Информационные технологии на уроках русского языка

Разделы: Русский язык


Тип урока: урок повторения и обобщения материала.

Цели  урока:

  • Образовательные:
    • повторить, обобщить и систематизировать знания по теме «Синтаксис и пунктуация»;
    • закрепить умение правильной постановки знаков препинания;
    • научить писать сочинения на заданную тему;
    • обобщить изученный материал;
  • Воспитательные:
    • способствовать формированию ответственного отношения к учению, готовности и мобилизации усилий на безошибочное выполнение заданий, проявить наибольшую активность в их выполнении;
    • воспитать культуру учебного труда, экономного расхода времени;
  • Развивающие:
    • развить логическое мышление, память, способность к анализу и синтезу;
    • формировать навыки самоконтроля, навыки работы в коллективе, умение классифицировать, выявлять связи, составлять и сравнивать, формулировать выводы.

Необходимое оборудование и материалы: компьютеры, экран, проектор, Интернет.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Приветствие. Постановка целей урока (Приложение 1, слайд 3)

– Что такое знаки препинания и правила их расстановки – собрание досадных условностей, отравляющих жизнь человеку, или «ноты письменной речи», передающие ее живое дыхание и трепет? Как ответить на этот вопрос, каждый решает сам. Только овладев знаками пунктуации, научившись чувствовать дыхание родного языка, его огромные возможности передать на письме оттенки звучащей речи, мы сможем выражать свои мысли и понимать чужие. И тогда запятые, точки, тире раскроют нам тайны, станут нашими помощниками. Сегодня на уроке мы попытаемся раскрыть некоторые тайны знаков препинания (Приложение 1, слайды 1, 4)
Французский писатель В. Гюго, закончив роман «Отверженные», послал его издателю вместе с письмом, в котором был только вопросительный знак (?). Какие вопросы мог задать автор своему издателю? Издатель тоже ответил письмом без слов: «!». Что же ответил издатель? (Приложение 1, слайд 5)

– Какую роль, на ваш взгляд, играют знаки препинания?
– Знаки препинания – это удивительная система. Попробуйте сами сформулировать тему сегодняшнего урока. Правильно – «Эти удивительные знаки препинания!» Запишите, пожалуйста, в тетрадях число 2 февраля, классная работа и тему урока (Приложение 1, слайд 2)

II. Повторений и обобщение знаний

Выступление учащегося о происхождении знаков препинания (Приложение 1, слайды 6-7, 9-10)

– Продолжите фразу: Значит, знаки препинания изначально… (Приложение 1, слайд 8)
– Когда же и откуда пришли современные знаки препинания?

Выступление учащихся о знаках препинания и их роли в английском (Приложение 1, слайды 11-14), японском (Приложение 1, слайд 15) и испанском (Приложение 1, слайды 16-17) языках.

– Запишите, пожалуйста, два вопроса о знаках препинания: первый – тот, на который мы получили ответ, второй – который, по вашему мнению, вытекает из первого и будет следующим при обсуждении. Когда появились правила о постановки знаков препинания в русском языке? (Приложение 1, слайды 18-19)

Слово учителя. Детский писатель К.Чуковский приводит любопытный эпизод о том, как он, будучи учеником 3 класса гимназии, помогал своим одноклассникам писать диктант. Результаты оказались плачевными. Восстановите текст со знаками препинания и аргументируйте свой ответ.

«В тот день когда: доблестный Игорь ведущий? войска из лесов и болот, увидел в поле где? стояли, враги поднялось?! зловещее облако пыли?» (Приложение 1, слайды 20-21)

– Обратимся к слайдам и вспомним функции знаков препинания (Приложение 1, слайды 22-23) Как вы думаете, какой из знаков препинания является наиболее употребительным?

Представление учащимися исследовательской работы.
Учениками была составлена  лингвистическая справка о наиболее распространённом знаке препинания в публицистической и художественной литературе  (Приложение 1, слайды 24-27)

Слово учителя: Известны случаи, когда от постановки знаков препинания зависела не только жизнь человека, но и ход истории. Напишите это историческое предписание. Какие знаки препинания можно поставить в этом предложении? Сколько вариантов у вас получилось?

– Покажите, как меняется смысл предложения. («Эдуарда убить не смейте, бояться полезно»; «Эдуарда убить, не смейте бояться – полезно».) (Приложение 1, слайд 28)
– Напишите условие завещания. Подумайте, как мог разрешиться их спор? Имеет ли он однозначное решение? Почему? Предложите свои варианты постановки знаков препинания и объясните, как изменяется смысл предложения (Приложение 1, слайд 29)

III. Практическая работа

Работа по группам. Первая группа работает с текстом на компьютерах.

Задание: восстановить текст: разбить на абзацы, расставить знаки препинания. (Приложение 1, слайд 33)

Вторая группа заполняет таблицу «Функции знаков препинания» примерами. (Приложение 1, слайды 30-31)

Сидение перед монитором компьютера приводит к переутомлению глаз, для предупреждения нагрузки и снятия напряжения проведём динамическую паузу, сделаем  зарядку для глаз. У каждого компьютера лежит памятка с упражнениями.

Затем группы меняются работами для проверки друг друга и одновременно идёт проверка на экране. Проверяем таблицу и оцениваем (слайд 32), затем проверяем текст (слайд 34) и оцениваем (слайд 35)

IV. Электронное тестирование

Следующий этап занятия – работа с электронным тестом. Учащимся предлагается выполнить максимальное количество заданий за 12 минут. Результат вычисляется автоматически. (Приложение 1, слайд 36)

V. Итоги урока

– Каково же назначение знаков препинания? (При помощи знаков препинания пишущий выражает определенное значение и оттенки смысла, вкладываемые им в свое письменное высказывание. А читающий, видя пунктуационные знаки в тексте, на основании их воспринимает выражаемые ими значения и оттенки).

VI. Домашнее задание (Приложение 1, слайд 37)

Написать сочинение-рассуждение на тему «Зачем нужны знаки препинания»
С помощью слайдов 38 и 39 восстанавливаем примерный план такого сочинения и рассматриваем отдельные его части.

VII. Рефлексия

Написание синквейна

С помощью слайда 40 восстанавливаем  план синквейна. (Приложение 1, слайд 41)

– Походит к концу наш урок – мы работаем над завершающей частью нашего сочинения. В начале урока я сказала, что знаки препинания – УДИВИТЕЛЬНАЯ система. Удивительная должна удивлять. Я надеюсь, что знаки препинания вас сегодня чем- нибудь удивили?