Чудодейственная сила глагола. 6-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 6


Цель: показать учащимся чудодейственную силу глагола.

Задачи:

  • выявить силу глаголов в текстах;
  • обогатить речь учащихся глаголами различных лексических групп (глаголами движения, речи, звучания, которые являются наиболее употребляемыми);
  • пробудить любовь к языку.

Ход урока

Урок, ребята, я хочу начать со слов А. Н. Толстого: “Глагол является основой языка. Найти верный глагол для фразы – значит, дать движение фразе”.

Сегодня на уроке мы отправимся в путешествие по стране Глаголии. Оно у нас будет состоять из трех маршрутов.

I маршрут “Слово не воробей – вылетит, не поймаешь”
(глаголы речи)

- Как вы понимаете смысл этой пословицы? Как вы думаете, о каких глаголах пойдет речь?

Глаголы речи играют большую роль в текстах с прямой речью и диалогом.

- Прочитайте отрывок из сказки “Василиса Прекрасная”

Затрещали деревья, захрустели листья едет Баба-Яга. Василиса встретила ее.

- Все ли сделано? спрашивает Яга.

- Изволь посмотреть сама, бабушка,молвила Василиса. Баба-Яга все осмотрела, подосадовала, что не за что рассердиться, и сказала: - Ну, хорошо!

Потом крикнула:

- Верные мои слуги, сердечные други, смелите мою пшеницу!

- Выпишите глаголы речи и потом прочитайте их.

- Какие глаголы речи подчеркивают характер героев сказки?

(Молвила – ласковая, добрая, почтительная)

(Крикнула – скорее всего злая, сварливая)

Задание: Вам даны глаголы речи. Распределите данные глаголы на три группы, составьте с ними словосочетания.

I ряд – глаголы со значением речи.

II ряд – глаголы со значением чувств, ощущением говорящего.

III ряд – глаголы, обозначающие мимику, жесты и движения говорящего.

Говорить, улыбнуться, рассказать, передразнивать, пояснить, обрадоваться, размахивать, удивиться, хромать.

Вывод: Какую роль выполняют глаголы? (Могут охарактеризовать человека, прочувствовать, указать на жесты, мимику)

II маршрут “Как аукнется, так и откликнется”
(глаголы звучания)

- О чем пословица, о каких глаголах, как вы думаете, пойдет речь?

(На фоне музыки) Перед вами текст В. Бианки.

- Послушайте, как звучит “Лесной оркестр”; выпишите глаголы, которые передают звуки леса.

Лесной оркестр

В мае все лесные жители поют и играют, кто на чем и как умеют. Тут услышишь и звонкое пение, и скрипку, и барабан, и свист, и лай, и кашель, и вой, и уханье, и жужжание, и урчание, и квакание.

Чистыми голосами поют соловьи, зяблики, певчие дрозды. Скрипят жуки и кузнечики. Барабанят дятлы, свистят флейтой иволги. Лает лисица. Кашляет козуля. Воет волк. Ухает филин. Жужжат шмели и пчелы. Урчат и квакают лягушки.

(В. Бианки)

- Какие глаголы вы выписали?

- Это действительно оркестр, и действие происходит в мае.

- Какие звуки издают кузнечики? (скрипят); волк? (воет); лиса? (лает); филин? (ухает); пчелы? (жужжат).

- А теперь прочитайте текст “Лесной разговор” Г. Скребицкого.

Лесной разговор

Люблю, когда лес шумит,сказал, обернувшись ко мне, Михаил Петрович,особенно летом. Иду и слушаю, о чем деревья переговариваются. Ведь это целый лесной разговор. Его понимать надо. Иной раз деревья тихонько шумят, будто шепчутся между собой. Это значит – погожий день устоялся. Иди смело, куда задумал. А то в другой раз как загудят, заволнуются ну, жди ненастья, грозы. Им-то сверху видней, что на небе делается, еще издали тучку увидят и начнут друг другу весть подавать. А самые старые заохают и застонут, будто страшно им, что не выдержат, сломает их ветер. Зато, как пройдет гроза, выглянет солнышко, тут уж по лесу такой радостный разговор пойдет, прямо заслушаешься...

(Г. Скребицкий)

- Какие глаголы, по-вашему, точнее и выразительнее передают звуки леса? (Переговариваются, шумят, шепчутся, заволнуются, загудят, заохают, застонут)

- От чего зависит выразительность этого текста?

