Цели:
- Проверить качество знаний, полученных при изучении темы “Обращение”.
- Способствовать закреплению изученного материала.
- Содействовать становлению нравственной культуры, развитию чувства ответственности.
Задачи:
- Закрепление в игровой форме пройденного материала по теме “Обращение”.
- Развитие психологических процессов (смекалки, логического мышления, внимания, воображения и т.п.).
- Формирование коммуникативных навыков.
Оборудование:
- Указ и телеграмма царицы Грамоты;
- Придорожный камень с надписями и заданием;
- Избушка на курьих ножках (двусторонняя);
- Баба-Яга (костюм);
- Ковер-самолет (листы формата А4, на которых написано по одному слову);
- Паутина с пауком;
- 3 листочка с заданиями (кленовый, березовый, дубовый);
- Дракон с тремя головами (изображение);
- Волшебный ларец;
- Ключ от ларца;
- Секрет смерти дракона;
- Законы сказочной страны;
- Лес (изображение елей);
- Подарочки-закладки с пословицами и поговорками;
- Магнитофон, аудиозаписи (“Песенка друзей” из мультфильма “Бременские музыканты”, “Колыбельная медведицы” из мультфильма “Умка”);
- Тест для контроля.
Ход урока
1. Организационный момент.
– Давайте пожелаем друг другу доброго утра. Повернитесь к друг другу и улыбнитесь. Ведь улыбка – это самая удивительная вещь, а в трудную минуту жизни она делает чудеса. Помните, как поется в песне: “…от улыбки станет всем теплей…”?
2. Запись даты и темы в тетрадь.
3. Проверка домашнего задания.
– Какие схемы с обращением у вас получились при выполнении домашнего задания?
(ученик на доске рисует схемы).
– Что такое обращение?
– Каким членом предложения является обращение?
– Какие знаки препинания ставятся при обращении?
4. Основная часть урока.
– Ребята, я совсем забыла вам сказать, что для вас пришло письмо. Вот оно!
(Зачитываю.) См. Приложение.
– Ну, вот! Что-то надо делать? Ведь без домашнего задания никак нельзя! Что
будем делать, ребята? Пойдем спасать домашнее задание?
– А для этого мы должны с вами отправиться в сказочную страну. Ведь дракон – это
персонаж из сказки. Но не все так просто. Чтобы туда отправиться, надо знать
законы сказочной страны, которые нам помогут. Вот они: (см.
Приложение). (Законы вывешиваются на доску).
Прочитайте их и запомните, они нам пригодятся. Ну, а теперь в путь…
(Звучит музыка “Песенка друзей”, дети под нее выполняют различные физические упражнения, их надо продумать так, чтобы при выполнении последнего упражнения они остались стоять спиной к доске. В это время учитель открывает доску, на которой висит придорожный камень с указанием направления дальнейшего пути, на обратной стороне направления “Прямо” есть задание, которое дети должны выполнить).
– Ой, что это на нашем пути встретилось? (Камень.
Рисунок 1) . Да, любая дорога в сказку начинается с придорожного камня.
Посмотрите-ка, а на нем что-то написано (Дети по очереди читают надписи: см.
Приложение).
Какую же дорогу нам выбрать? (Прямо).
– Почему? (см. 1-й сказочный закон).
– Молодцы! (Если же дети неправильно угадывают направление, то на обратной
стороне “Направлений” не будет задания, только при направлении “Прямо” есть
задание, это и будет значить, что выбор сделан верно).
(Дети выполняют задание: “Расставьте знаки препинания и составьте схему к данному предложению: Серебристая дорога ты зовешь меня куда?)
– Молодцы! Отправляемся дальше. (Звучит музыка, дети маршируют).
– Нелегка наша дорога. По горам, по полям, по широким степям. А вон впереди лес виднеется, дремучий, непроходимый. В лесу нас, наверное, поджидают опасности да звери хищные. Давайте вернемся назад! Зачем нам это домашнее задание, лучше полежим на диване, посмотрим телевизор…(Нет, пойдем).
– А что это там впереди? Да это же избушка на курьих ножках. (Рисунок 2). А кто в ней живет? (Баба-Яга).
– Правильно. А знаете ли вы, какие волшебные слова нужно сказать, чтобы избушка повернулась к нам ? (Избушка, избушка, повернись к нам передом, а к лесу задом.)
(Дети произносят волшебные слова хором, затем записывают предложение в тетрадь, объясняют знаки препинания, составляют схему. Пока дети пишут, избушку надо перевернуть, чтобы дети увидели вход в избушку).
– Я знаю, что Баба-Яга может нам помочь, у нее есть ковер-самолет, на котором написано, куда нужно следовать дальше и что делать. Но ведь Бабу-Ягу надо как-то позвать, чтобы спросить ее про ковер-самолет. Но для этого вы должны снова вспомнить волшебные слова, которые мы еще называем вежливыми. Придумайте предложение с волшебным словом и обращением и запишите его. Как только запишите правильно это предложение, вы увидите и хозяйку избушки на курьих ножках. (Дети составляют предложение со словом “пожалуйста” и обращением “Баба Яга”).
(Пока дети пишут, учитель переодевается в костюм Бабы Яги (см. Рисунок 3) и появляется перед детьми).
Баба Яга (нюхает воздух). У, русским духом пахнет… Кто посмел меня разбудить? Угу-гу…(пугает детей, но вдруг смягчается и говорит уже ласково). Что испугались? Не бойтесь, я сама всех боюсь (кокетничает). А так-то я Бабуська – Веселуська, потому что я Ягуська. А что это вы про меня написали в своих тетрадях? (Проверка оформления записанных предложений). Чего же вам, сладенькие мои, надо, зачем пожаловали? (Дети отвечают, что нужен ковер – самолет).
