гирлянда – словарное слово, колонна – словарное слово, движимый (исключение), утиная охота (ин, ан, ян), туманный.
  • Бороться I – действ.прич., наст.вр. борющийся,
  • дышать II – действ.прич., наст.вр. дышащий,
  • строить – действ.прич., прош.вр. строивший,
  • засеять – засеявший,
  • видеть II – страд.прич., наст.вр. видимый,
  • увлекать I – страд.прич., наст.вр. увлекаемый,
  • размешанный (от глагола на ать),
  • закрученный (от глагола на ить),
  • сломанная (ветка) (от глагола соверш. вида),
  • вязаные перчатки (от гл. несов. вида),
  • вязанные девочками перчатки (причастие имеет пояснительное слово),
  • ошибка исправлена (кр.прич.),
  • собрание не закончено (кр.прич.),
  • завершённый (причастие, образованное от глагола),

Отвечают учащиеся, работающие у доски с карточками.

1. Солнце, выглянувшее из-за тучи, осветило лес.

(Повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространенное, осложнено причастным оборотом).

Ученик чертит схему к предложению, характеризует члены предложения и части речи.

Выглянувшее – (какое?) причастие, т. к. обозначает признак по действию.

1) Начальная форма: выглянувший.

Морфологические признаки: действительное, прошедшее время, соверш. вид, непереходный, невозвратный, употребляется в форме ср. рода, ед. числа, Им. пад.

Солнце (какое?) выглянувшее.

2. Улица шла до самого края города и кончалась огромной триумфальной

аркой, засыпанной желтыми листьями.

Ученик делает полный синтаксический разбор предложения.

Засыпанной <— засыпать (словообразовательный разбор).

Засыпанной (разбор слова по составу).

Дополнительный материал.

Учитель: Причастие широко используется в письменной речи, особенно в художественной литературе.

1). Картины природы, портретные характеристики, внутренние переживания героев очень часто передаются писателями через причастия. Вот, например. Картина прилета лебедей, описанная И.Соколовым-Микитовым:

(Задание: Выписать причастия действительного и страдательного залога, выделяя суффиксы.).

“Засев однажды в шалаше, уютно устроившись, я был удивлен необычным и еще не виданным мною чудесным зрелищем. Многочисленная стая лебедей, возвращавшихся на север с далекого юга, стала кружить над разливом. Я видел освещенные зарею распахнутые розоватые крылья, длинные вытянутые шеи. Слышал их голоса... Еще никогда не видел я такой чудесной. Почти сказочной картины... Разумеется, я забыл о ружье и любовался зрелищем, напоминавшем мне дивные пушкинские сказки”

2) Тесты на повторение причастия. Приложение 2.

Домашнее задание на доске: повторить параграфы 9-25; упр. №151 (учебник под ред. Баранова М.Т., Григорян Л.Т., Ладыженской Т.А. и др.).