Слово и его строение. 5-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 5


Цель:

  • Расширение и обогащение знаний о морфеме как значимой части слова;
  • формирование умения подбирать однокоренные слова с учетом лексического значения; обогащение словарного запаса школьников;
  • воспитание эстетического вкуса, любви к поэзии.

Оборудование: доска, рабочие карточки, картина И. Левитана “Золотая осень”; фонограмма Чайковский “Времена года” – “Осень” VI часть.

Ход урока

I. Вступительное слово учителя. Объяснение цели и задачи урока

II. Опрос-повторение

  1. Работа с карточками.
  2. Что такое морфема?
  3. Какие морфемы мы знаем?
  4. Какие морфемы образуют новые слова?
  5. Какая морфема образует форму слова?
  6. Какое значение несут в себе приставки и суффиксы? (Лексическое.)
  7. Какое значение несет в себе окончание?

III. Зрительный диктант

Одуванчик золотой
Постарел и поседел.
А как только поседел
Вместе с ветром улетел.

Задания:

  • выписать слова, которые обозначают, что действие закончилось ( постарел, поседел, улетел);
  • разберите эти слова по морфемам;
  • какая морфема показывает, что действ закончилось? (постарел, поседел, улетел)

IV. Работа с текстом

Наступила поз..няя осень. Стоит ненастная, дож..ливая погода. Подул ре..кий ветер. В воздухе кружатся разноцветные листья. Я люблю наблюдать листопад. Вот по доро..ке лежат красные листья осинки, бурые листья ольхи. Улетают последние перелетные птицы. (Г. Скребицкий)

Задания:

1. Озаглавить текст (Поздняя осень).
2. Определить тему текста (Наступила поздняя осень).
3. Найти основную мысль (Описание природы поздней осенью).
4. Объясните орфограммы в словах с пропущенными буквами.
5. Выписать из текста слова, состоящие из двух корней и разобрать по морфемам, рассуждая.
6. Объяснить значения морфем в словах:

  1. улетают – у – показывает “удалиться, устранить”, ют – показывает, что данное слово является глаголом настоящего времени, 3 лица множественного числа, I спряжения.
  2. перелетные – пере – обозначает “движение через что-то”, ые – обозначает множественное число именительного падежа.

7. Найдите в тексте:

– слово с чередующимся звуком (дорога // дорожка);
– подберите однокоренные слова с уменьшительно- ласкательным значением – дороженька;
выпишите слово, соответствующее схеме : приставка, корень, суффикс , окончание (придорожный)

V. Продолжение работы

Продолжаем работу по картине И. Левитана и картинам, созданными народными умельцами. Авторы передали через эти картины свое видение природы, показали свой эстетический вкус.

– Ребята, давайте мы с вами составим словосочетания и предложения к этим картинам:

1. Какое время года мы видим на картинах? (Осень. Золотая осень. Поздняя осень.)

2. Подберите словосочетания и предложения. (Листья пожелтели; осень позолотила леса и поля; пожелтели деревья в лесу; вода в реке стала прозрачнее. Взошло над осенним лесом солнце. Березы и клены осень покрасила в желтый и багряный цвета…)

3. Запишем предложения.

– Листья на деревьях пожелтели.
– Осень позолотила леса и поля.

Задание: Подчеркнуть грамматическую основу предложения.

4. Подобрать однокоренные слова: Золотой, желтый ………

VI.

– А сейчас, ребята, возьмем поэтический текст.

1. Послушаем стихотворение К. Бальмонта “Осень”.

– Какова тема стихотворения? (Рассказ об осени).
– Какова основная мысль? (Наступление осени).
– Какое чувство навевает стихотворение, какое впечатление оно создает у читателя? (Чувство легкой грусти, но светлой грусти).

2. Послушаем, ребята, это стихотворение в сопровождении классической музыки.

– Соответствует ли, на ваш взгляд, музыка содержанию этого стихотворения?
– Изменилось ли ваше впечатление от прослушивания стихотворения во второй раз под музыку?
– Богаче стало это стихотворение после первого прослушивания или после второго?

Вывод: Мы убедились, что сочетание поэзии и музыки воспитывает тонкий вкус к поэзии и умение слушать музыкальные произведения.

– Какими словами, словосочетаниями мы можем описать “осень”, показанную в стихотворении и в мелодии? (Печальная, грустная, холодные дни, разноцветный убор, солнце реже смеется (метафора), заплачет осень (метафора).)

3. Словарный диктант “Назови ласково”.

К данным словам из стихотворения прибавить уменьшительно – ласкательные суффиксы, записать и обозначить морфему суффикс.

птица – птичка, солнце – солнышко, сердце – сердечко, дерево – деревце, цветок – цветочек, день – денечек, брусника – брусничка.

– Какие морфемы – суффиксы мы использовали?

VII. Выборочный диктант

1. Выписать однокоренные слова.
2. Выписать разные формы одного и того же слова.

Появился лунник,
Прилунился лунник,
Поселился лунник
На луне.

Он Луну покажет,
О Луне расскажет
На своей на лунной
Радиоволне.
        (О. Высотская)

VIII. Игра “Кто больше?”

Назвать как можно больше слов:

– с корнем един (единица, единичный, единство, соединить, соединение, соединитель, объединение и т.д.).
с корнем лет (летчик, перелет, улететь, прилететь, перелетные, летательный и т.д.).

IX. Итоги, обобщение урока

Х. Домашнее задание

Написать сочинение “Осень”