Тип урока: игра-соревнование.
Цели урока:
- повторить в форме занимательной игры основные разделы языкознания;
- совершенствовать навыки анализа текста;
- закрепить орфографические и пунктуационные навыки;
- обучать навыкам работы с тестами для подготовки к ЕГЭ;
- развивать интерес к предмету, логическое мышление;
- привлечь учащихся к активной познавательной деятельности на уроках.
В основе урока лежит упрощённая версия телевикторины «Своя игра», адаптированная к школьным условиям.
В I раунде «Орфография» участникам предлагаются 3 темы, содержащие по 3 вопроса каждая:
1. Фонетика. Орфоэпия. Орфография.
2. Морфемика. Словообразование. Орфография.
3. Морфология. Орфография.
Во II раунде «Синтаксис и пунктуация» 2 темы, содержащие по 3 вопроса каждая:
1. Словосочетание. Простое предложение.
2. Сложное предложение.
В III раунде «Текст» - 2 темы, содержащие по 3 вопроса каждая:
1. Типы и стили речи.
2. Изобразительно-выразительные средства языка.
Каждый вопрос в зависимости от уровня
сложности оценивается 1, 2 или 3 баллами. Класс
делится на 2 команды.
Вместо электронного табло используется доска, на
которой пишутся темы всех 3 раундов с цифрами 1, 2,
3, обозначающими и номер вопроса, и количество
баллов.
По мере выбора учащимися темы и номера вопроса
цифры зачёркиваются. После каждого раунда
подводятся итоги. Счёт игры может вести
ассистент или жюри из присутствующих учителей.
I раунд. Орфография |
|||
1. Фонетика. Орфоэпия. Орфография. | 1 |
2 | 3 |
2. Морфемика. Словообразование. Орфография. | 1 |
2 | 3 |
3. Морфология. Орфография. | 1 | 2 | 3 |
II раунд. Синтаксис и пунктуация |
|||
1. Словосочетание. Простое предложение. | 1 | 2 | 3 |
2. Сложное предложение. | 1 | 2 | 3 |
III раунд. Текст |
|||
1. Типы и стили речи. | 1 | 2 | 3 |
2. Изобразительно-выразительные средства языка. | 1 |
2 |
3 |
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Учитель говорит цель урока, знакомит с условиями игры. Команды придумывают себе название.
II. Отборочный тур
Первой начинает игру та команда, которая правильно продолжит пословицу:
- «Не стыдно не знать, стыдно …» (… не учиться)
- «Кто грамоте горазд, тому …» (… не пропасть)
III. Темы и вопросы для игры
I раунд. Орфография
1. Фонетика. Орфоэпия. Орфография.
1 задание: Расположите слова в порядке уменьшения в них звуков (1 балл)
1) соль;
2) каша;
3) вечер;
4) собака
Ответ: 4, 3, 2, 1.
2 задание: В каком слове на месте буквенного сочетания чн звучит [шн]? (2 балла)
1) конечно;
2) сердечно;
3) кирпичный;
4) личный
Ответ: 1) конечно.
3 задание: В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук? (3 балла)
1) лгАла;
2) клАла;
3) пролИла;
4) порвАла
Ответ: 2) клА'ла.
2. Морфемика. Словообразование. Орфография.
1 задание: Какое слово пропущено в словообразовательной цепочке: пустой – пустыня – … – пустынно? (1 балл)
1) пустота;
2) пустырь;
3) опустошить;
4) пустынный
Ответ: 4) пустынный.
2 задание: Найдите «третий лишний»: прервать, премия, премудрый. (2 балла)
Ответ: премия – нет приставки, в остальных случаях – -пре-.
3 задание: Укажите способ образования слова собеседники (3 балла)
1) приставочный;
2) суффиксальный;
3) приставочно-суффиксальный
Ответ: 3) приставочно-суффиксальный.
3. Морфология. Орфография
1 задание: В каком примере есть ошибка в употреблении собирательного числительного? (1 балл)
1) семеро иностранцев;
2) у двоих лисят;
3) обоими руками;
4) трое сапог
Ответ: 3) обоими руками.
2 задание: В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква и? (2 балла)
А. солом…нка;
Б. подчёрк…вать;
В. усидч…вый;
Г. затм…вать
1) А, Б, В, Г;
2) Б, Г;
3) А, Б, В;
4) А, В, Г
Ответ: 3) А, Б, В.
3 задание: Укажите верную морфологическую характеристику слова помогающего. (3 балла)
1) действительное причастие;
2) страдательное причастие;
3) деепричастие;
4) существительное
Ответ: 1) действительное причастие.
II раунд. Синтаксис и пунктуация
1. Словосочетание. Простое предложение
1 задание: В каком словосочетании неправильно выделено главное слово: читать книгу, в весеннем лесу, наша бригада? (1 балл)
Ответ: наша бригада.
