Урок-игра "Готовимся к ЕГЭ". 11-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 11


Тип урока: игра-соревнование.

Цели урока:

  • повторить в форме занимательной игры основные разделы языкознания;
  • совершенствовать навыки анализа текста;
  • закрепить орфографические и пунктуационные навыки;
  • обучать навыкам работы с тестами для подготовки к ЕГЭ;
  • развивать интерес к предмету, логическое мышление;
  • привлечь учащихся к активной познавательной деятельности на уроках.

В основе урока лежит упрощённая версия телевикторины «Своя игра», адаптированная к школьным условиям.

В I раунде «Орфография» участникам предлагаются 3 темы, содержащие по 3 вопроса каждая:

1. Фонетика. Орфоэпия. Орфография.
2. Морфемика. Словообразование. Орфография.
3. Морфология. Орфография.

Во II раунде «Синтаксис и пунктуация» 2 темы, содержащие по 3 вопроса каждая:

1. Словосочетание. Простое предложение.
2. Сложное предложение.

В III раунде «Текст» - 2 темы, содержащие по 3 вопроса каждая:

1. Типы и стили речи.
2. Изобразительно-выразительные средства языка.

Каждый вопрос в зависимости от уровня сложности оценивается 1, 2 или 3 баллами. Класс делится на 2 команды.
Вместо электронного табло используется доска, на которой пишутся темы всех 3 раундов с цифрами 1, 2, 3, обозначающими и номер вопроса, и количество баллов.
По мере выбора учащимися темы и номера вопроса цифры зачёркиваются. После каждого раунда подводятся итоги. Счёт игры может вести ассистент или жюри из присутствующих учителей.

I раунд. Орфография

1. Фонетика. Орфоэпия. Орфография.

1

     2      3
2. Морфемика. Словообразование. Орфография.

1

     2      3
3. Морфология. Орфография.      1      2      3

II раунд. Синтаксис и пунктуация

1. Словосочетание. Простое предложение.      1      2      3
2. Сложное предложение.      1      2      3

III раунд. Текст

1. Типы и стили речи.      1      2      3
2. Изобразительно-выразительные средства языка.

1

2

3

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Учитель говорит цель урока, знакомит с условиями игры. Команды придумывают себе название.

II. Отборочный тур

Первой начинает игру та команда, которая правильно продолжит пословицу:

  • «Не стыдно не знать, стыдно …» (… не учиться)
  • «Кто грамоте горазд, тому …» (… не пропасть)

III. Темы и вопросы для игры

I раунд. Орфография

1. Фонетика. Орфоэпия. Орфография.

1 задание: Расположите слова в порядке уменьшения в них звуков (1 балл)

1) соль;
2) каша;
3) вечер;
4) собака

Ответ: 4, 3, 2, 1.

2 задание: В каком слове на месте буквенного сочетания чн звучит [шн]? (2 балла)

1) конечно;
2) сердечно;
3) кирпичный;
4) личный

Ответ: 1) конечно.

3 задание: В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук? (3 балла)

1) лгАла;
2) клАла;
3) пролИла;
4) порвАла

Ответ: 2) клА'ла.

2. Морфемика. Словообразование. Орфография.

1 задание:   Какое слово пропущено в словообразовательной цепочке: пустой – пустыня – … – пустынно? (1 балл)

1) пустота;
2) пустырь;
3) опустошить;
4) пустынный

Ответ: 4) пустынный.

2 задание:    Найдите «третий лишний»: прервать, премия, премудрый. (2 балла)

Ответ: премия – нет приставки, в остальных случаях – -пре-.

3 задание:    Укажите способ образования слова собеседники (3 балла)

1) приставочный;
2) суффиксальный;
3) приставочно-суффиксальный

Ответ: 3) приставочно-суффиксальный.

3. Морфология. Орфография

1 задание: В каком примере есть ошибка в употреблении собирательного числительного? (1 балл)

1) семеро иностранцев;
2) у двоих лисят;
3) обоими руками;
4) трое сапог

Ответ: 3) обоими руками.

2 задание:  В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква и? (2 балла)

А. солом…нка;
Б. подчёрк…вать;
В. усидч…вый;
Г. затм…вать

1) А, Б, В, Г;
2) Б, Г;
3) А, Б, В;
4) А, В, Г

Ответ: 3) А, Б, В.

3 задание: Укажите верную морфологическую характеристику слова помогающего. (3 балла)

1) действительное причастие;
2) страдательное причастие;
3) деепричастие;
4) существительное

Ответ: 1) действительное причастие.

II раунд. Синтаксис и пунктуация

1. Словосочетание. Простое предложение

1 задание: В каком словосочетании неправильно выделено главное слово: читать книгу, в весеннем лесу, наша бригада? (1 балл)

Ответ: наша бригада.

2 задание: Укажите способ связи слов в словосочетании незнакомых тебе. (2 балла)

1) согласование;
2) управление;
3) примыкание

Ответ: 2) управление.

3 задание:  Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении: Пушкин познакомился с Далем в начале 30-х годов XIX века (   ) и с восторгом встретил выход в свет его книги «Русские сказки». (3 балла)

1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом и нужна запятая;
2) Сложносочинённое предложение, перед союзом и нужна запятая;
3) Простое предложение с однородными членами, перед союзом и запятая не нужна;
4) Сложносочинённое предложение, перед союзом и запятая не нужна

Ответ: 3)

2. Сложное предложение

1 задание:В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? (1 балл)

Мужество (1) похоже на добродетель (2) повинуясь (3) которой (4) люди совершают прекрасные дела.