Вывод: Какую роль играют глаголы звучания? (Все глаголы звучания могут выполнять в тексте роль метафор, олицетворения)

РАЗМИНКА

III маршрут “Не спеши языком, торопись делом”
(глаголы движения).

- О чем эта пословица?

- О каких глаголах пойдет речь? (Глаголы движения)

- Перед вами на карточках записаны глаголы. (Идти, ехать, мчаться, шагать, тащиться, брести, скакать, гнаться, лететь, нестись)

- Что общего в значении данных глаголов?

- Чем они различаются?

Задание: Выпишите глаголы, которые обозначают:

I вариант – быстрое движение.

II вариант – медленное движение.

- Вы каждый день ходите по улице и видите. Как движется транспорт. Какими глаголами можно описать движение машин?

- Как ходят взрослые? Дети? Старые люди?

- Приведите примеры глаголов.

Прочитайте отрывок. Найдите в нем глаголы движения и выпишите их.

Мне была предоставлена полная свобода. Я с утра гонял по парку, убегал на деревню играть в солдаты с деревенскими ребятишками, уходил без спросу в ближние лески по грибы и по ягоды, купался в илистых и тенистых прудках вместе с нашей собакой Динго.

(В. Брюсов)

(Гонял, убегал, уходил, купался).

- А какое движение происходит в природе? С помощью каких глаголов автор передает это движение?

Туман дотаивал, вода ожила, заблестела, не вся сразу, а полосами. Туман отлетел, как сон и заводь открылась в невинном покое, ясная до малейшей малости. Пыльца, соринки плыли на тугой струе. На сером валуне под ивой обозначилась каждая трещинка. Старый валун искрился, хитро посверкивал. В кустах ольшаника среди полной неподвижности один листок почему-то трепетал, бился.

(Д. Гранин).

(Дотаивал, ожила, заблестела, отлетел, плыли, искрился, посверкивал, трепетал, бился)

- Как называется выразительное средство? (Олицетворение)

Творческое задание:

- Вставьте в текст глаголы движения, а затем сравним с авторским вариантом. Какие глаголы более точно передают движение ветра, ручейка?

(Пронесся) свежий ветерок, (подул) прохладой в лицо путнику, (прошумел) по листьям, (открыл) дверь в избе и (затих) в кустах. Следом за ним (мчится) бурный вихрь, медленно двигая по дороге столб пыли; вот он (ворвался) в деревню, (сбросил) несколько гнилых досок с забора, (стащил) соломенную кровлю и (погнал), вдоль улицы петухов и кур.

(И.А. Гончаров)

- Проверим, сравнивая с текстом автора.

Вывод:

- При помощи глаголов движения, что мы можем создать? (Образ). Какую роль выполняют глаголы движения? (Глаголы передают последовательность событий, движений, темп происходящего, создают образ)

- Какой образ вы можете представить в этом отрывке? С кем или чем его можно сравнить? (С мальчишкой-озорником)

- Итак: С какими глаголами мы сегодня познакомились на уроке русского языка? (Глаголы движения, речи, звучания)

Какую роль выполняют:

глаголы речи: могут охарактеризовать человека, указывают на мимику, жесты.

глаголы звучания: при помощи этих глаголов можно создать зарисовку, пейзаж, настроение героя.

глаголы движения: ритм, движение, образ.

Глаголы имеют особое значение в тексте. С их помощью авторы создают атмосферу, метафоры, олицетворения.

Вывод урока:

Вот как много интересного, удивительного и чудесного мы сегодня узнали о глаголе.

Урок хочется закончить словами Константина Григорьевича Паустовского:

С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в нашей жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом. Звучание музыки, радугу красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, тяжелое громыхание грозы, детский шепот и шорох морского гравия. Нет таких звуков, образов и мыслей – сложных и простых, для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения.

Домашнее задание:

Написать сочинение-миниатюру на тему “Ручей проснулся”; 5–6 предложений.

Рефлексия:

Ребята, если вам понравился этот урок, если вы для себя узнали что-то новое, интересное, если у вас поднялось хорошее настроение после этого урока, то поднимите красный кружок.

Если настроение осталось на прежнем уровне, если для вас не было ничего необычного, нового на этом уроке – поднимите желтый кружок.

Ну, а, если кто остался равнодушным на уроке – поднимите зеленый кружок.

Спасибо всем за работу на уроке.

Приложение