Цели:
- Дать понятие сложносочиненного и сложносочиненного предложений.
- Сформировать умение определять количество простых предложений в нем, виды связи между ними и правильно ставить знаки препинания.
- Развивать умения составлять связный рассказ по картине.
- Воспитывать эстетический вкус, любовь к природе.
Оборудование: учебник “Русский язык.5 класс”, экран, проектор (схемы предложений), репродукция картины К.Юона “Русская зима. Лигачево”
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания
Учитель: Ребята, на прошлом уроке, мы с вами
говорили о том, что предложения бывают простые и
сложные. Дома вы определяли вид предложения.
Что такое простое предложение? Приведите пример
ПП из домашнего задания
Посмотрите на экран и скажите, что за схему вы
видите?
– Почему один квадрат? (Одна грамматическая
основа.)
– Вспомните и ответьте, что такое сложное
предложение? Приведите пример.
– Вновь обратимся к схеме.
– Что за схему вы видите?
Вывод: Итак, для выражения простых мыслей мы используем ПП, а для выражения более сложных мыслей мы используем в речи СП.
III. Объяснение -исследование
1. Объявление темы и цели урока.
– И сегодня мы с вами будем говорить о том, что СП бывают ССП и СПП. Вы узнаете, чем они похожи и чем отличаются друг от друга.
2. Записать темы в тетрадь
3. Работа по теме
(На экране высвечивается тема урока.)
– Чем похожи эти слова? (Частью сложно.)
– Значит, какие это предложения?
– Чем отличаются эти слова? (Частью со –
соединили вместе ПП частью под – подчинение
одного другому.)
4. Работа с таблицами
(с. 169 и учебником с последующей записью в тетради.)
– Какие могут союзы при ССП? (Читаем вместе.)
– Рассмотрим предложение на с.168. (Читает
ученик.)
– Какое это предложение? Докажи.
– Изменится ли смысл 1-го и 2-го ПП, если между ними
поставить точку? (Нет.)
– Как называется такое СП? (СПП)
– Что вы можете сказать, глядя на схему ССП?
– Что такое ССП? (Чтение правила в учебнике с. 169
и запись его в тетрадь.)
– Обратимся ко 2-й таблице. Прочитайте, какие
могут быть союзы при СПП? Прочитайте предложение
в учебнике.
– Что общего, чем похожи предложения? (2
грамматические основы следственно предложение
СП.)
– А можно ли взять 2-е предложение как
самостоятельное? (Нет.)
– Выражена ли в этом предложении мысль?
– А что для этого нужно? (1-я часть.)
– Зависят ли друг от друга они?
– Можно ли задать вопрос?
– Какое предложение главное, а какое
подчиненное? Следовательно, оно СПП.
– Рассмотрим схему СПП. Что вы можете сказать,
глядя на нее?
– Что же такое СПП? (Чтение правила в учебнике,
запись в тетрадь.)
IV. Физкультминутка
V. Творческая работа по репродукции картины К.Ф.Юона “Русская зима. Лигачево”
– Ребята, мы сейчас будем учиться выражать свои
мысли простыми и сложными предложениями, но на
какую тему, вы ожидайте! (Загадка о зиме.)
– Рассмотрим репродукцию картины
замечательного русского художника К.Ф. Юона
“Русская зима. Лигачево”.
– Какое время года изображено? Время суток?
– Посмотрите на название картины “Русская
зима”. Что и кого мы видим на ней?
– Какие слова и словосочетания можно
использовать, чтобы ваше описание было красивым? (Пушистые,
заснеженные.)
– Я, предполагая варианты ответов, на доске уже
написала некоторые из них. (Учитель читает.)
– Сейчас вы высказывали свои мысли устно.
Вспомним с вами те предложения, с которыми
познакомились на уроке. Составим по этой картине
и выразим свои мысли письменно. Но сначала
составим ПП, используя данные словосочетания и
слова. (Ответы учеников.)
– Ребята, чье предложение вам понравилось больше
всего? (запись на доске и в тетрадях)
– Выбери подходящую схему. Объясни выбор.
– Ребята, какое впечатление оставила у вас эта
картина?
– Послушайте отрывок из стихотворения
А.С.Пушкина “Зимние утро” и представьте
описываемую зиму (чтение учителем):
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет;
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
Если вам понравилось и вы захотите поближе познакомится с творчеством великого русского поэта, вы можете взять в библиотеке сборник стихов А.С.Пушкина.
VI. Рефлексия
– Что нового вы узнали на уроке?
– Какие союзы относятся к ССП? К СПП?
– Еще раз обратите внимание на схему этих
предложений. Что можно сказать о ССП и СПП?
– Какой момент урока вам понравился больше
всего?
– Работы каких художников-пейзажистов вы еще
знаете?
VII. Домашнее задание
1. §54, упражнение 480 – выписать 1 ССП и 1 СПП.
2.* Это творческое задание для тех ребят,
которые хотят продолжить работу по картине (с.168) 1
ССП и 1 СПП.