Урок развития речи. 6-й класс. Сочинение-описание по картине В.М. Васнецова "Аленушка"

Разделы: Русский язык

Класс: 6


Цели:

  1. Знакомство с творчеством художника В. М. Васнецова;
  2. Совершенствование умения составлять текст-описание по картине;
  3. Развитие устной и письменной речи учащихся.

Презентация.

1. Сведения о художнике

Душа настоящего художника похожа на певчую птицу, которая заперта в клетке, накрытой невзрачной тканью. Мы не видим ее, но, услышав ее чудный голос, внезапно поражаемся удивительной внутренней красоте естества скрытой за накидкой птахи. В 1873 году Виктор Михайловича Васнецов написал автопортрет, на котором очень трудно в чертах человека с бледным и усталым лицом рассмотреть какие-то особенные внешние признаки гениальности. Но стоит лишь взглянуть на созданные им полотна, как ощущаешь вдруг и сразу всю силу удивительного душевного дара и таланта того, чья рука водила кистью, создавая эти незабываемо прекрасные, без всякого преувеличения сказочные картины. (слайд 3)

На формирование уникального внутреннего мира художника повлияли две главные взаимодополняющие первоосновы – семья и бытовое человеческое окружение. Сын сельского священника, Виктор Васнецов рос в российской глубинке среди крестьянских детей, всей душой впитывая красоту и поэзию русских народных былин и сказок.

В деревенском доме Васнецовых сочетались разные уклады жизни. По вечерам читали много книг и журналов, посвященных естественным наукам и астрономии, рисовали. И бабушка, и отец художника владели акварелью, именно отец стал его первым учителем рисования. Васнецов вместе со своим братом Аполлинарием рос не обособленно, а находясь в тесном общении с крестьянскими детьми. Художник с детства проникался поэзией народных сказок, преданий и поверий, красотой народного искусства, красочной обрядовой стороной быта. Он воспринимал природу как одушевленное существо. Именно детство заложило нравственно-духовные основы личности художника.

В творчестве Васнецова ярко представлены разные жанры, ставшие этапами очень интересной эволюции: от бытописательства к сказке, от станковой живописи к монументальной, от приземленности передвижников к прообразу стиля модерн. На раннем этапе в работах Васнецова преобладали бытовые сюжеты, например в картинах “С квартиры на квартиру” (1876), “Военная телеграмма” (1878), “Книжная лавочка” (1876), “Балаганы в Париже” (1877). (слайд 4)

В душе художника всегда жили образы народного эпоса. Окончательно избрав для своих картин национально-историческую тематику, художник объединяет знание народного эпоса с мастерством жанриста, преобразует русский исторический жанр, погружая мотивы Средневековья в атмосферу поэтической легенды или сказки. Началом новой идейно-художественной направленности творчества художника является полотно “Витязь на распутье” (1882). (слайды 5 - 7)

Своим гражданским долгом художник считал написание полотна “Богатыри”, наброски к которому он исполнил еще в 1871 году. Эта картина, венчающая героический цикл работ Васнецова была написана в 1898 году. На создание “Богатырей” Васнецова вдохновили три огромных раскидистых дерева, растущих возле дома. Картина впечатляет огромными размерами – на всю стену. (слайд 9)

В 1897 году художник создает картину “Царь Иван Васильевич Грозный”. В этой картине Васнецов воплотил идею создания национального стиля, сочетающего современную живопись с поэтикой русского искусства допетровской поры. (слайд 10)

В конце 1890-х все более заметное место в его творчестве занимает религиозная тема (работы во Владимирском соборе в Киеве и в храме Воскресения в Санкт-Петербурге, акварельные рисунки и вообще подготовительные оригиналы стенной живописи для собора святого Владимира). (слайды 11 - 13)

В 1885 году А. В. Прахов предложил художнику работу по декорированию Владимирского собора в Киеве (1885-1896). Это стало исполнением желаний художника. Васнецов трудился над росписью собора более десяти лет. Это грандиозная работа, не имеющая аналогов в русском искусстве XIX века, стала его самым значительным монументально-декоративным свершением. При создании церковной росписи Васнецов стремился обновить византийские каноны, внося в них лирически-личностное начало, воплощая в ряде мозаик и фресок фольклорные образы, в которых явственно проявляется дух народного жизнеутверждения и пантеистической тайны. Возрождая монументальное искусство художник создал свой “васнецовский стиль”. (слайд 14)

