Урок русского языка в 6-м классе "Заимствованные слова"

Разделы: Русский язык


Цели урока:

  • Образовательные:
    • дать понятие о заимствованных словах, об истории появления иноязычных слов в русском языке;
    • научить учащихся умениям и навыкам правильного употребления заимствованных слов в устной и письменной речи, навыкам исследовательской деятельности;
  • Развивающие:
    • обогащение словарного запаса учащихся, расширение их кругозора, развитие творческого мышления и навыков самостоятельной работы с дополнительными источниками информации;
  • Воспитательные:
    • повышение культуры речи учащихся, воспитание любви к слову, привитие интереса учащихся к предмету;

Тип урока: урок формирования новых знаний, умений и навыков/

Вид урока: «круглый стол» юных лингвистов/

Методы и приемы: объяснительный, поисковый, наглядный, метод проекта/

Наглядность: интерактивная доска, школьный словарь иностранных слов русского языка/

Ожидаемые результаты: учащиеся познакомятся с заимствованными словами, узнают историю происхождения иноязычных слов, научатся грамотно употреблять их в речи, усовершенствуют навыки самостоятельной работы с дополнительной литературой.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Юные лингвисты  располагаются за «круглым столом»

II. Теоретический опрос по разделу «Лексика»

1. Что изучает лексика?
2. Какие слова мы называем однозначными, а какие – многозначными?
3. Что такое синонимы, антонимы, омонимы?
4. Слова, которые употребляют все люди, называются… (общеупотребительными).
5. Слова, которые употребляют люди определенной профессии, называются… (профессиональными).
6. Слова, которые употребляют преимущественно жители одной местности, называются… (диалектными).
7. Где можно узнать толкование лексического значения слова? (в толковом словаре)

III. Объяснение новой темы

Обращается внимание учащихся на «Школьный словарь иностранных слов». (Школьный словарь иностранных слов, В.В. Одинцов, Г.П.Смолицкая, Е.И.Голанова, И.А.Василевская, Москва, «Просвещение»,1983г.)
– Ребята, обратите внимание на этот Словарь иностранных слов, где собраны слова, которые вошли в русский язык из других языков. Эти слова называются заимствованными словами.  Сегодня наш урок посвящен знакомству с иностранными словами. Юные исследователи-лингвисты помогут нам, они подготовили к нашему уроку свои исследования по теме. (Учащиеся по различным источникам исследовали происхождение иностранных слов в русском языке и подготовили презентацию работ)

IV. Презентация исследовательских работ учащихся (опережающие задания)

1. Заимствованные слова по теме «Спорт». Учащиеся знакомят со словами, которые вошли в русский язык из английского языка.

спорт                                  sport
спортсмен                          sportsman
старт                                  start
волейбол                              bolleyball
баскетбол                           basketball

Ученик показывает образование слова футбол в английском языке. На интерактивной доске появляется изображение футболиста с мячом.

Football – foot (нога) + ball (мяч)   –––– футбол

2. Лингвистический эксперимент

Образовать от данных заимствованных слов новые слова.(Учащиеся вспоминают способы образования слов в русском языке).

Спорт – (спортивный)                                   спортшкола
Футбол – (футболист)                                     спортзал
Волейбол – (волейбольный)                          спортинвентарь
Баскетбол – (баскетбольный)

– Какими способами образованы данные слова? (Cуффиксальный, сложение)
Учащиеся приходят к выводу, что можно образовать новые слова от заимствованных слов.

3. На интерактивной доске появляется фотоснимок чемпиона Олимпиады 2008 года в Пекине по тяжелой атлетике Ильи Ильина. Учащиеся узнают Илью Ильина – нашего земляка.

– Ребята, а слово чемпион (champion) вошло в русский язык из английского языка. Составьте предложение с данным словом.

4. Лингвистическое наблюдение в школе

Данная группа учащихся исследовала происхождение заимствованных слов на тему «Школа». Наблюдения учащихся показало, что слова гимназия (греч.), лицей (греч.), класс (лат.), карандаш (тюрк.), портфель (франц.), тетрадь (греч.), пенал (лат.) вошли в русский язык из других языков.

– Знаете ли вы, откуда пришло к нам слово каникулы? (Лингвистическая справка о происхождении слова). Учащиеся зачитывают словарную статью в Школьном словаре иностранных слов.

5. Лингвистический поиск

Выписать заимствованные слова.

Автобус, ветер, фонарь, дерево, экран, экскаватор, арбуз, день, электричество, лес, роща, береза, весна, апельсин, физика, стол, мать, этаж, вокзал, дом, эмблема.

6. Заимствованные слова из тюркского языка

На фоне восточной мелодии вносится сундук с предметами, названия которых вошли в русский язык из тюркского языка. Это сундук, казан, чапан, халат, барабан, изюм, карандаш, тенге и др. Учащиеся рассказывают о  происхождении слова карандаш.

7.  Заимствованные слова на тему «Одежда»

Демонстрируя свои наряды, учащиеся рассказали о происхождении слов костюм (фран.), пальто (фран.), брюки (голланд.), галстук (немец), жилет (фран.), ботинок (фран.).

8. Путешествие по родному городу

Своеобразное лингвистическое путешествие совершили учащиеся данной группы. Ребята узнали о происхождении слов стадион, музей, мавзолей, статуя, театр. (Яркие слайды родного города сделали путешествие занимательным).

9. Орфографическая разминка

Нет ничего такого в жизн… и в нашем сознани…, что нельзя было бы передать русским слов…:
звучание музык…, блеск красок, игру свет…,шум и тень сад…, неясность сна, тяжкое громыхани… грозы, детский ш…пот и ш…рох морского грави… (К.Паустовский)

10. – Как вы думаете, есть ли необходимость в современном русском языке иностранных слов, если есть равнозначное русское слово? Учащиеся высказывают свои мысли об обогащении русского языка заимствованными словами и о проблеме засорения языка..

V. Заключительное слово учителя

VI. Итогом исследований учащихся стал Рабочий словарь иностранных слов, который составлялся в течение всего урока.

Английский Греческий Немецкий Латинский Тюркский Французский
спорт гимназия галстук класс карандаш портфель
спортсмен лицей   каникулы сундук костюм
футбол тетрадь   пенал казан пальто
баскетбол театр   музей чапан статуя
волейбол стадион   мавзолей барабан жилет
чемпион математика     изюм ботинок
старт грамматика     халат гардероб

VII. Домашнее задание

Пополнить Рабочий словарь иностранных слов новыми словами.