Подлежащее и сказуемое - главные члены предложения

Разделы: Русский язык


Цель: Развивать умение находить в предложении главные члены: подлежащее и сказуемое. Правильно ставить к ним вопросы, правильно подчеркивать.

Задачи:

  • Путём наблюдения показать, что подлежащее и сказуемое составляют основу предложения.
  • Ознакомление и работа со словарным словом (активизация словаря).
  • Коррекция зрительного и слухового восприятия, вербальной памяти через разные виды упражнений.
  • Коррекция познавательной и эмоциональной активности учащегося через разные игровые приёмы.

Оборудование:

  • Учебник русского языка для 4 класса специальной коррекционной школы VIII вида.
  • Стихотворение «Одуванчик» напечатано на листе.
  • Таблица «Главные члены предложения».
  • Словарное слово «театр» на карточке.
  • Картинка с изображением часов у Театра кукол.
  • Картинки сказочных героев: Буратино, колобок, Золушка, Золотая рыбка.
  • Стихотворение Ф.Тютчева «Весенняя гроза».

Ход урока

1. Организация класса.

2. Учитель: Внимание! Проверь, дружок, готов ли ты начать урок? Всё ли у тебя в порядке: книжка, ручка и тетрадки? (Дети открывают тетради, пишут число).

3. На доске:

е       грав       ны
ны        чле
ло     я     пред     ни     же

– Из слогов в каждой строчке составьте слова.

– Главные члены предложения. Назовите их.

– Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения. Это тема нашего  урока (запись в тетради).

– Почему они главные? Это и предстоит выяснить на уроке. На предыдущих уроках мы говорили о каждом из них в отдельности. Сегодня мы всё соединяем воедино. Мы должны уметь находить подлежащее и сказуемое в предложении. Правильно ставить к ним вопросы.

4. На доске стихотворение:

Носит одуванчик
Жёлтый сарафанчик.
Подрастёт – нарядится
В беленькое платьице:
Лёгкое, воздушное,
Ветерку послушное.

(показать картинку цветка – одуванчика)

– О чём это стихотворение? (об одуванчике).

– Спишите первое предложение (один у доски). Найдите подлежащее и сказуемое. На какие вопросы отвечает подлежащее? Сказуемое?

– О чём говорится в предложении? (об одуванчике). Ставь вопрос: что? одуванчик – это подлежащее.

– Что говорится об одуванчике? (одуванчик носит). Одуванчик что делает? Носит – это сказуемое. Прочитайте главные члены предложения.

– Учитель: Одуванчик носит – это главные члены предложения.

– Почему они называются главными?

Попробуйте прочитать предложение без подлежащего – одуванчик. А теперь без слова носит. Есть смысл? (Нет смысла). А теперь без подлежащего и сказуемого (нет смысла).

– А есть вообще предложение?

Вывод: Без главных членов не может быть предложения. Они составляют основу предложения.

– Вот мы и ответили на вопрос, почему подлежащее и сказуемое – главные.

Учитель: Прочитайте ещё раз стихотворение:

– Найдите «секреты» речи.

– Какие секреты нашли? (Автор использует образное сравнение), носит сарафанчик, нарядится в платьице (сравнивает с девочкой).

5. Ознакомление со словарным словом.

Театр (карточка) пишут в тетради.

а) Прочитайте слово.

б) Поставьте ударение.

в) Какую гласную надо запомнить? (хором проговариваем) Написание слова надо запомнить.

– Кто знает, что такое театр? Замените другим словом – представление (театр – вид искусства, зрелищное представление на сцене произведений писателей).

Учитель: Я хочу вам рассказать о Театре кукол (в Москве). Стр. 174.

Театр с часами.

В Москве на Садово-Самотечной улице  стоит белое здание. Это государственный академический Центральный театр кукол имени Сергея Владимировича Образцова (руководитель). У театра широкие гостеприимные двери, а над ними часы, сделанные в виде сказочного теремка. Когда наступает время боя (12 часов) открываются ставни двенадцати окошечек, звучит музыка и под эту мелодию начинают двигаться фигурки петуха, волка, козы, лисы, кота, поросёнка и других животных – персонажей  сказок. Этому театру через год исполнится 80 лет (1931 г. основан). И сегодня в театре идут увлекательные спектакли: «Кот в сапогах», «Маугли», «Волшебная лампа Алладина» и др.

6. Выполнить упражнение № 13 стр. 174, письменно (проверить) Списать первые 4 предложения. В 1-ом и 2-ом предложении подчеркнуть подлежащее и сказуемое.

Правило стр. 175.

Физминутка: Вспомним знаки препинания.

Восклицательный знак любит делать так (хлопок над головой).

Вопросительный  знак очень любит кланяться (наклоны вперёд, руки на пояс).

А точка, это точка – просто маленький значок (присесть).

7. Остановка «Сказочная».

На доске вывешиваются картинки: Попробуй отгадать, как зовут героев сказок.

… купил билет в театр Карабаса-Барабаса.

… спрыгнул с окна и покатился по дороге.

… потеряла на балу башмачок.

… уплыла в синее море.

Спишите, вставляя слова. Подчеркните подлежащее и сказуемое.

– Какой вопрос ставим к подлежащему? (Кто?)

– Почему? 

Вывод: Продолжите: подлежащее и сказуемое – это … (главные члены предложения).

8. Игра «Главные члены предложении» – читаю куплет из стихотворения Ф.Тютчева.

(На слух) найдите подлежащее и сказуемое.

Гремят раскаты молодые.
Вот дождик брызнул,
Пыль летит,
Повисли перлы дождевые
И солнце нити золотит.

Итог:

– Назовите главные члены предложения?

– Почему они главные? (Без главных нет смысла, не может быть предложения. Это основа предложения). Кроме главных в предложении есть и другие слова, но об этом мы будем говорить на следующем уроке.

Домашнее задание: стр. 176 упр. 19 (в этом упражнении вы ещё узнаете интересные сведения об одуванчике).