Цели:
- Развитие письменной речи и творческих способностей учащихся;
- Формирование умения анализировать художественный текст;
- Знакомство с шедеврами русской живописи, создание атмосферы “погружения” в искусство слова;
- Пробуждение интереса к искусству;
- Расширение кругозора учащихся.
Задачи:
- Научить писать сочинение-описание;
- Познакомить с работами выдающихся художников и мастеров слова.
Оборудование: Презентация.
Ход урока
1. Музыкальная иллюстрация
Учитель: Г. Свиридов “Музыкальные
иллюстрации к повести А.С. Пушкина “Метель”.
– Как называется этот танец?
– Как мы можем назвать этот вальс?
– Такой услышал метель Г.Свиридов, а А.С.Пушкин
изобразил ее так:
…Но едва Владимир выехал за околицу в поле, как поднялся ветер и сделалась такая метель, что он ничего не видел. В одну минуту дорогу занесло: окрестность исчезла во мгле мутной и желтоватой, сквозь которую летели белые хлопья снегу; небо слилось с землею. Лошадь ступала наудачу и поминутно то въезжала на сугроб, то проваливалась в яму. Наконец в стороне что-то стало чернеть. Владимир поворотил туда. Скоро нашел он дорогу и въехал во мрак дерев, обнаженных зимою. Ветер не мог тут свирепствовать; дорога была гладкая. Но он ехал и ехал, роще не было конца. Владимир с ужасом увидел, что он заехал в незнакомый лес.
Слайд 2, см. Приложение 1, Приложение 2
2. Пейзаж в живописи, поэзии, музыке
– Многие поэты, писатели, художники любили
зиму, посвящали этому времени года вдохновенные
и волнующие душу произведения. Среди них
художники И.И. Шишкин и А.К. Саврасов.
– Какой мы видим зиму на картинах “Зима” и
“Иней”? (Слайды 3–7)
– Мне эти картины напоминают стихотворение Ф.И.
Тютчева “Чародейкою зимою”.
Стихотворение читается учащимися.
– В чем необычность картины “На севере
диком…”?
– Каким становится зимний пейзаж ночью?
– М.Ю. Лермонтов описал одинокую сосну на вершине
утеса в своем стихотворении “На севере диком…”?
Стихотворение читается учащимися.
– Многие другие поэты описали зиму в прекрасных стихах.
Учащиеся читают стихотворения С.Есенина “Белая береза” и А.Пушкина “Зимнее утро”, “Зимний вечер”, “Зимняя дорога”.
– Композитор Г.Свиридов тоже изобразил зимнюю дорогу.
(Звучит пьеса “Тройка”.)
– Что услышали и увидели в этой музыке вы?
3. Пейзаж в прозе русских писателей
– Вдохновенные страницы посвятили описанию зимы многие русские писатели:
…тот зимний вечер… не был похож на все остальные. Снег падал медленно и очень важно, и хлопья его были такие большие, что казалось, с неба слетают на город легкие белые цветы. И по всем улицам слышался глухой перезвон извозчичьих бубенцов… (К.Г. Паустовский “Сказочник”)
Слайд 9
…День был мягкий и мглистый.
Красноватое солнце невысоко висело над длинными,
похожими на снеговые поля, слоистыми облаками. В
саду стояли покрытые инеем розовые деревья.
Неясные тени на снегу были пропитаны тем же
теплым светом. (А.Н. Толстой “Детство Никиты”)
Слайд 10
…Наступал Новый год…
Ледяное встает солнце в молочно-розовеющем дыму,
с востока ветер, обжигающий как пламенем, снег
блестит чешуйками, режущими глаза, нет сил
смотреть, только бы укрыться, отвернуть голову в
затишье поднятого воротника. Но какой скрип
саней! Какая музыка шипенья, визгов, свиста!
Она иной бывает в дни метели. Тогда гудят какие-то
могучие басы, ухает, и бьет…, вдруг налетит целая
рать бешеная, хлопнет, затрясет крышей, ахнет в
трубе, смолкнет на мгновенье, чтобы дать место
следующей, и к утру так навьет сугроб у сеней, что
не отворить двери. (Б.Н. Зайцев
“Авдотья-смерть”)
Слайд 11
4. Лексическая работа
– Очень тонко чувствовал красоту природы и необыкновенно поэтично изображал ее в своих произведениях И.А. Бунин:
…Зима была…, …, …, рано опускалось солнце за…ельник…гимназического сада, неизменно погожее, …обещающее и на завтра мороз и солнце, гулянье на Соборной улице, каток в городском саду, … вечер, музыку и эту во все стороны скользящую на катке толпу…
Слайд 12
– Запишите текст, вставляя на место
пропусков эпитеты.
– Прочтите записанное.
– Сравните с текстом И.А. Бунина.
…Зима была снежная, солнечная, морозная, рано опускалось солнце за высокий ельник снежного гимназического сада, неизменно погожее, лучистое, обещающее и на завтра мороз и солнце, гулянье на Соборной улице, каток в городском саду, розовый вечер, музыку и эту во все стороны скользящую на катке толпу… (И.А. Бунин “Легкое дыханье”)
Слайд 13
5. Тема сочинения
– Вам предстоит написать сочинение о зиме. Прослушаем сочинение ученика. В этом сочинении допущена ошибка. Укажите ее.
Пришла волшебница-зима и укрыла всю землю белым ковром. Деревья надели пушистые белые шапки и шубки. Мороз рисует красивые узоры на стеклах окон. Иней посеребрил ветки деревьев. Светит солнышко, и на снегу вспыхивают золотые искорки. С неба падают снежинки как маленькие звездочки.
Слайд 14
– Нужно более четко формулировать тему. Сейчас я прочту отрывки, взятые из произведений известных писателей. Озаглавьте эти отрывки, а названия запишите.
1. Я открыл глаза. Белый и
ровный свет наполнял комнату. Я встал и подошел к
окну – за стеклами все снежно и безмолвно. В
туманном небе на головокружительной высоте
сияла одинокая луна, и вокруг нее переливался
желтоватый круг. Когда же выпал первый снег? Я
подошел к ходикам. Было так светло, что ясно
чернели стрелки. Они показывали два часа.
Я уснул в полночь. Значит, за два часа так
необыкновенно изменилась земля, за два коротких
часа поля, леса и сады заворожила стужа. Через
окно я увидел, как большая серая птица села на
ветку клена в саду. Ветка закачалась, с нее
посыпался снег. Птица медленно поднялась и
улетела, а снег сыпался, как стеклянный дождь,
падающий с елки. Потом все стихло.
Проснулся Рувим. Он долго смотрел в окно,
вздохнул и сказал: “Первый снег очень к лицу
земле”.
Земля была нарядная, похожая на застенчивую
невесту. (К. Паустовский. “Первый снег”)
Слайд 15
2. Утро белое, пушистое и радостно светлое. На заре в далеком высоком здании окна горят, и не можешь сказать: от зари этот свет или свой, домашний, остался забытый. (М. Пришвин. “Зимнее утро”)
Слайд 16
3. Морозная тишина.
Вечереет. Темнеют кусты неодетого леса, будто это
сам лес собирает к ночи свои думы.
Через тьму кустов глядит солнце рубиновым
глазом, через кусты этот красный глаз не больше
человеческого. (М. Пришвин. “Зимнее солнце”)
Слайд 17
6. Самостоятельная работа
– Выберите одну из тем, и напишите сочинение. Сделайте иллюстрацию к сочинению.