Русский язык
-
Природа как объект краеведческой деятельности 2010
В статье говорится о важном значении краеведения в углублении представления школьников об истории, природе, искусстве родного края, расширении идейного кругозора, воспитании жажды познания.
-
Урок развития речи. Изложение "Исаак Левитан" 2010
На изложении учащиеся знакомятся с жизнью и творчеством художника, с новым лингвистическим термином "градация"; формируют навыки грамотного слушания, умения подмечать особенности стиля и языка автора художественного произведения. Урок воспитывает эстетический вкус у учащихся на основе восприятия произведений пейзажной живописи. Урок состоит из нескольких этапов, в которых активное участие принимают ученики, тем самым развивая свою устную и письменную речь.
-
Изучение безличных глаголов на уроках русского языка. 5-й класс 2010
Применение методики обучения русскому языку средствами субъективизации повышает активность и осознанность действий школьников, улучшает качество знаний, способствует интеллектуальному и речевому развитию учащихся. Данная методика показана в конспекте урока по русскому языку, применяется при изучении безличных глаголов.
-
Рабочая программа учебного предмета "Практикум по русскому языку и культуре речи" для обучающихся 7-х классов 2010
Материал представлен в виде тренировочных заданий, призванных проверить практические умения обучающихся, а также знание грамматики, орфографических и пунктуационных правил, морфологии, словообразования, орфоэпических норм.
-
Мягкий знак на конце наречий после шипящих 2010
На уроке использованы технологии проблемного обучения, сотрудничества, уровневой дифференциации, личностно ориентированного обучения. Методы наблюдения, диалога позволяют самостоятельно решить поставленную перед учащимися проблему и сделать вывод о том, как пишутся наречия, оканчивающиеся на шипящую.
-
Интегрированный урок памяти "Письмо ветерану" 2010
Задачи урока – формировать у подрастающего поколения патриотические качества и чувство сопричастности истории Отечества, возродить традиции эпистолярного жанра, научить учащихся правильному написанию письма.
-
Чудодейственная сила глагола. 6-й класс 2010
Представленный урок предлагает отправиться в путешествие по стране "Глаголии". Таким образом, учащиеся знакомятся с чудодейственной силой глаголов (выявляется сила глагола в текстах; обогащается речь учащихся глаголами различных лексических групп).
-
Обращение и знаки препинания при нем. 8-й класс 2010
Материал урока может быть использован не только при изучении данной темы, но и при подготовке учащихся к экзаменам, так как содержит полную информацию об этой синтаксической конструкции: определение обращения, история обращений в русском языке, способ выражения, сведения о грамматической форме обращений, роль обращений в языке, использование в поэтической речи. К каждому разделу теоретического материала подобраны задания, включая аудиовопросы.
-
Написание наречий. 7-й класс 2010
Форма урока позволяет повысить мотивацию к учебной деятельности обучающихся. Цели урока: формирование умения различать наречия и омонимичные формы; формирование орфографических навыков написания наречий; развитие умения связно излагать свои мысли; пополнение словарного запаса обучающихся; воспитание основ нравственности.
-
Урок развития речи в 6-м классе. Сочинение по личным впечатлениям "Этюд о зимнем пейзаже" 2010
Урок входит в систему уроков развития речи и посвящается описанию природы в рамках темы «Имя прилагательное». Он будет полезен учителям, работающим по учебнику «Русский язык»: учебник для 6-го класса общеобразовательных учреждений / М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др. М.: Просвещение, 2009. Урок призван систематизировать материалы к сочинению по личным впечатлениям.
-
Подготовка к новой форме итоговой аттестации в 9-м классе 2010
Урок из системы подготовки к ГИА. Он разработан по программе Т.А. Ладыженской и учебнику русского языка для 9-го класса под редакцией Л.А. Тростенцовой и др. Урок предполагает восстановление в памяти учащихся изученного в разных областях языка. В течение урока учащимися выполняются задания, помогающие оценить уровень лингвистической и коммуникативной компетентности. Текст К.Г. Паустовского и музыка П.И. Чайковского призваны воспитать эстетический вкус учащихся к шедеврам мирового искусства.
-
Информационные технологии на уроках русского языка 2010
Данный урок – продолжение повторения изученного материала в рамках подготовки к экзамену. Он подготавливает учащихся к работе и в тестовой форме (в формате ГИА) и к работе над сочинением-рассуждением. Поскольку урок в основном построен на дополнительном материале, считаю, что лучшим является применение презентации, которая также служит источником информации. Данный урок адаптируем к разным моделям уроков.
-
Мастер-класс "Ораторское искусство" 2010
Методическая разработка содержит материал, указывающий на значимость овладения специалистом культурой речи с целью профессионального роста. В разработке приводятся примеры из Античности и из опыта работы Дейла Карнеги. В практической части показано как выработать хорошую дикцию, правильное дыхание, интонацию, красивый голос.
-
Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов 2010
На уроке учащиеся учатся выбирать значение многозначного слова соответствующее ситуации, закрепляют полученные знания с помощью практических заданий различной сложности и содержания.
-
Не с прилагательными 2010
Цель урока - сформировать умение правильно применять правило правописания НЕ с именами прилагательными.
-
Текст как средство формирования метапредметных умений и навыков 2010
Одним из условий повышения качества образования является формирование целостной системы знаний, умений, навыков, а также опыта самостоятельности. Механизмом выполнения указанного условия является реализация в школьном обучении межпредметных связей и интеграции различных дисциплин, направленных на формирование метапредметных умений и навыков. Связующим звеном всех учебных предметов является текст, работа с которым позволяет добиваться оптимального результата при минимальных затратах.