В 1889 году художник создал станковое полотно “Иван-царевич на Сером волке”, наполненное могучей силой природы. В этой картине “васнецовский пейзаж” окончательно обрел одно из своих самых ярких воплощений. (слайд 15)

В 1885 году Васнецов создал серию рисунков для постановки в Московской частной русской опере Мамонтова оперы Н. А. Римского-Корсакова “Снегурочка”, созданной по лирической сказке А. Н. Островского. В этих рисунках художник соединил сказочную страну с наблюдениями деревенской жизни, языческую древность и современное ему народное творчество. В этих эскизах проявился одушевленный характер “васнецовской природы”. В постановке “Снегурочки” художник впервые утвердил творческое равноправие художника-оформителя с драматургом и композитором. “Снегурочка” стала стимулом новых явлений в русском театре. (слайд 16)

Васнецов активно работает над введением фольклора в русскую живопись, отражает стороны русского национального характера (“Ковер-самолет”, 1880 г.). Эта картина в книжках на иллюстрациях производит эффект простора, а подлинник невелик – около полуметра. (слайд 17) В своих картинах на сказочные сюжеты художник соединяет фольклорную фантастичность с религиозным учением и научным взглядом на мир. (слайды 18 - 19) Тема мужественности и героизма проходит через его творчество вкупе с поисками идеала женской красоты. Художник пишет триптих “Три царевны подземного царства” (1881), второй вариант которого, созданный в 1884 году, художник называл одной из самых ценных для него работ, в которой он связывал сказочный мотив с декоративностью формы. (слайд 20)

В 1893 году Васнецов становится действительным членом Академии художеств.

После 1905 года был близок к Союзу русского народа, хотя и не был его членом, участвовал в финансировании и оформлении монархических изданий, в том числе “Книги русской скорби”.

В 1915 году участвовал в учреждении Общества возрождения художественной Руси, наряду со многими другими художниками своего времени.

Виктор Васнецов скончался 23 июля 1926 года в Москве, похоронен на Введенском кладбище.

В Москве, в переулке Васнецова, расположен Дом-музей В. М. Васнецова. (слайд 21)

2. Подготовка к написанию сочинения по картине.

Картина “Алёнушка” никакого отношения к русской народной сказке про сестрицу Алёнушку и братца Иванушку не имеет. Эту простоволосую девочку художник увидел в Ахтырке. Эта картина написана под влиянием сказок и народных песен о горькой судьбе сироты. Обездоленных детей Виктор Михайлович видел, конечно, и в жизни, питая к ним глубокое сочувствие. “Алёнушка” - обобщенный образ деревенской девочки-сиротки. (слайд 22 - 23)

а) Беседа по картине (слайд 24)

- Что изображено на картине?

- Опишите Алёнушку (лицо, одежда, поза)

- Как вы думаете, почему девочка здесь сидит?

- Что с ней произошло?

- О чем думает?

- Опишите лес. Какие деревья окружают Алёнушку?

- Опишите реку.

- Какие краски преобладают?

- Какое впечатление произвела на вас картина?

- Какие части речи будут преобладать в вашем сочинении? Почему?

б) Словарно-лексическая работа (слайд 25)

Алёнушка: крестьянская девочка лет 13-15, цветной сарафан, босая

Лицо: печальное, грустное, отрешенное;

рыжеватые пряди волос раскинулись по плечам

сидит на камне, пригорюнившись

Лес: мрачный сказочный лес; хвойные деревья стоят стеной; осинки хрупкие, тоненькие, беззащитные. (слайд 26)

Река: темная вода; зеркальная поверхность воды, усыпанная желтыми листьями; зеленый камыш. (слайд 27)

в) Композиция сочинения (слайд 28)

1. Вступление

Сведения о художнике (или первая “встреча” с “Алёнушкой”)

2. Основная часть

Описание картины (Алёнушка. Лес. Река)

3. Заключение

Какое впечатление произвела на вас картина?

3. Самостоятельная работа