Поговорим о Великой Победе! Упражнения в написании слов с безударными гласными в корне

Разделы: Русский язык


Цели урока:

  • закрепить знания о правописании безударных гласных в корне слова, проверяемых и не проверяемых ударением;
  • развивать умение распознавать безударный гласный в корне;
  • активизировать познавательную деятельность;
  • прививать интерес к истории своего народа.

Оборудование: алгоритм правильного написания гласных в корне; текст для самостоятельной работы; магнитофон; иллюстрации с изображениями памятников героям Великой Отечественной Войны.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

2. Вступительная беседа (учитель)

Янтарные рассветы и закаты,
И свежесть леса и речная гладь...
Чтоб радовались этому ребята,
Отцы и деды, бывшие солдаты,
Умели за Отчизну постоять.

– Какая дата приближается?

Дети: 9 мая – День победы в Великой Отечественной Войне.

Учитель: Эта страшная война длилась долгих 4 года и унесла 27 миллионов человек.
Сегодня на уроке русского языка мы вспомним об этом историческом событии в жизни нашего народа, а также закрепим знания о правописании безударных гласных в корне слова.

3. Чистописание

– Посмотрите на доску. Какие буквы на ней написаны? Буквы Х и Ж.

Характеристика звуков : [Х] – согл., непар. глух. [х],[х'] ; [Ж] – согл., пар. тв.

– Какие сходные элементы вы увидите? (Полуовалы) (   )  (   )
– Прочитайте слова, записанные на доске. Что в них пропущено? (Безударные гласные)

На доске: ХРаБРЕЦ,  ВРаЖДА,  ПРИБЛиЖАТЬСЯ.

– Как узнать, какую букву надо писать? Что для этого надо сделать? (Правило уч-ся 2, 3 человека)
– Проверьте слова (безудар. гласные), запишите, поставьте ударение и подчеркните орфограмму.
– Какое слово здесь может быть лишним? Почему? («Приближатья» – это глагол, а остальные – существительные);
– Подберите синоним к слову храбрость. (Смелость, отвага, бесстрашие.)
– Прочитайте поговорку, записанную на доске. ХРАБРОМУ СМЕРТЬ НЕ СТРАШНА. Когда так говорят?
– Благодаря своей храбрости, смелости и героизму наш народ одержал победу над лютым врагом.
– Есть ли в этой пословице проверка для слова первой строчки? Храброму – является проверочным для слова Храбрец.
– Запишите поговорку, поставьте ударение в проверочном слове и подчеркните ударный гласный.

Перевернём страницу.

4. Словарная работа

– Замените мои предложения одним словом. Запишите эти слова, обозначьте в них орфограмму.

  • Человек, который выиграл сражение. (Победитель).
  • Антоним слова – мир. (Война).
  • Награды за боевые заслуги, во время войны. (Ордена, медали).
  • Человек, совершающий подвиги, необычный по своей храбрости. (Герой).
  • Синоним слова воин. (Солдат).
  • Старый, опытный воин, участник прошедшей войны. (Ветеран).

– Какие слова вы записали? Что их объединяет? (Cлова с безуд. гласн. в корне слова?)
– На какие две группы можно разделить эти слова?

1. С безуд. глас. в корне слова, проверяемым ударением.
2. С безуд. глас. в корне слова, НЕ проверяемым ударением.

– Какие слова вызвали затруднения в написании?

На доске: ГеРОЙ, оРДЕНА, СоЛДАТ, ВеТЕРАН.

– Как убедиться в том, что слово записано верно? (Воспользоваться орфографическим словарем).

ПобедИТЕЛЬ – беды.    ВОЙНА – ВОЙНЫ.

– Посмотрите на доску, проверьте правильность вашей работы.
– В годы ВОВ героически сражались наши земляки: Севрюков Н.М. (Читает Тимофеева М.)

НИКОЛАЙ МИХАЙЛОВИЧ СЕВРЮКОВ

Перед войной Севрюков работал агрономом в совхозе «Большевик».
Дела шли хорошо, но планы были нарушены...
Война перечеркнула всё. Сотни фронтовых верст прошагал воин сержант Севрюков Н.М.
Он покрыл себя неувядаемой славой под Сталинградом.
Много раз ходил в атаку, приводил «языков». На его счету десятки убитых фашистов.
31 марта 1943 года посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза.

– Во всех записанных нами словах есть орфограммы «безударные гласные в корне». Очень важно для написания безударных гласных правильно подобрать проверочное слово. Какой алгоритм поможет правильно написать букву в корне слова?

На доске:

Алгоритм:

  1. Читаю.
  2. Ставлю ударение.
  3. Определяю корень.
  4. Подбираю проверочное слово.
  5. Пишу букву.

Страничка «Тренировочная»

5. Закрепление пройденного материала

– Пользуясь алгоритмом (памятка) выполним задание: вставить пропущенные буквы:

На доске:

ЗеМЛЯ,  ВеСНА,  ЦВеТЫ,  ТиШИНА,  ПоЛЯ,  ЛеСА,  ЗНаМЕНА.

– Весной 1945 года окончилась страшная война. Советский народ опустил меч войны 62 года назад. В Трептов-парке в Берлине возвышается статуя советского солдата с опущенным мечом и спасенной немецкой девочкой на руках. Это символ мира. (иллюстрация).
– На Мамаевом кургане в Волгограде – Родина-мать с высоко поднятым мечем, это символ возмездия тем, кто посмел посягнуть на наше мирное небо (иллюстрация).

Следующая страничка – «Отдохнём»

6. Физминутка

Ударный слог, ударный слог,
Он назван так недаром.
Эй, невидимка – молоток,
Отметь его ударом!

И молоток стучит, стучит,
И чеко речь моя звучит.
На листья делится листва,
На слоги делятся слова.

7. Самостоятельная работа

Иллюстрация: Письмо с фронта.

24 июня 1941 года я проводила на войну сына Василия и дала наказ, чтобы честно служил Родине с стойко защищал её от фашизма. Сына зачислили в военное артиллерийское училище города Подольска. В июле 1941 года Василий писал:

«Милая, мамуля, за меня не беспокойся. Я не изменю нашей традиции стойко защищать Родину, как защищал её отец и как освобождал Болгарию.
Занимаюсь по 12 часов в сутки, и я стараюсь все схватить, чтобы четко и умело бить врага.

– У вас на столах лежат карточки с текстом. Прочтите стихотворение. К чему призывает вас автор? За эту работу вы получите оценку.

Вставь пропущенные буквы, поставь ударение, подчеркни орфограмму.

Поклонимся великим тем г_дам,
Тем славным ком_ндирам и б_цам,
И маршалам стр_ны, и р_довым,
Поклонимся и мертвым, и ж_вым –
Всем тем, которых забывать нельзя,
Поклонимся, поклонимся, друзья.     (М. Львов)

Перейдем на следующую страницу.

8. Итог урока

– Что мы повторим на уроке?
– Как проверить безударный гласный в корне слова?