Цель: "напитав" учащихся красотой слова о море, научить их отбору материала для своих сочинений. Работа с черновиком.
Оформление: слайд-шоу репродукций картин И. Айвазовского, магнитофонная запись шума морского прибоя.
Рекомендую урок сдвоить.
Певучесть есть в морских
волнах,
Гармония в стихийных
спорах.
Ф. Тютчев
ХОД УРОКА
1. Выразительное чтение учителем или учеником стихов о море
Скользила гондола моя над волной
Морского широкого лона.
Заката малиновый луч надо мной
Румянил лазурь небосклона.
Жемчужные сверху ряды облаков
Гляделись в спокойное море,
И слышался бой отдаленный часов,
Теряясь в безбрежном просторе.
Желанием сладостным, нежной тоскойДуша изнывала и млела:
Хотелося слиться с волной голубой,
Лететь выше неба предела;
Хотелось угаснуть, как луч золотой,
Застыть, как те звуки в просторе,...
Все небо и целое море!
КР
Как хорошо ты, о море ночное, –
Здесь лучезарно, там сизо – темно...
В лунном сиянии, словно живое,
Ходит, и дышит, и блещет оно...
На бесконечном, на вольном просторе
Блеск и движение, грохот и гром...
Тусклым сияньем облитое море,
Как хорошо ты в безлюдье ночном!
Зыбь ты великая, зыбь ты морская,
Чей это праздник так празднуешь ты?
Волны несутся, гремя и сверкая,
Чуткие звезды глядят с высоты.
В этом волнении, в этом сиянье,
Весь, как во сне, я потерян стою –
О, как охотно бы в их обаянье
Всю потопил бы я душу свою...
Ф. Тютчев
2. Учитель объявляет тему и цель урока.
– Почему темой сегодняшнего урока выбрано
именно море? В чем отличие моря от леса, поля,
луга, гор?
– Понравились ли вам стихи, которыми был начат
урок? Как передано в этих стихах своеобразие
моря?
– Мы попытаемся сегодня с вами понять, как
перекликается музыка моря с музыкой
слова. И, "напитавшись" словом
о море прекрасных русских писателей
и поэтов, собрать материал к сочинению "Моя
встреча с морем".
3. Работа с доской. Запись эпиграфов
Для своего сочинения учащиеся выбирают любой понравившийся эпиграф.
Прощай, свободная стихия!
В последний раз передо мной
Ты катишь волны голубые
И блещешь гордою красой!А. Пушкин
Погасло дневное светило;
На море синее вечерний пал туман.
Шуми, шуми, послушное ветрило,
Волнуйся подо мной, угрюмый океан.А. Пушкин
Все небо и целое море!
КР
4. Индивидуальное задание для учеников-консультантов. Чтение отрывков о море, напечатанных на карточках с различными изображениями моря
Задание классу: отобрать из предложенных текстов и записать в тетрадь:
- "Цветные" прилагательные, характеризующие море.
- Глаголы, характеризующие шум моря. Предлагаемый материал.
Все море – как жемчужное зерцало,
Сирень с отливом млечно-золотым.
В дожде закатном радуга сияла.
Теперь душист над саклей тонкий дым.
... У берегов в воде застыли скалы,
Под ними светит жидкий изумруд,
А там, вдали – и жемчуг и опалы
По золотистым яхонтам текут.И. Бунин
«Петя залюбовался морем. Оно меняется на глазах каждый час. То оно тихое, светло-голубое. То ярко-синее, пламенное, сверкающее. То оно играет барашками. То под свежим ветром становится вдруг темно-индиговым, шерстяным, точно его гладят против ворса. То налетает буря, и оно грозно преображается. Штормовой ветер гонит крупную зыбь. По грифельному небу летают с криками чайки. Редкая зелень горизонта стоит зубчатой стеной над бурыми облаками шторма»
В. Катаев
«Молчит опаловая даль моря, певуче плещут волны
на песок... На воде все больше серебряных пятен от
лунных лучей.
...Все кругом смотрит странно-живо, мягко, ласково.
Море так внушительно спокойно, и чувствуется, что
в свежем дыхании его на горы, еще не остывшие от
дневного зноя, скрыто много мощной, сдержанной
силы. По темно-синему небу золотым узором звезд
написано нечто торжественное, чарующее душу,
смущающее ум сладким ожиданием какого-то
откровения.