1) 2, 4;         2) 2, 3;         3) 3, 4;          4) 2;

Ответ: 4).

2 задание: Какой знак нужно поставить в данном предложении на месте скобок? (2 балла)

Вставать ему не хотелось (   ) в избушке было очень холодно и сыро.

1) двоеточие;
2) тире;
3) запятая;
4) точка с запятой

Ответ: 1) двоеточие.

3 задание:  Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении: В детстве происходят самые невероятные события (   ) и снятся самые яркие сны. (3 балла)

1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом и запятая нужна
2) Сложносочинённое предложение, перед союзом и запятая нужна
3) Простое предложение с однородными членами, перед союзом и запятая не нужна
4) Сложносочинённое предложение, перед союзом и запятая не нужна

Ответ: 4)

III раунд. Текст

1. Типы и стили речи

1 задание: В каком типе текста утверждается или опровергается  какая-нибудь мысль? В нём выделяются 3 части: а) тезис – основное утверждение, чётко сформулированная мысль;
б) доказательство, аргументы, подтверждающие тезис; в) вывод, вытекающий из доказательства (заключение). (1 балл)

1) Описание
2) Рассуждение
3) Повествование

Ответ: 2) рассуждение.

2 задание:  Определите тип и стиль речи данного текста:

Степями принято называть большие равнинные пространства с травянистой растительностью, развившейся в условиях засушливого климата. Этим признаком – приспособленностью к недостатку воды – степная растительность отличается от растительности лугов, которых много по берегам рек и в лесной зоне… (Из статьи энциклопедического словаря). (2 балла)

1) Научный стиль, описание
2) Художественный стиль, повествование
3) Публицистический стиль, рассуждение

Ответ: 1) Научный стиль, описание.

3 задание: Определить стиль, тип текста. Найдите предложения с пунктуационными ошибками:

Вот и лес. Тень и тишина. Статные осины высоко лепечут над вами; длинные висячие ветки берёз едва шевелятся; могучий дуб стоит как боец подле красивой липы. Вы едете по зелёной, испещрённой тенями, дорожке; большие жёлтые мухи неподвижно висят в золотистом воздухе… (По И.С.Тургеневу) (3 балла)

Ответ: стиль – художественный,
тип речи – описание.
пунктуационные ошибки:
1) не выделен запятыми сравнительный оборот «как боец»;
2) неправильно поставлена запятая между причастным оборотом «испещрённой тенями» и определяемым словом «дорожке», стоящим после причастного оборота.

2. Изобразительно-выразительные средства языка

1 задание: Какое средство выразительности использовано Есениным в стихотворении «О красном вечере задумалась дорога»:

1. О красном вечере задумалась дорога,
Кусты рябин туманней глубины.
Изба-старуха челюстью порога
Жуёт пахучий мякиш тишины.

2. Осенний холод ласково и кротко
Крадётся мглой к овсяному двору… (1 балл)

1) Аллегория
2) Гипербола
3) Олицетворение

Ответ: 3) Олицетворение.

2 задание: Укажите название стилистического приёма, который использует К.Д.Бальмонт в стихотворении «Я – изысканность русской медлительной речи».

Я – внезапный излом,
Я – играющий гром,
Я – прозрачный ручей,
Я – для всех и ничей.

1) Анафора, 2) Инверсия, 3) Эпифора.

Ответ: 1) Анафора.

3 задание: Какие средства выразительности используются в данном тексте? (3 балла)

А лес всё пел свою мрачную песню, и гром гремел, и лил дождь… «Что сделаю я для людей!?» – сильнее грома крикнул Данко. И вдруг он разорвал руками себе грудь и вырвал из неё своё сердце и высоко поднял его над головой. Оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещённый этим факелом великой любви к людям, а тьма разлетелась от света его и там, глубоко в лесу, дрожащая, пала в гнилой зев болота. Люди же, изумлённые, стали как камни.

(М.Горький).

Список терминов:

1) Гипербола                                            6) Оксюморон
2) Литота                                                  7) Градация
3) Сравнения                                            8) Однородные члены предложения
4) Олицетворения                                    9) Обособленные определения
5) Эпитеты                                               10) Назывные предложения

Ответ: 1, 3, 4, 5, 7, 8, 9.

IV. Подведение итогов игры. Выставление оценок

Участники игры могут сами оценить выступление своих товарищей.

V. Обсуждение игры можно провести в письменной форме:

1. Понравился ли урок-игра «Готовимся к ЕГЭ»?
2. Какие задания были лёгкими?
3. На какие вопросы ты затруднялся ответить?

VI. Заключительное слово учителя

– Дорогие ребята! Сегодня на уроке мы с вами потренировались в выполнении заданий по основным разделам языкознания. Желаю вам успехов в сдаче предстоящего единого госэкзамена. Наш урок мне хотелось бы завершить словами русского филолога, академика Виктора Владимировича Виноградова:
«Высокая культура разговорной и письменной речи, хорошее знание и развитие чутья родного языка, умение пользоваться его выразительными средствами, его стилистическим многообразием – самая лучшая опора, самое верное подспорье и самая надёжная рекомендация для каждого человека в его общественной жизни и творческой деятельности».

Использованная литература:

1. Единый государственный экзамен. Русский язык. КИМ. 2010. Автор-составитель М.Б.Багге, Л.Г. Гвоздинская, В.Н.Ивлева и другие. М., «Просвещение»;
СПб, филиал издательства «Просвещение», 2010.
2. Т.В.Раман, «Тематическое и поурочное планирование по русскому языку». 11 класс М., «Экзамен», 2004.