Цель: Развивать умение находить в предложении главные члены: подлежащее и сказуемое. Правильно ставить к ним вопросы, правильно подчеркивать.
Задачи:
- Путём наблюдения показать, что подлежащее и сказуемое составляют основу предложения.
- Ознакомление и работа со словарным словом (активизация словаря).
- Коррекция зрительного и слухового восприятия, вербальной памяти через разные виды упражнений.
- Коррекция познавательной и эмоциональной активности учащегося через разные игровые приёмы.
Оборудование:
- Учебник русского языка для 4 класса специальной коррекционной школы VIII вида.
- Стихотворение «Одуванчик» напечатано на листе.
- Таблица «Главные члены предложения».
- Словарное слово «театр» на карточке.
- Картинка с изображением часов у Театра кукол.
- Картинки сказочных героев: Буратино, колобок, Золушка, Золотая рыбка.
- Стихотворение Ф.Тютчева «Весенняя гроза».
Ход урока
1. Организация класса.
2. Учитель: Внимание! Проверь, дружок, готов ли ты начать урок? Всё ли у тебя в порядке: книжка, ручка и тетрадки? (Дети открывают тетради, пишут число).
3. На доске:
е грав ны
ны чле
ло я пред ни же
– Из слогов в каждой строчке составьте слова.
– Главные члены предложения. Назовите их.
– Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения. Это тема нашего урока (запись в тетради).
– Почему они главные? Это и предстоит выяснить на уроке. На предыдущих уроках мы говорили о каждом из них в отдельности. Сегодня мы всё соединяем воедино. Мы должны уметь находить подлежащее и сказуемое в предложении. Правильно ставить к ним вопросы.
4. На доске стихотворение:
Носит одуванчик
Жёлтый сарафанчик.
Подрастёт – нарядится
В беленькое платьице:
Лёгкое, воздушное,
Ветерку послушное.
(показать картинку цветка – одуванчика)
– О чём это стихотворение? (об одуванчике).
– Спишите первое предложение (один у доски). Найдите подлежащее и сказуемое. На какие вопросы отвечает подлежащее? Сказуемое?
– О чём говорится в предложении? (об одуванчике). Ставь вопрос: что? одуванчик – это подлежащее.
– Что говорится об одуванчике? (одуванчик носит). Одуванчик что делает? Носит – это сказуемое. Прочитайте главные члены предложения.
– Учитель: Одуванчик носит – это главные члены предложения.
– Почему они называются главными?
Попробуйте прочитать предложение без подлежащего – одуванчик. А теперь без слова носит. Есть смысл? (Нет смысла). А теперь без подлежащего и сказуемого (нет смысла).
– А есть вообще предложение?
Вывод: Без главных членов не может быть предложения. Они составляют основу предложения.
– Вот мы и ответили на вопрос, почему подлежащее и сказуемое – главные.
Учитель: Прочитайте ещё раз стихотворение:
– Найдите «секреты» речи.
– Какие секреты нашли? (Автор использует образное сравнение), носит сарафанчик, нарядится в платьице (сравнивает с девочкой).
5. Ознакомление со словарным словом.
Театр (карточка) пишут в тетради.
а) Прочитайте слово.
б) Поставьте ударение.
в) Какую гласную надо запомнить? (хором проговариваем) Написание слова надо запомнить.
– Кто знает, что такое театр? Замените другим словом – представление (театр – вид искусства, зрелищное представление на сцене произведений писателей).
Учитель: Я хочу вам рассказать о Театре кукол (в Москве). Стр. 174.
Театр с часами.
В Москве на Садово-Самотечной улице стоит белое здание. Это государственный академический Центральный театр кукол имени Сергея Владимировича Образцова (руководитель). У театра широкие гостеприимные двери, а над ними часы, сделанные в виде сказочного теремка. Когда наступает время боя (12 часов) открываются ставни двенадцати окошечек, звучит музыка и под эту мелодию начинают двигаться фигурки петуха, волка, козы, лисы, кота, поросёнка и других животных – персонажей сказок. Этому театру через год исполнится 80 лет (1931 г. основан). И сегодня в театре идут увлекательные спектакли: «Кот в сапогах», «Маугли», «Волшебная лампа Алладина» и др.
6. Выполнить упражнение № 13 стр. 174, письменно (проверить) Списать первые 4 предложения. В 1-ом и 2-ом предложении подчеркнуть подлежащее и сказуемое.
Правило стр. 175.
Физминутка: Вспомним знаки препинания.
Восклицательный знак любит делать так (хлопок над головой).
Вопросительный знак очень любит кланяться (наклоны вперёд, руки на пояс).
А точка, это точка – просто маленький значок (присесть).
7. Остановка «Сказочная».
На доске вывешиваются картинки: Попробуй отгадать, как зовут героев сказок.
… купил билет в театр Карабаса-Барабаса.
… спрыгнул с окна и покатился по дороге.
… потеряла на балу башмачок.
… уплыла в синее море.
Спишите, вставляя слова. Подчеркните подлежащее и сказуемое.
– Какой вопрос ставим к подлежащему? (Кто?)
– Почему?
Вывод: Продолжите: подлежащее и сказуемое – это … (главные члены предложения).
8. Игра «Главные члены предложении» – читаю куплет из стихотворения Ф.Тютчева.
(На слух) найдите подлежащее и сказуемое.
Гремят раскаты молодые.
Вот дождик брызнул,
Пыль летит,
Повисли перлы дождевые
И солнце нити золотит.
Итог:
– Назовите главные члены предложения?
– Почему они главные? (Без главных нет смысла, не может быть предложения. Это основа предложения). Кроме главных в предложении есть и другие слова, но об этом мы будем говорить на следующем уроке.
Домашнее задание: стр. 176 упр. 19 (в этом упражнении вы ещё узнаете интересные сведения об одуванчике).