Цель: закрепить знания учащихся по теме “Причастие”, развивать навыки монологической речи, развивать орфографическую и пунктуационную зоркость, повторить разборы: синтаксический, морфологический, словообразовательный, разбор по составу, активизировать самостоятельную работу учащихся.
Методы и принципы: фронтальный опрос по повторению изученного материала, самостоятельная работа, тест, индивидуальная работа у доски.
Оборудование: таблицы, тесты, учебник по русскому языку для 7 класса под ред. Баранова М.Т., Григорян Л.Т., Ладыженской Т.А. и др.
Ход урока
На доске: “Часть речи, причастная глаголу, в образе прилагательного”. В.И.Даль
Учитель: Здравствуйте. Садитесь.
Ребята, домашнее задание у вас было по р/р. Сегодня я собираю тетради и проверю, лучшие работы зачитаю на следующем уроке, а также сделаем работу над ошибками. А тема сегодняшнего урока: Обобщение по теме “Причастие”. Откройте тетради, запишите число и тему. Запишите эпиграф к уроку, к которому мы вернемся чуть позже.
Понятие о причастии.
Учитель: Сегодня мы с вами, ребята, повторим причастие, используя жанр сказки.
“Разрешите представить”, - раздался голос королевы Грамматики, - перед вами Причастие – особая форма глагола. У него есть родственники. Какие? Подскажите, ребята. (Глагол и прилагательное.)
Когда причастие появилось на свет. Глагол подарил ему вид (совершенный и несовершенный) и время (настоящее и прошедшее). Прилагательное решило не отставать и преподнесло новорожденному род, число и падеж.
Когда причастие подросло, оно приобрело собственные черты: научилось быть страдательным и действительным. А когда оно стало совсем взрослым, то захотело, чтобы ему подчинялись, слушались его. Так образовался... что ребята? Правильно! Причастный оборот, который о себе очень высокого мнения и требует обоснований. Вспомните, ребята, какое есть условие при обособлении причастного оборота?
(Ученик отвечает).
Ученик, обладающий орфографической зоркостью, всегда пишет грамотно.
Обладающий орфографической зоркостью ученик всегда пишет грамотно.
Действительному и страдательному причастиям не живется в дружбе. Страдательное причастие всегда стонет: “Я такое несчастное, всегда испытываю на себе действие. Меня даже иногда укорачивают и получают краткие причастия”.
“Само виновато, - отвечает действительное причастие. - Я, например, не жду , когда кто-то будет выполнять за меня мою работу. Я поэтому обозначаю признак предмета (какой?), который сам производит действие).
Учитель: Итак, дайте полное определение причастия (учащийся отвечает)
Учитель: Эту двойственность заметили уже древние грамматисты, дав ему имя “причастие”, т.е. причастное к имени и глаголу. Очень метко о причастиях сказал В.И.Даль, автор знаменитого словаря. Его слова являются эпиграфом к нашему уроку: “Часть речи, причастная глаголу в образе прилагательного” В.И.Даль.
Ответьте, ребята, в чем разница между действительными и страдательными причастиями? (учащийся отвечает определение)
И наконец, что общего и чем различаются полные и краткие причастия.
Ученик: Действительные причастия только полные. Страдательные причастия могут быть краткие. Полные причастия являются определениями, краткие – сказуемыми.
2. Формы причастий
Учитель: Сколько у причастий может быть форм?
(Ответ: 4 формы: действительное причастий наст.вр. и прош.вр., страдательное причастие наст.вр, прош.вр.)
Учащийся показывает на доске суффиксы действительных и страдательных причастий. Приложение 1.
А всегда ли от глагола можно образовывать все 4 формы? (Нет)
Почему?
(Потому что здесь в работу включаются глагольные признаки: вид и переходность)
Используя таблицу, работаем над образованием форм причастий. (стр. 175, упр. 150)
Глаголы:
- видеть (пер., несов вид) 4 формы,
- увидеть (пер., сов.вид) 2 формы (дейст. прич., прош.вр.; страд.прич., прош. вр.),
- расположиться (непер., сов.вид) 1 форма (дейст. прич., прош.вр.),
- принимать (пер, несов вид) 4 формы,
- вырастить (пер., сов.вид.) 1 форма ( дейст. прич., прош.вр.),
- развешивать (пер.,несов.вид) 4 формы,
- прискакать (непер.,сов вид) 1 форма (дейст. прич, прош вр.),
- прибирать (пер.,несов.вид) 3 формы (страд. прич., прош.вр. не всегда образуется).