Все дремлет, но кажется, что вот в следующую
секунду все встрепенется и зазвучит в стройной
гармонии неизъяснимо сладких звуков. Эти звуки
расскажут про тайны мира, разъяснят их уму и
увлекут с собой душу высоко в темно-синюю бездну,
откуда навстречу ей трепетные узоры звезд тоже
зазвучат дивной музыкой откровения»
М. Горький
«Море... Здесь я в первый раз понял, что значит "синее" море... Синий цвет –...праздничный наряд моря. ...есть у него другие цвета: ...желтый, ...зеленый, так называемый аквамаринный. Вот, наконец, я вижу и синее море, какого вы не видали никогда. Это не слегка сверху окрашенная вода, а густая яхонтовая масса, одинаково синяя на солнце и в тени. Не устанешь любоваться, глядя на роскошное сияние красок на необозримом окружающем нас поле вод»
И. Гончаров
«Больше всего меня занимало море. Эх, и
размахнулось же оно! Куда ни глянь – все вода.
Иногда она затягивается синим атласом. Солнце
огневыми ладонями разглаживает морщины, вшивает
золотые узоры. Нельзя оторвать глаз. Потом
откуда-то прилетит ветер. В его поступках есть
что-то мальчишеское. Он любит поиграть, выкинуть
ту или другую каверзу. Нагонит столько туч, что
залепит ими все небо, и начнет биться невидимыми
крыльями о поверхность моря. Золотые узоры
исчезают. Все смято, встрепано. Поднимается гул и
рев. Я тогда смотрю на море с боязливым
любопытством. Бездны его выворачиваются
наизнанку. Горбатые волны кажутся демонами. Это
они, лохматые и седые, катаются по воде...»
А. Новиков-Прибой
И бунтует, и клокочет,
Хлещет, свищет и ревет,
И до звезд допрянуть хочет,
До незыблемых высот...
... Волн неистовых прибоем
Беспрерывно вал морской
С ревом, свистом, визгом, воем
Бьет в утес береговой...
Ф. Тютчев
«В течение нескольких часов можно сидеть неподвижно и смотреть на море. Вблизи море прозрачное, зеленоватого цвета, а в отдалении лежит темно-синей полосой, чуть-чуть подернутой дымкой. Красиво море на рассвете, когда из-за горизонта выплывает огненный шар»
Бобкова
... Блещет воздух стеклянный, налитый огнем,
И лучи его сыпятся, словно цветы,
Море, красное море, ты царственно днем,
Но ночами еще ослепительней ты.
Только в небе скользнут водяные пары,
Тени черных русалок мелькнут на волнах,
Там чужие созвездья, кресты, топоры,
Над тобой загорятся в небесных садах...
Н. Гумилев
5. Работа со словом. Проверка задания
а) "цветные" прилагательные, характеризующие море.
Прозрачное, стекловидное, опаловое,
светло-голубое, ярко-синее, яхонтовое,
сине-голубое, индиговое, темно-синее, сине-зеленое,
аквамаринное, зелено-голубое, темно-зеленое,
свинцовое, черное.
Желто-золотое, пламенное
Светящееся, сверкающее
Атласное, бархатное, шерстяное
б) глаголы, характеризующие шум волн.
Падали, поднимались, распадались, ухали, обдавали, бились, вскатывались, откатывались, ползли.
в) составление словосочетаний, характеризующих звук моря, его мощь и силу.
Коллективная работа.
Грозно гудело, торжественный покой, мощная сила, гармония звуков, свободная стихия, бескрайние просторы, бегущие волны, огромное море, безбрежный океан, необозримое поле, вырастали валы, клокочущие стены вод, стонущий гул, рассыпались брызгами, яростно рычало, рушились волны, рев прибоя, шумящие волны.
6. Работа с текстом
а) Описание моря в штиль.
«Море дышало соленым ароматом и ласково звучало...Море, отражая огни фонарей, было усеяно массой желтых пятен. Они красиво трепетали на его бархате»
М. Горький
«Волны белыми барашками мчались из туманной дали и обливали прибрежный песок...А с моря вместе с волнами дул ветер и нес с собой пряный запах морской воды»
Гладков
«Передо мной раскинулось огромное
море. Вдали оно темно-синее, а вблизи
зеленоватое. По морю бегут на волнах
белые барашки. Море всегда хранит тайны.
Вдали в закате солнца алеет
парус. Вблизи под скалой острые рифы. Море
бьется о скалы...
Вверху над морем парят чайки»
В. Катаев
«...Легкий ветер приносил с моря еле заметный запах водорослей. Небо из вечернего, желто-золотого, стало темно-синим, и в нем зажглись неяркие далекие звезды. ...Чувство чего-то большого и хорошего охватило меня. В нескольких милях за кормой лежало море. Море незнакомое и долгожданное, как же мы встретимся с тобой?»
Ю. Клименченко
б) Описание моря в шторм
«Солнце с утра поднялось зловеще-багровым,
словно докрасна накаленное ядро,
шаром, предвещая непогоду. Попутный
ветер, задувший было сначала, засвежел
и с каждым порывом становился все упорнее,
настойчивее и словно нетерпеливее.
