Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. 5-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 5


Цели:

  • Дать понятие сложносочиненного и сложносочиненного предложений.
  • Сформировать умение определять количество простых предложений в нем, виды связи между ними и правильно ставить знаки препинания.
  • Развивать умения составлять связный рассказ по картине.
  • Воспитывать эстетический вкус, любовь к природе.

Оборудование: учебник “Русский язык.5 класс”, экран, проектор (схемы предложений), репродукция картины К.Юона “Русская зима. Лигачево”

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания

Учитель: Ребята, на прошлом уроке, мы с вами говорили о том, что предложения бывают простые и сложные. Дома вы определяли вид предложения.
Что такое простое предложение? Приведите пример ПП из домашнего задания
Посмотрите на экран и скажите, что за схему вы видите?

– Почему один квадрат? (Одна грамматическая основа.)
– Вспомните и ответьте, что такое сложное предложение? Приведите пример.
– Вновь обратимся к схеме.

– Что за схему вы видите?

Вывод: Итак, для выражения простых мыслей мы используем ПП, а для выражения более сложных мыслей мы используем в речи СП.

III. Объяснение -исследование

1. Объявление темы и цели урока.

– И сегодня мы с вами будем говорить о том, что СП бывают ССП и СПП. Вы узнаете, чем они похожи и чем отличаются друг от друга.

2. Записать темы в тетрадь

3. Работа по теме

(На экране высвечивается тема урока.)

– Чем похожи эти слова? (Частью сложно.)
– Значит, какие это предложения?
– Чем отличаются эти слова? (Частью со – соединили вместе ПП частью под – подчинение одного другому.)

4. Работа с таблицами

(с. 169 и учебником с последующей записью в тетради.)

– Какие могут союзы при ССП? (Читаем вместе.)
– Рассмотрим предложение на с.168. (Читает ученик.)
– Какое это предложение? Докажи.
– Изменится ли смысл 1-го и 2-го ПП, если между ними поставить точку? (Нет.)
– Как называется такое СП? (СПП)
– Что вы можете сказать, глядя на схему ССП?
– Что такое ССП? (Чтение правила в учебнике с. 169 и запись его в тетрадь.)
– Обратимся ко 2-й таблице. Прочитайте, какие могут быть союзы при СПП? Прочитайте предложение в учебнике.
– Что общего, чем похожи предложения? (2 грамматические основы следственно предложение СП.)
– А можно ли взять 2-е предложение как самостоятельное? (Нет.)
– Выражена ли в этом предложении мысль?
– А что для этого нужно? (1-я часть.)
– Зависят ли друг от друга они?
– Можно ли задать вопрос?
– Какое предложение главное, а какое подчиненное? Следовательно, оно СПП.
– Рассмотрим схему СПП. Что вы можете сказать, глядя на нее?
– Что же такое СПП? (Чтение правила в учебнике, запись в тетрадь.)

IV. Физкультминутка

V. Творческая работа по репродукции картины К.Ф.Юона “Русская зима. Лигачево”

 

– Ребята, мы сейчас будем учиться выражать свои мысли простыми и сложными предложениями, но на какую тему, вы ожидайте! (Загадка о зиме.)
– Рассмотрим репродукцию картины замечательного русского художника К.Ф. Юона “Русская зима. Лигачево”.
– Какое время года изображено? Время суток?

– Посмотрите на название картины “Русская зима”. Что и кого мы видим на ней?
– Какие слова и словосочетания можно использовать, чтобы ваше описание было красивым? (Пушистые, заснеженные.)
– Я, предполагая варианты ответов, на доске уже написала некоторые из них. (Учитель читает.)
– Сейчас вы высказывали свои мысли устно. Вспомним с вами те предложения, с которыми познакомились на уроке. Составим по этой картине и выразим свои мысли письменно. Но сначала составим ПП, используя данные словосочетания и слова. (Ответы учеников.)
– Ребята, чье предложение вам понравилось больше всего? (запись на доске и в тетрадях)
– Выбери подходящую схему. Объясни выбор.
– Ребята, какое впечатление оставила у вас эта картина?
– Послушайте отрывок из стихотворения А.С.Пушкина “Зимние утро” и представьте описываемую зиму (чтение учителем):

Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет;
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.

Если вам понравилось и вы захотите поближе познакомится с творчеством великого русского поэта, вы можете взять в библиотеке сборник стихов А.С.Пушкина.

VI. Рефлексия

– Что нового вы узнали на уроке?
– Какие союзы относятся к ССП? К СПП?
– Еще раз обратите внимание на схему этих предложений. Что можно сказать о ССП и СПП?
– Какой момент урока вам понравился больше всего?
– Работы каких художников-пейзажистов вы еще знаете?

VII. Домашнее задание

1. §54, упражнение 480 – выписать 1 ССП и 1 СПП.
2.* Это творческое задание для тех ребят, которые хотят продолжить работу по картине (с.168) 1 ССП и 1 СПП.

VIII. Выставление оценок