Цель: показать учащимся чудодейственную силу глагола.
Задачи:
- выявить силу глаголов в текстах;
- обогатить речь учащихся глаголами различных лексических групп (глаголами движения, речи, звучания, которые являются наиболее употребляемыми);
- пробудить любовь к языку.
Ход урока
Урок, ребята, я хочу начать со слов А. Н. Толстого: “Глагол является основой языка. Найти верный глагол для фразы – значит, дать движение фразе”.
Сегодня на уроке мы отправимся в путешествие по стране Глаголии. Оно у нас будет состоять из трех маршрутов.
I маршрут “Слово не воробей – вылетит,
не поймаешь”
(глаголы речи)
- Как вы понимаете смысл этой пословицы? Как вы думаете, о каких глаголах пойдет речь?
Глаголы речи играют большую роль в текстах с прямой речью и диалогом.
- Прочитайте отрывок из сказки “Василиса Прекрасная”
Затрещали деревья, захрустели листья едет Баба-Яга. Василиса встретила ее.
- Все ли сделано? спрашивает Яга.
- Изволь посмотреть сама, бабушка,молвила Василиса. Баба-Яга все осмотрела, подосадовала, что не за что рассердиться, и сказала: - Ну, хорошо!
Потом крикнула:
- Верные мои слуги, сердечные други, смелите мою пшеницу!
- Выпишите глаголы речи и потом прочитайте их.
- Какие глаголы речи подчеркивают характер героев сказки?
(Молвила – ласковая, добрая, почтительная)
(Крикнула – скорее всего злая, сварливая)
Задание: Вам даны глаголы речи. Распределите данные глаголы на три группы, составьте с ними словосочетания.
I ряд – глаголы со значением речи.
II ряд – глаголы со значением чувств, ощущением говорящего.
III ряд – глаголы, обозначающие мимику, жесты и движения говорящего.
Говорить, улыбнуться, рассказать, передразнивать, пояснить, обрадоваться, размахивать, удивиться, хромать.
Вывод: Какую роль выполняют глаголы? (Могут охарактеризовать человека, прочувствовать, указать на жесты, мимику)
II маршрут “Как аукнется, так и
откликнется”
(глаголы звучания)
- О чем пословица, о каких глаголах, как вы думаете, пойдет речь?
(На фоне музыки) Перед вами текст В. Бианки.
- Послушайте, как звучит “Лесной оркестр”; выпишите глаголы, которые передают звуки леса.
Лесной оркестр
В мае все лесные жители поют и играют, кто на чем и как умеют. Тут услышишь и звонкое пение, и скрипку, и барабан, и свист, и лай, и кашель, и вой, и уханье, и жужжание, и урчание, и квакание.
Чистыми голосами поют соловьи, зяблики, певчие дрозды. Скрипят жуки и кузнечики. Барабанят дятлы, свистят флейтой иволги. Лает лисица. Кашляет козуля. Воет волк. Ухает филин. Жужжат шмели и пчелы. Урчат и квакают лягушки.
(В. Бианки)
- Какие глаголы вы выписали?
- Это действительно оркестр, и действие происходит в мае.
- Какие звуки издают кузнечики? (скрипят); волк? (воет); лиса? (лает); филин? (ухает); пчелы? (жужжат).
- А теперь прочитайте текст “Лесной разговор” Г. Скребицкого.
Лесной разговор
Люблю, когда лес шумит,сказал, обернувшись ко мне, Михаил Петрович,особенно летом. Иду и слушаю, о чем деревья переговариваются. Ведь это целый лесной разговор. Его понимать надо. Иной раз деревья тихонько шумят, будто шепчутся между собой. Это значит – погожий день устоялся. Иди смело, куда задумал. А то в другой раз как загудят, заволнуются ну, жди ненастья, грозы. Им-то сверху видней, что на небе делается, еще издали тучку увидят и начнут друг другу весть подавать. А самые старые заохают и застонут, будто страшно им, что не выдержат, сломает их ветер. Зато, как пройдет гроза, выглянет солнышко, тут уж по лесу такой радостный разговор пойдет, прямо заслушаешься...
(Г. Скребицкий)
- Какие глаголы, по-вашему, точнее и выразительнее передают звуки леса? (Переговариваются, шумят, шепчутся, заволнуются, загудят, заохают, застонут)
- От чего зависит выразительность этого текста?
