Тип урока: урок-практикум.
Цель: Оценить уровень лингвистической и коммуникативной компетенций учащихся.
Задачи:
- обучающая – актуализировать имеющиеся знания учащихся по разным разделам языка;
- развивающая – развивать речевые умения и навыки, умение высказывать свою точку зрения;
- воспитывающая – создать ситуацию успеха на уроке, познакомить с шедеврами классической музыки.
Оборудование: Персональный компьютер, мультимедийный проектор, запись музыкальных фрагментов П.И. Чайковского.
Ход урока
I. Психологический настрой класса на работу
- звучит «Вальс цветов» П.И. Чайковского;
- проецируется портрет композитора;
- сообщается учащимся цель и задачи урока.
II. Анализ изложений, написанных на предыдущем уроке
(Учитель зачитывает 2-3 лучшие работы учащихся, сообщаются отметки.)
Текст изложения
Чайковский проснулся рано и несколько минут не двигался, прислушиваясь к перезвону лесных жаворонков. Даже не глядя в окно, он знал, что в лесу лежат росистые тени.
На соседней сосне куковала кукушка. Он встал, подошел к окну.
Дом стоял на пригорке. Леса уходили вниз, в веселую даль, где лежало среди зарослей озеро. Там у композитора было любимое место — оно называлось Рудым Яром.
Сама дорога к Яру всегда вызывала волнение. Бывало, зимой, в сырой гостинице в Риме, он просыпался среди ночи и начинал шаг за шагом вспоминать эту дорогу: сначала по просеке, где около пней цветет розовый иван-чай, потом березовым грибным мелколесьем, потом через поломанный мост над заросшей речкой и — вверх, в корабельный бор.
Он вспоминал этот путь, и у него тяжело билось сердце. Это место казалось ему наилучшим выражением русской природы. Он знал, что сегодня, побывав там, вернется — и давно живущая где-то внутри любимая тема о лирической силе этой лесной стороны перельется через край и хлынет потоками звуков.
Так и случилось. Он долго простоял на обрыве Рудого Яра. С зарослей липы и бересклета капала роса. Столько сырого блеска было вокруг, что он невольно прищурил глаза.
Но больше всего в этот день Чайковского поразил свет. Он вглядывался в него, видел все новые пласты света, падавшие на знакомые леса. Как только он раньше не замечал этого?
С неба свет лился прямыми потоками, и под этим светом особенно выпуклыми и кудрявыми казались вершины леса, видного сверху, с обрыва.
Знакомый край был весь обласкан светом, просвечен им до последней травинки. Разнообразие и сила освещения вызвали у Чайковского то состояние, когда кажется, что вот-вот случится что-то необыкновенное, похожее на чудо. Он испытывал это состояние и раньше. Его нельзя было терять. Надо было тотчас возвращаться домой, садиться за рояль. Чайковский быстро пошел к дому.
Дома он приказал слуге никого к себе не пускать, прошел в маленький зал, запер дребезжащую дверь и сел к роялю.
Он играл. Он добивался ясности мелодии — такой, чтобы она была понятна и мила и Фене, и даже старому Василию, ворчливому леснику из соседней помещичьей усадьбы.
Он играл, не зная, что Феня принесла ему земляники, сидит на крыльце, крепко сжимает загорелыми пальцами концы белого головного платка и, приоткрыв рот, слушает. А потом приплелся Василий, сел рядом с Феней.
— Играет? — спросил Василий. — Прекратить, говоришь, нельзя?
— Никак: — ответил слуга и усмехнулся на необразованность лесника. — Он музыку сочиняет. Это, Василий Ефимович, святое дело.
(К.Г. Паустовский «Скрипучие половицы»)
III. Актуализация субъектного опыта учащихся
- учащиеся получают папки с заданиями
- выполнение тестовых заданий на компьютере
В папке текст для анализа и задания к этому тексту
Прочитайте текст и выполните задания 1-12
(1) Дом рассохся от старости (2) А может быть, и оттого, что он стоял на поляне в сосновом лесу, и от сосен все лето тянуло жаром.
(3) Чайковскому нравился этот деревянный дом. В комнатах слабо пахло скипидаром и белыми гвоздиками. (5) Они в изобилии цвели на поляне перед крыльцом.
(б) Единственное, что раздражало композитора, — это скрипучие половицы. (7) Чтобы пройти от двери к роялю, надо было переступить через пять шатких половиц. (8) Со стороны это выглядело, должно быть, забавно, когда пожилой композитор пробирался к роялю, приглядываясь к половицам прищуренными глазами.
(9) Если удавалось пройти так, чтобы ни одна из них не скрипнула, Чайковский садился за рояль и усмехался. (10) Неприятное осталось позади, а сейчас начнется удивительное и веселое: рассохшийся дом запоет от первых же звуков рояля. (11) На любую клавишу отзовутся тончайшим резонансом сухие стропила, двери и старушка люстра, потерявшая половину своих хрусталей, похожих на дубовые листья.
