Цель:
- Расширение и обогащение знаний о морфеме как значимой части слова;
- формирование умения подбирать однокоренные слова с учетом лексического значения; обогащение словарного запаса школьников;
- воспитание эстетического вкуса, любви к поэзии.
Оборудование: доска, рабочие карточки, картина И. Левитана “Золотая осень”; фонограмма Чайковский “Времена года” – “Осень” VI часть.
Ход урока
I. Вступительное слово учителя. Объяснение цели и задачи урока
II. Опрос-повторение
- Работа с карточками.
- Что такое морфема?
- Какие морфемы мы знаем?
- Какие морфемы образуют новые слова?
- Какая морфема образует форму слова?
- Какое значение несут в себе приставки и суффиксы? (Лексическое.)
- Какое значение несет в себе окончание?
III. Зрительный диктант
Одуванчик золотой
Постарел и поседел.
А как только поседел
Вместе с ветром улетел.
Задания:
- выписать слова, которые обозначают, что действие закончилось ( постарел, поседел, улетел);
- разберите эти слова по морфемам;
- какая морфема показывает, что действ закончилось? (постарел, поседел, улетел)
IV. Работа с текстом
Наступила поз..няя осень. Стоит ненастная, дож..ливая погода. Подул ре..кий ветер. В воздухе кружатся разноцветные листья. Я люблю наблюдать листопад. Вот по доро..ке лежат красные листья осинки, бурые листья ольхи. Улетают последние перелетные птицы. (Г. Скребицкий)
Задания:
1. Озаглавить текст (Поздняя осень).
2. Определить тему текста (Наступила поздняя
осень).
3. Найти основную мысль (Описание природы
поздней осенью).
4. Объясните орфограммы в словах с
пропущенными буквами.
5. Выписать из текста слова, состоящие из двух
корней и разобрать по морфемам, рассуждая.
6. Объяснить значения морфем в словах:
- улетают – у – показывает “удалиться, устранить”, ют – показывает, что данное слово является глаголом настоящего времени, 3 лица множественного числа, I спряжения.
- перелетные – пере – обозначает “движение через что-то”, ые – обозначает множественное число именительного падежа.
7. Найдите в тексте:
– слово с чередующимся звуком (дорога //
дорожка);
– подберите однокоренные слова с уменьшительно-
ласкательным значением – дороженька;
– выпишите слово, соответствующее схеме :
приставка, корень, суффикс , окончание
(придорожный)
V. Продолжение работы
Продолжаем работу по картине И. Левитана и картинам, созданными народными умельцами. Авторы передали через эти картины свое видение природы, показали свой эстетический вкус.
– Ребята, давайте мы с вами составим словосочетания и предложения к этим картинам:
1. Какое время года мы видим на картинах? (Осень. Золотая осень. Поздняя осень.)
2. Подберите словосочетания и предложения. (Листья пожелтели; осень позолотила леса и поля; пожелтели деревья в лесу; вода в реке стала прозрачнее. Взошло над осенним лесом солнце. Березы и клены осень покрасила в желтый и багряный цвета…)
3. Запишем предложения.
– Листья на деревьях пожелтели.
– Осень позолотила леса и поля.
Задание: Подчеркнуть грамматическую основу предложения.
4. Подобрать однокоренные слова: Золотой, желтый ………
VI.
– А сейчас, ребята, возьмем поэтический текст.
1. Послушаем стихотворение К. Бальмонта “Осень”.
– Какова тема стихотворения? (Рассказ об осени).
– Какова основная мысль? (Наступление осени).
– Какое чувство навевает стихотворение, какое
впечатление оно создает у читателя? (Чувство
легкой грусти, но светлой грусти).
2. Послушаем, ребята, это стихотворение в сопровождении классической музыки.
– Соответствует ли, на ваш взгляд, музыка
содержанию этого стихотворения?
– Изменилось ли ваше впечатление от
прослушивания стихотворения во второй раз под
музыку?
– Богаче стало это стихотворение после первого
прослушивания или после второго?
Вывод: Мы убедились, что сочетание поэзии и музыки воспитывает тонкий вкус к поэзии и умение слушать музыкальные произведения.
– Какими словами, словосочетаниями мы можем описать “осень”, показанную в стихотворении и в мелодии? (Печальная, грустная, холодные дни, разноцветный убор, солнце реже смеется (метафора), заплачет осень (метафора).)
3. Словарный диктант “Назови ласково”.
К данным словам из стихотворения прибавить уменьшительно – ласкательные суффиксы, записать и обозначить морфему суффикс.
птица – птичка, солнце – солнышко, сердце – сердечко, дерево – деревце, цветок – цветочек, день – денечек, брусника – брусничка.
– Какие морфемы – суффиксы мы использовали?
VII. Выборочный диктант
1. Выписать однокоренные слова.
2. Выписать разные формы одного и того же
слова.
Появился лунник,
Прилунился лунник,
Поселился лунник
На луне.Он Луну покажет,
О Луне расскажет
На своей на лунной
Радиоволне.
(О. Высотская)
VIII. Игра “Кто больше?”
Назвать как можно больше слов:
– с корнем един (единица, единичный,
единство, соединить, соединение, соединитель,
объединение и т.д.).
– с корнем лет (летчик, перелет, улететь,
прилететь, перелетные, летательный и т.д.).
IX. Итоги, обобщение урока
Х. Домашнее задание
Написать сочинение “Осень”