Цели урока:
- закрепить знания о правописании безударных гласных в корне слова, проверяемых и не проверяемых ударением;
- развивать умение распознавать безударный гласный в корне;
- активизировать познавательную деятельность;
- прививать интерес к истории своего народа.
Оборудование: алгоритм правильного написания гласных в корне; текст для самостоятельной работы; магнитофон; иллюстрации с изображениями памятников героям Великой Отечественной Войны.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
2. Вступительная беседа (учитель)
Янтарные рассветы и закаты,
И свежесть леса и речная гладь...
Чтоб радовались этому ребята,
Отцы и деды, бывшие солдаты,
Умели за Отчизну постоять.
– Какая дата приближается?
Дети: 9 мая – День победы в Великой Отечественной Войне.
Учитель: Эта страшная война длилась
долгих 4 года и унесла 27 миллионов человек.
Сегодня на уроке русского языка мы вспомним об
этом историческом событии в жизни нашего народа,
а также закрепим знания о правописании
безударных гласных в корне слова.
3. Чистописание
– Посмотрите на доску. Какие буквы на ней написаны? Буквы Х и Ж.
Характеристика звуков : [Х] – согл., непар. глух. [х],[х'] ; [Ж] – согл., пар. тв.
– Какие сходные элементы вы увидите? (Полуовалы)
( ) ( )
– Прочитайте слова, записанные на доске. Что в
них пропущено? (Безударные гласные)
На доске: ХРаБРЕЦ, ВРаЖДА, ПРИБЛиЖАТЬСЯ.
– Как узнать, какую букву надо писать? Что для
этого надо сделать? (Правило уч-ся 2, 3 человека)
– Проверьте слова (безудар. гласные), запишите,
поставьте ударение и подчеркните орфограмму.
– Какое слово здесь может быть лишним? Почему? («Приближатья»
– это глагол, а остальные – существительные);
– Подберите синоним к слову храбрость. (Смелость,
отвага, бесстрашие.)
– Прочитайте поговорку, записанную на доске.
ХРАБРОМУ СМЕРТЬ НЕ СТРАШНА. Когда так говорят?
– Благодаря своей храбрости, смелости и героизму
наш народ одержал победу над лютым врагом.
– Есть ли в этой пословице проверка для слова
первой строчки? Храброму – является проверочным
для слова Храбрец.
– Запишите поговорку, поставьте ударение в
проверочном слове и подчеркните ударный гласный.
Перевернём страницу.
4. Словарная работа
– Замените мои предложения одним словом. Запишите эти слова, обозначьте в них орфограмму.
- Человек, который выиграл сражение. (Победитель).
- Антоним слова – мир. (Война).
- Награды за боевые заслуги, во время войны. (Ордена, медали).
- Человек, совершающий подвиги, необычный по своей храбрости. (Герой).
- Синоним слова воин. (Солдат).
- Старый, опытный воин, участник прошедшей войны. (Ветеран).
– Какие слова вы записали? Что их объединяет? (Cлова
с безуд. гласн. в корне слова?)
– На какие две группы можно разделить эти слова?
1. С безуд. глас. в корне слова, проверяемым
ударением.
2. С безуд. глас. в корне слова, НЕ проверяемым
ударением.
– Какие слова вызвали затруднения в написании?
На доске: ГеРОЙ, оРДЕНА, СоЛДАТ, ВеТЕРАН.
– Как убедиться в том, что слово записано верно? (Воспользоваться орфографическим словарем).
ПобедИТЕЛЬ – беды. ВОЙНА – ВОЙНЫ.
– Посмотрите на доску, проверьте правильность
вашей работы.
– В годы ВОВ героически сражались наши земляки:
Севрюков Н.М. (Читает Тимофеева М.)
НИКОЛАЙ МИХАЙЛОВИЧ СЕВРЮКОВ
Перед войной Севрюков работал агрономом в
совхозе «Большевик».
Дела шли хорошо, но планы были нарушены...
Война перечеркнула всё. Сотни фронтовых верст
прошагал воин сержант Севрюков Н.М.
Он покрыл себя неувядаемой славой под
Сталинградом.
Много раз ходил в атаку, приводил «языков». На его
счету десятки убитых фашистов.
31 марта 1943 года посмертно было присвоено звание
Героя Советского Союза.
– Во всех записанных нами словах есть орфограммы «безударные гласные в корне». Очень важно для написания безударных гласных правильно подобрать проверочное слово. Какой алгоритм поможет правильно написать букву в корне слова?
На доске:
Алгоритм:
- Читаю.
- Ставлю ударение.
- Определяю корень.
- Подбираю проверочное слово.
- Пишу букву.
Страничка «Тренировочная»
5. Закрепление пройденного материала
– Пользуясь алгоритмом (памятка) выполним задание: вставить пропущенные буквы:
На доске:
ЗеМЛЯ, ВеСНА, ЦВеТЫ, ТиШИНА, ПоЛЯ, ЛеСА, ЗНаМЕНА.
– Весной 1945 года окончилась страшная война.
Советский народ опустил меч войны 62 года назад. В
Трептов-парке в Берлине возвышается статуя
советского солдата с опущенным мечом и спасенной
немецкой девочкой на руках. Это символ мира.
(иллюстрация).
– На Мамаевом кургане в Волгограде – Родина-мать
с высоко поднятым мечем, это символ возмездия
тем, кто посмел посягнуть на наше мирное небо
(иллюстрация).
Следующая страничка – «Отдохнём»
6. Физминутка
Ударный слог, ударный слог,
Он назван так недаром.
Эй, невидимка – молоток,
Отметь его ударом!И молоток стучит, стучит,
И чеко речь моя звучит.
На листья делится листва,
На слоги делятся слова.
7. Самостоятельная работа
Иллюстрация: Письмо с фронта.
24 июня 1941 года я проводила на войну сына Василия и дала наказ, чтобы честно служил Родине с стойко защищал её от фашизма. Сына зачислили в военное артиллерийское училище города Подольска. В июле 1941 года Василий писал:
«Милая, мамуля, за меня не беспокойся. Я не
изменю нашей традиции стойко защищать Родину,
как защищал её отец и как освобождал Болгарию.
Занимаюсь по 12 часов в сутки, и я стараюсь все
схватить, чтобы четко и умело бить врага.
– У вас на столах лежат карточки с текстом. Прочтите стихотворение. К чему призывает вас автор? За эту работу вы получите оценку.
Вставь пропущенные буквы, поставь ударение, подчеркни орфограмму.
Поклонимся великим тем г_дам,
Тем славным ком_ндирам и б_цам,
И маршалам стр_ны, и р_довым,
Поклонимся и мертвым, и ж_вым –
Всем тем, которых забывать нельзя,
Поклонимся, поклонимся, друзья. (М. Львов)
Перейдем на следующую страницу.
8. Итог урока
– Что мы повторим на уроке?
– Как проверить безударный гласный в корне
слова?