...начался шторм с ливнем. Огромные, как горы,
волны высоко поднимали свой белый гребень,
вырастая и рушась, как прозрачные,
бурливые, клокочущие живые стены. Они распадались
и падали с шумящим, стонущим гулом.
...Резкий свист ветра не давал
отдыхать уху. Погода разыгралась.
Волны ... поднимались выше прежнего и ..,
ухнув, разом вырастали, сломившись, упадали
с размаха и били с шумом палубу, рассыпаясь
по ней пеной, брызгами, ручьями и каскадами, и обдавали
своею едкою, крепкою соленою водой
все, что попадалось им»
М. Волконский
«Море медленно уходило прочь от берега, яростно рыча и оставляя обнаженное дно, покрытое водорослями, грязной пеной и копошащейся морской мелкотой»
Г. Гребнев
Осуществляется запись понравившихся предложений или словосочетаний, комментируются орфограммы в словах и знаки препинания. Учащиеся проверяют все свои записи.
7. Индивидуальное творческое задание. Устное сообщение об И.К. Айвазовском. От этого задания можно отказаться, если учителю не хватает времени
Певец моря
Иван Константинович Айвазовский родился 17 июля
1817 года. Из окон небольшого домика были видны
синие просторы моря, то бурного и сурового, то
спокойного и ласкового. На противоположном
берегу залива тянулись бесконечные степи, и
ветер примешивал полынную горечь к соленому
запаху моря.
Море, корабли он любил пламенно. Он полюбил их еще
тогда, когда не умел ходить и, еще на руках матери,
тянулся к белокрылым входящим в гавань судам.
Позже он бегал в порт, чтобы посмотреть, как
разгружаются торговые корабли. Грузчики,
сгибались под тяжестью, проносили мимо нетто
большие тюки, которые тревожно пахли ароматами
далеких, неизвестных стран. И на стенах домов, на
страницах книг, на листах бумаги, когда он мог ее
достать, возникали силуэты шхун и бригов,
вздымались волны прибоя и трепетали паруса.
Шестнадцатилетним юношей Айвазовский уехал в
Петербург и поступил в Академию художеств. А
через четыре года мальчик из Феодосии стал маринистом-художником,
изображающим морские пейзажи. Его картины
появились на выставках, он посетил Италию и
другие страны.
Родина присвоила ему звание академика, но
прославленный художник покинул Петербург и
навсегда поселился в Феодосии. ...Его манил к себе
родной город, а море давало ему бесконечную смену
впечатлений. Он стремился запечатлеть
изменчивые, проходящие состояния природы
–движение облаков, порывы ветра, всплески волн,
необычное освещение, придающее сказочность
давно знакомому пейзажу.
Каждый день с шести часов утра, надев широкий
яркий халат, художник становился к мольберту.
Он написал около шести тысяч картин и работал
даже в день своей смерти...
...Айвазовский писал свои картины по совершенно
исключительной зрительной памяти. Он ничего не
выдумывал. Все, что он изображал, он видел в
действительности. Чаще всего он рисовал бурное
море, ураганы, кораблекрушения, передавая
неуловимый ритм морского прибоя. "Движения
живых стихий, – говорил Айвазовский, – неуловимы
для кисти: писать молнию порыв ветра, всплеск
волны – немыслимо с натуры. Для этого-то художник
и должен запомнить их".
Айвазовский был поистине певцом моря. На его
картине «Девятый вал» изображено ранее утро
после бури. Первые лучи солнца освещают еще
бушующее море. Вода кажется прозрачной и как бы
светится изнутри, словно художник писал не
обычными масляными красками, а какими-то
невидимыми составами. Громадная волна – девятый
вал – вот-вот обрушится на группу людей, которые
судорожно цепляются за обломок мачты погибшего
корабля. Весь драматизм момента передан
состоянием моря, видом волн, воздуха и неба. Лучи
солнца пронизывают воду, насыщают утренний
воздух и как бы вселяют уверенность в то, что люди
выйдут победителями из смертельной борьбы со
стихией.
Долгие годы прожил Айвазовский в Феодосии. Его
знал и любил весь город. Никто не уходил от него,
не получив помощи и поддержки. Когда он умер в
апреле 1900 года, все население провожало его в
последний путь.
Кисть вдохновленная упала
Из рук великого творца.
Могучий царь морской стихии
И моря пламенный поэт
Угас, и волны голубые
Поют прощальный свой привет...
На памятники, воздвигнутом на могиле Айвазовского, начертано: "Рожденный смертным оставил по себе бессмертную память".
8. Вывод по уроку
– Мы проделали с вами большую работу по сбору материала к сочинению.
9. Домашнее задание: письмо сочинения "Моя встреча с морем".