Баба Яга. Ой, детушки, да он у меня старенький, на части весь развалился, если сможете собрать, берите. (Достает части ковра-самолета – это листы формата А4, на которых написано по одному слову. Дети собирают из частей предложение, записывают его, объясняют знаки препинания. “Реж, ты самый красивый город!”)
Ну и молодцы! Вот какие умненькие ребятки! Давайте прочитаем, какой же совет нам дает ковер-самолет…(Дети читают то, что написано на обратной стороне частей ковра-самолета. см. Приложение).
Баба Яга. А для вас у меня тоже есть задание, так просто вы не вырвитесь из моих рук. Я сейчас буду читать вам предложения, а вы будете рисовать в тетради схемы к этим предложениям, если правильно выполните мое задание, то я вас немного провожу. (Баба Яга зачитывает предложения, а дети рисуют схемы в тетрадь):
– Садись, Ивашечка , на лопату да пригнись пониже!
– Добрый человек, я сама сегодня ничего не ела.
– Зачем, Иван-царевич, пожаловал?
– А теперь проверьте у своего соседа, правильно ли он выполнил задание. (На доске Баба Яга вывешивает схемы к прочитанным предложениям. См. Приложение. Дети осуществляют взаимопроверку).
Баба Яга. Молодцы! Для того чтобы узнать дальнейшее направление, вам необходимо добыть подсказку из колодца, в котором находится живая вода. Только вот стара я стала, забыла, в котором из трех колодцев находится живительная водица. Совет мой такой: вы же люди грамотные, прочитайте то, что написано вот в этом старинном писании, может разум ваш и подскажет, где колодец с живой водой. (Дети читают лист, который дала им Баба-Яга. См. Приложение. Советы разумным.)
– Так в каком же колодце подсказка? (Дети отвечают, что в третьем, т.к. они руководствовались 2 сказочным законом. Если дети не смогли ответить правильно, то надо направить их к законам, тогда они догадаются. Из-под третьего колодца достается очередная подсказка, ее зачитывает Баба-Яга).
Баба-Яга. По дороге заторенной, заколдованной попадешь ты во пещеру заколдованну. И сидит во той пещере о 10 ногах, чудо страшное, и не пройти никак. И задаст то чудо страшное три задания, три ужасные. Ты заданий-то не бойся, выполняй и ларец за паутиной забирай. В том ларце сидит беда неминучая, для ужасного для змея смерть ползучая.
Теперь вам понятно, куда надо идти? В пещеру. А для этого надо идти прямо и никуда не сворачивать. Доброй вам дороги.
(Звучит музыка, дети маршируют, а учитель быстро снимает костюм Бабы-Яги).
– А вот и пещера. В ней живет паук, который охраняет секрет смерти дракона.
Открывается паутина, на которой закреплены три листочка (кленовый, дубовый, березовый), на них написаны задания:
- Кленовый лист: Упражнение 197 (Прочитайте сказку, прочитайте только те предложения, в которых есть обращения).
- Дубовый лист: Упражнение 202. (Выпишите предложения с обращениями. Объясните свой выбор).
- Березовый лист:
ЧТО ДАЕТ НА СИЛУ ЖИЗНИ,
ЧТО ЗИМОЙ СКРЫВАЕТ СНЕГ,
ЧТО МИЛЕЙ В ЧУЖОЙ ОТЧИЗНЕ?
ПОД НОГАМИ ВАШ ОТВЕТ.
(Придумайте предложение с отгадкой так, чтобы это слово стало обращением).
(Учащиеся выполняют задания. После того, как учащиеся выполнят все задания, учитель убирает паутину, а за ней стоит ларец, в котором находится секрет смерти дракона (см. Приложение), достает этот секрет и зачитывает детям).
– А вот и дракон (Открывается изображение дракона. см. Рисунок 4), мы убьем его, если продемонстрируем свои крепкие знания.
Вопросы:
- Что такое обращение? Как оно обособляется на письме?
- Каким членом предложения является обращение?
- Когда после обращения ставится восклицательный знак?
(Учащиеся отвечают на вопросы, головы одна за другой “отпадывают” , а за ними спрятано домашнее задание. Учитель комментирует домашнее задание – упр. 199 с.86, дети записывают его в дневник).
– Вот и справились вы, ребята, со злым драконом по имени Лень. Больше не
будет он красть наше домашнее задание. Молодцы! Не побоялись сразиться со злыми
силами, показали свои отличные знания. А теперь нам пора возвращаться домой. Для
этого надо выполнить задание, и только тогда мы попадем обратно в школу. (Дети
выполняют тест из пяти вопросов по теме “Обращение” и сдают ответы учителю).
– Закройте глаза. (Звучит музыка “Колыбельная медведицы”).
– Ну, вот мы и дома. А что это? Да это же письмо от царицы Грамоты (см.
Приложение) Послушайте. (Учитель зачитывает письмо). Да тут еще и
подарки. (Закладки с пословицами и поговорками). Вот как вы понравились
царице Грамоте! Молодцы!
4. Итог урока.
– Наш урок подошел к концу, давайте вспомним, что на уроке мы сегодня с вами повторили? А что понравилось больше всего? Что запомнилось? (Учитель выставляет оценки за работу на уроке).
Литература.
- Активные формы преподавания литературы: Метод. Разработ./Сост. Л.Н.Савина. – Волгоград: Перемена, 1995.
- Мир детской игры: Метод.разработ. Вып.2 /Сост. О.Г.Нагибина, В.М. Симонов, Л.В. Смирноваю – Волгоград:Перемена, ВГПУ, 1993.