Вывод: Какую роль играют глаголы звучания? (Все глаголы звучания могут выполнять в тексте роль метафор, олицетворения)
РАЗМИНКА
III маршрут “Не спеши языком, торопись
делом”
(глаголы движения).
- О чем эта пословица?
- О каких глаголах пойдет речь? (Глаголы движения)
- Перед вами на карточках записаны глаголы. (Идти, ехать, мчаться, шагать, тащиться, брести, скакать, гнаться, лететь, нестись)
- Что общего в значении данных глаголов?
- Чем они различаются?
Задание: Выпишите глаголы, которые обозначают:
I вариант – быстрое движение.
II вариант – медленное движение.
- Вы каждый день ходите по улице и видите. Как движется транспорт. Какими глаголами можно описать движение машин?
- Как ходят взрослые? Дети? Старые люди?
- Приведите примеры глаголов.
Прочитайте отрывок. Найдите в нем глаголы движения и выпишите их.
Мне была предоставлена полная свобода. Я с утра гонял по парку, убегал на деревню играть в солдаты с деревенскими ребятишками, уходил без спросу в ближние лески по грибы и по ягоды, купался в илистых и тенистых прудках вместе с нашей собакой Динго.
(В. Брюсов)
(Гонял, убегал, уходил, купался).
- А какое движение происходит в природе? С помощью каких глаголов автор передает это движение?
Туман дотаивал, вода ожила, заблестела, не вся сразу, а полосами. Туман отлетел, как сон и заводь открылась в невинном покое, ясная до малейшей малости. Пыльца, соринки плыли на тугой струе. На сером валуне под ивой обозначилась каждая трещинка. Старый валун искрился, хитро посверкивал. В кустах ольшаника среди полной неподвижности один листок почему-то трепетал, бился.
(Д. Гранин).
(Дотаивал, ожила, заблестела, отлетел, плыли, искрился, посверкивал, трепетал, бился)
- Как называется выразительное средство? (Олицетворение)
Творческое задание:
- Вставьте в текст глаголы движения, а затем сравним с авторским вариантом. Какие глаголы более точно передают движение ветра, ручейка?
(Пронесся) свежий ветерок, (подул) прохладой в лицо путнику, (прошумел) по листьям, (открыл) дверь в избе и (затих) в кустах. Следом за ним (мчится) бурный вихрь, медленно двигая по дороге столб пыли; вот он (ворвался) в деревню, (сбросил) несколько гнилых досок с забора, (стащил) соломенную кровлю и (погнал), вдоль улицы петухов и кур.
(И.А. Гончаров)
- Проверим, сравнивая с текстом автора.
Вывод:
- При помощи глаголов движения, что мы можем создать? (Образ). Какую роль выполняют глаголы движения? (Глаголы передают последовательность событий, движений, темп происходящего, создают образ)
- Какой образ вы можете представить в этом отрывке? С кем или чем его можно сравнить? (С мальчишкой-озорником)
- Итак: С какими глаголами мы сегодня познакомились на уроке русского языка? (Глаголы движения, речи, звучания)
Какую роль выполняют:
глаголы речи: могут охарактеризовать человека, указывают на мимику, жесты.
глаголы звучания: при помощи этих глаголов можно создать зарисовку, пейзаж, настроение героя.
глаголы движения: ритм, движение, образ.
Глаголы имеют особое значение в тексте. С их помощью авторы создают атмосферу, метафоры, олицетворения.
Вывод урока:
Вот как много интересного, удивительного и чудесного мы сегодня узнали о глаголе.
Урок хочется закончить словами Константина Григорьевича Паустовского:
С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в нашей жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом. Звучание музыки, радугу красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, тяжелое громыхание грозы, детский шепот и шорох морского гравия. Нет таких звуков, образов и мыслей – сложных и простых, для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения.
Домашнее задание:
Написать сочинение-миниатюру на тему “Ручей проснулся”; 5–6 предложений.
Рефлексия:
Ребята, если вам понравился этот урок, если вы для себя узнали что-то новое, интересное, если у вас поднялось хорошее настроение после этого урока, то поднимите красный кружок.
Если настроение осталось на прежнем уровне, если для вас не было ничего необычного, нового на этом уроке – поднимите желтый кружок.
Ну, а, если кто остался равнодушным на уроке – поднимите зеленый кружок.
Спасибо всем за работу на уроке.