Действительные причастия | Страдательные причастия | ||
Настоящее время | Прошедшее время | Настоящее время | Прошедшее время |
видящий | видевший увидевший |
видимый | виденный увиденный |
принимающий | принимавший вырастивший |
принимаемый | принятый выращенный |
расположившийся | |||
развешивающий | развешивавший прискакавший |
развешиваемый | развешанный |
прибирающий | прибиравший | прибираемый |
3. Индивидуальная работа у доски.
Учитель: К доске пойдут работать с карточками два учащихся.
А остальные работают с места.
4. Повторение орфографических и пунктуационных правил.
Задание №1. Записать предложение, найти причастие, подчеркнуть его как член предложения.
Нивы сжаты, рощи голы.
Последние лучи заката лежат на поле сжатой ржи.
Я не уставал рассказывать друзьям обо всем: о речке, о рыбалке на заре, о белых грибах, найденных мною под небольшою елью.
Задание №2. Словарно-орфографическая работа.
- Гирлянда – словарное слово, колонна – словарное слово, движимый (исключение), утиная охота (ин, ан, ян), туманный.
- Бороться I – действ.прич., наст.вр. борющийся,
- дышать II – действ.прич., наст.вр. дышащий,
- строить – действ.прич., прош.вр. строивший,
- засеять – засеявший,
- видеть II – страд.прич., наст.вр. видимый,
- увлекать I – страд.прич., наст.вр. увлекаемый,
- размешанный (от глагола на ать),
- закрученный (от глагола на ить),
- сломанная (ветка) (от глагола соверш. вида),
- вязаные перчатки (от гл. несов. вида),
- вязанные девочками перчатки (причастие имеет пояснительное слово),
- ошибка исправлена (кр.прич.),
- собрание не закончено (кр.прич.),
- завершённый (причастие, образованное от глагола),
Отвечают учащиеся, работающие у доски с карточками.
1. Солнце, выглянувшее из-за тучи, осветило лес.
(Повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространенное, осложнено причастным оборотом).
Ученик чертит схему к предложению, характеризует члены предложения и части речи.
Выглянувшее – (какое?) причастие, т. к. обозначает признак по действию.
1) Начальная форма: выглянувший.
Морфологические признаки: действительное, прошедшее время, соверш. вид, непереходный, невозвратный, употребляется в форме ср. рода, ед. числа, Им. пад.
Солнце (какое?) выглянувшее.
2. Улица шла до самого края города и кончалась огромной триумфальной
аркой, засыпанной желтыми листьями.
Ученик делает полный синтаксический разбор предложения.
Засыпанной <— засыпать (словообразовательный разбор).
Засыпанной (разбор слова по составу).
Дополнительный материал.
Учитель: Причастие широко используется в письменной речи, особенно в художественной литературе.
1). Картины природы, портретные характеристики, внутренние переживания героев очень часто передаются писателями через причастия. Вот, например. Картина прилета лебедей, описанная И.Соколовым-Микитовым:
(Задание: Выписать причастия действительного и страдательного залога, выделяя суффиксы.).
“Засев однажды в шалаше, уютно устроившись, я был удивлен необычным и еще не виданным мною чудесным зрелищем. Многочисленная стая лебедей, возвращавшихся на север с далекого юга, стала кружить над разливом. Я видел освещенные зарею распахнутые розоватые крылья, длинные вытянутые шеи. Слышал их голоса... Еще никогда не видел я такой чудесной. Почти сказочной картины... Разумеется, я забыл о ружье и любовался зрелищем, напоминавшем мне дивные пушкинские сказки”
2) Тесты на повторение причастия. Приложение 2.
Домашнее задание на доске: повторить параграфы 9-25; упр. №151 (учебник под ред. Баранова М.Т., Григорян Л.Т., Ладыженской Т.А. и др.).