-
Урок развития речи. 6-й класс. Сочинение-описание по картине В.М. Васнецова "Аленушка" 2010
Представленный урок рассчитан на два учебных часа. Цель урока - совершенствование умения составлять текст-описание по картине. Учащиеся должны овладеть умением собирать и систематизировать материал к сочинению с учетом темы и основной мысли. На уроке дети знакомятся с творчеством художника Виктора Михайловича Васнецова.
-
Способы связи слов в словосочетаниях. Синтаксис словосочетания и простого предложения. Урок в 11-м классе 2010
На современном этапе перед школьной практикой встала проблема поиска технологии обучения, позволяющей выпускнику успешно сдать ЕГЭ. Такой технологией как раз и является модульное обучение. Предлагаю вашему вниманию урок русского языка в 11-м классе по модульной технологии, который поможет ученику в совершенстве освоить один из сложных разделов синтаксиса «Словосочетание».
-
Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. 5-й класс 2010
На уроке применяется активизация познавательной деятельности, работа со схемами предложений, работа по картине К.Юона "Русская зима. Лигачево". Это ведет к развитию эстетического вкуса, воспитанию любви к природе, а также формированию умения составлять связный рассказ, что способствует развитию речи.
-
Урок русского языка по теме "Фонетика". 10-й класс 2010
Урок призван выработать у учащихся четкое представление о системе гласных и согласных звуков, о способах их обозначения на письме. Также он призван показать соотношение звукового и буквенного облика слова, выработать умение находить основные звуковые процессы в слове. Дети учатся выполнять задания в тестовой форме, что помогает подготовиться к ЕГЭ.
-
Проектная деятельность как средство мотивации на уроках русского языка и литературы 2010
В работе показано, как привлечь детей к самостоятельной проектной деятельности, как реализовать замысел проекта, как планировать самостоятельную деятельность учащихся, как проводить защиту проекта.
-
Подлежащее и сказуемое - главные члены предложения 2010
Цель урока - развитие умения находить подлежащее и сказуемое как основу предложения, правильно ставить к ним вопросы и правильно подчеркивать. Урок проходит в игровой форме. Дети разбирают первую строку стихотворения «Одуванчик», а потом знакомятся со словарным словом – театр.
-
Описание природы. Зима. 6-й класс 2010
На уроках ведется работа над пейзажем музыкальным и литературным. С этой целью в уроки в качестве иллюстраций включаются стихотворения и отрывки из произведений классиков русской литературы, музыкальные фрагменты. Это позволяет обратиться к творчеству выдающихся композиторов, писателей и поэтов; в полной мере осуществлять межпредметные связи (русский язык - литература - музыка - изобразительное искусство - мировая художественная культура - история).
-
Слово и его строение. 5-й класс 2010
Урок расширяет и обогащает знания о морфеме как значимой части слова; формирует умения подбирать однокоренные слова с учетом лексического значения; обогащает словарный запас школьников; воспитывает эстетический вкус, любовь к поэзии.
-
Слово и его строение. Морфемика. 10-й класс 2010
Предлагаемый конспект практического занятия предназначен для студентов первого курса педколледжа, а также может быть использован на уроках русского языка в 10-м классе средней школы. На занятии анализируется основной теоретический материал по теме, который закрепляется при выполнении практических упражнений и заданий ЕГЭ.
-
Обращение. Закрепление. Путешествие в сказку. 6-й класс 2010
Урок-путешествие в игровой форме позволяет обобщить и закрепить полученные знания. Такой тип урока позволит повысить познавательную активность учащихся, создать атмосферу непринужденности, развить творческое воображение, сформировать коммуникативные навыки, а также внести оживление в рутинную работу, связанную с отработкой материала.
-
Деепричастие. 7-й класс 2010
На уроке обобщаются и систематизируются сведения о деепричастии и деепричастном обороте, вырабатывается практическое умение находить деепричастный оборот и ставить знаки препинания при нем; проверяется умение различать деепричастные и причастные обороты. Различные задания, предложенные учащимся, способствуют развитию быстроты реакции, внимания, памяти, мышления и речи.
-
Интегрированный урок русского и английского языков на тему "Сочинение-рассказ по сюжетным картинкам в форме спортивного репортажа" 2010
Нестандартные формы урока являются эффективным средством повышения мотивации к изучению русского языка, а также позволяют наиболее полно и интересно реализовать межпредметные связи. Цель урока – установление связей между русским и английским языком; проведение этимологического анализа слов английского происхождения; подготовка учащихся к сочинению-рассказу в форме спортивного репортажа на основе сюжетных картинок; развитие в учащихся интереса к спорту.
-
Урок русского языка в 6-м классе "Заимствованные слова" 2010
Урок русского языка проходит в форме «круглого стола» юных лингвистов. Учащимся были даны опережающие задания по новой теме. Они исследовали происхождение иностранных слов и подготовили презентацию своих работ. Формы презентаций были разнообразные: путешествие по городу, восточный гость с сундуком, спортивный комментатор, «модный лингвист». Итогом урока стал Рабочий словарь иностранных слов.
-
Обобщение по теме "Причастие" 2010
Данный урок используется для закрепления знаний учащихся по теме «Причастие», развитие навыков монологической речи, орфографической и пунктуационной зоркости. На уроке активизировалась самостоятельная работа учащихся и работа у доски, повторение разных видов разбора. Урок построен с использованием жанра сказки.