(12) Самая простая музыкальная тема разыгрывалась этим домом как симфония.
(13) «Прекрасная оркестровка!» — думал Чайковский, восхищаясь певучестью дерева.
(14) С некоторых пор Чайковскому начало казаться, что дом уже с утра ждет, когда композитор сядет за рояль. (15) Дом скучал без звуков.
(16) Иногда ночью, просыпаясь, Чайковский слышал, как, потрескивая, пропоет то одна, то другая половица, как бы вспомнив его дневную музыку и выхватив ее любимую ноту.
(17) Прислушиваясь к ночным звукам, он часто думал, что вот проходит жизнь, а все написанное — только небогатая дань своему народу, друзьям, любимом поэту Александру Сергеевичу Пушкину. (18) Но еще ни разу ему не удалось передать тот легкий восторг, что возникает от зрелища радуги, от ауканья крестьянских девушек в чаще, от самых простых явлений окружающей жизни.
(19) Нет, очевидно, это ему не дано. (20) Он никогда не ждал вдохновения. (21) Он работал, работал, как поденщик, как вол, и вдохновение рождалось в работе.
(22) Пожалуй, больше всего ему помогали леса, лесной дом, где он гостил этим летом, просеки, заросли, заброшенные дороги — в их колеях, налитых дождем, отражался в сумерках серп месяца, — этот удивительный воздух и всегда немного печальные русские закаты.
(23) Он не променяет эти туманные зори ни на какие великолепные позлащенные закаты Италии. (24) Он без остатка отдал свое сердце России — ее лесам и деревушкам, околицам, тропинкам и песням.
(К. Г. Паустовский «Скрипучие половицы»)
- Какое из музыкальных произведений принадлежит П.И. Чайковскому?
- Опера-былина «Садко»;
- Опера «Евгений Онегин»;
- Опера «Борис Годунов»;
- Опера «Князь Игорь».
- Какая общая мысль объединяет прослушанный и прочитанный тексты?
- Чайковский добивался ясности мелодии;
- Нужно уметь видеть и ценить красоту родного края;
- Русская природа вдохновляла композитора;
- Нужно беречь и охранять природу.
- В каком предложении текста употреблено устаревшее слово?
- Предложение №3;
- Предложение №15;
- Предложение №19;
- Предложение №23.
- Какое значение имеет слово «дань» в прочитанном тексте (предложение №17)?
- Налог, взимаемый победителем с побежденного;
- То должное, что нужно воздать кому-нибудь или чему-нибудь;
- Неизбежная уступка чему-нибудь;
- Поступить сообразно своим естественным потребностям.
- Какие средства выразительности не использованы в предложении №16?
- Олицетворение;
- Ряды однородных членов;
- Гипербола;
- Эпитеты.
- В предложении №8 найдите слово, которое соответствует схеме: ¬ ∩ ^ ^ ^
- выглядело;
- приглядываясь;
- пожилой;
- прищуренными.
- В предложении №2 найдите слова, в которых количество букв и звуков не совпадает:
- может, быть;
- стоял, поляне;
- сосен, всё;
- быть, стоял.
- В каком слове ударение падает на первый слог?
- налитых;
- песням;
- ауканья;
- околицам.
- Найдите слово в котором допущена ошибка?
- сыграть;
- рассохшийся;
- примилый;
- трехъязычный.
- Объясните постановку двоеточия в предложении №10 текста:
- После обобщающего слова в предложении с однородными членами;
- Сложное бессоюзное предложение, где второе предложение поясняет смысл первого;
- Сложное бессоюзное предложение, где второе предложение указывает на причину;
- Сложное бессоюзное предложение, где второе предложение изъясняет первое.
- Из предложений №17-21 укажите сложное с сочинительной и подчинительной связью:
- Предложение №17;
- Предложение №18;
- Предложение №19;
- Предложение №21.
- Какой из вариантов соответствует правильной постановке знаков препинания в предложении:
Разнообразие и сила освещения (1) вызвали у Чайковского то (2) состояние (3) когда кажется (4) что вот-вот случится что-то необыкновенное (5) похожее на чудо?- 2; 3; 5;
- 3; 4; 5;
- 4; 5;
- 1; 2; 3; 4.
IV. Анализ проделанной работы.
(На экран проецируются правильные ответы к тестовым заданиям)
V. Приступить к работе над сочинением-рассуждением:
- сочинение-рассуждение на основе прослушанного и прочитанного текстов;
- работа над вступлением;
- анализ написанных вступлений.
(Релаксация: звучит отрывок из «Времен года» П.И. Чайковского)
VI. Рефлексия
- анализ личностной значимости;
- новизна материала;
- практическая ценность;
- самооценка результатов.
VII. Домашнее задание
Напишите небольшое сочинение (не менее 70 слов) на основе прослушанного и прочитанного текстов.