2 задание: Укажите способ связи слов в словосочетании незнакомых тебе. (2 балла)
1) согласование;
2) управление;
3) примыкание
Ответ: 2) управление.
3 задание: Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении: Пушкин познакомился с Далем в начале 30-х годов XIX века ( ) и с восторгом встретил выход в свет его книги «Русские сказки». (3 балла)
1) Простое предложение с однородными членами,
перед союзом и нужна запятая;
2) Сложносочинённое предложение, перед союзом и
нужна запятая;
3) Простое предложение с однородными членами,
перед союзом и запятая не нужна;
4) Сложносочинённое предложение, перед союзом и
запятая не нужна
Ответ: 3)
2. Сложное предложение
1 задание:В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? (1 балл)
Мужество (1) похоже на добродетель (2) повинуясь (3) которой (4) люди совершают прекрасные дела.
1) 2, 4; 2) 2, 3; 3) 3, 4; 4) 2;
Ответ: 4).
2 задание: Какой знак нужно поставить в данном предложении на месте скобок? (2 балла)
Вставать ему не хотелось ( ) в избушке было очень холодно и сыро.
1) двоеточие;
2) тире;
3) запятая;
4) точка с запятой
Ответ: 1) двоеточие.
3 задание: Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении: В детстве происходят самые невероятные события ( ) и снятся самые яркие сны. (3 балла)
1) Простое предложение с однородными членами,
перед союзом и запятая нужна
2) Сложносочинённое предложение, перед союзом и
запятая нужна
3) Простое предложение с однородными членами,
перед союзом и запятая не нужна
4) Сложносочинённое предложение, перед союзом и
запятая не нужна
Ответ: 4)
III раунд. Текст
1. Типы и стили речи
1 задание: В каком типе текста
утверждается или опровергается какая-нибудь
мысль? В нём выделяются 3 части: а) тезис –
основное утверждение, чётко сформулированная
мысль;
б) доказательство, аргументы, подтверждающие
тезис; в) вывод, вытекающий из доказательства
(заключение). (1 балл)
1) Описание
2) Рассуждение
3) Повествование
Ответ: 2) рассуждение.
2 задание: Определите тип и стиль речи данного текста:
Степями принято называть большие равнинные пространства с травянистой растительностью, развившейся в условиях засушливого климата. Этим признаком – приспособленностью к недостатку воды – степная растительность отличается от растительности лугов, которых много по берегам рек и в лесной зоне… (Из статьи энциклопедического словаря). (2 балла)
1) Научный стиль, описание
2) Художественный стиль, повествование
3) Публицистический стиль, рассуждение
Ответ: 1) Научный стиль, описание.
3 задание: Определить стиль, тип текста. Найдите предложения с пунктуационными ошибками:
Вот и лес. Тень и тишина. Статные осины высоко лепечут над вами; длинные висячие ветки берёз едва шевелятся; могучий дуб стоит как боец подле красивой липы. Вы едете по зелёной, испещрённой тенями, дорожке; большие жёлтые мухи неподвижно висят в золотистом воздухе… (По И.С.Тургеневу) (3 балла)
Ответ: стиль – художественный,
тип речи – описание.
пунктуационные ошибки:
1) не выделен запятыми сравнительный оборот «как
боец»;
2) неправильно поставлена запятая между
причастным оборотом «испещрённой тенями» и
определяемым словом «дорожке», стоящим после
причастного оборота.
2. Изобразительно-выразительные средства языка
1 задание: Какое средство выразительности использовано Есениным в стихотворении «О красном вечере задумалась дорога»:
1. О красном вечере задумалась дорога,
Кусты рябин туманней глубины.
Изба-старуха челюстью порога
Жуёт пахучий мякиш тишины.
2. Осенний холод ласково и кротко
Крадётся мглой к овсяному двору… (1 балл)
1) Аллегория
2) Гипербола
3) Олицетворение
Ответ: 3) Олицетворение.
2 задание: Укажите название стилистического приёма, который использует К.Д.Бальмонт в стихотворении «Я – изысканность русской медлительной речи».
Я – внезапный излом,
Я – играющий гром,
Я – прозрачный ручей,
Я – для всех и ничей.
1) Анафора, 2) Инверсия, 3) Эпифора.
Ответ: 1) Анафора.
3 задание: Какие средства выразительности используются в данном тексте? (3 балла)
А лес всё пел свою мрачную песню, и гром гремел, и лил дождь… «Что сделаю я для людей!?» – сильнее грома крикнул Данко. И вдруг он разорвал руками себе грудь и вырвал из неё своё сердце и высоко поднял его над головой. Оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещённый этим факелом великой любви к людям, а тьма разлетелась от света его и там, глубоко в лесу, дрожащая, пала в гнилой зев болота. Люди же, изумлённые, стали как камни.
(М.Горький).
Список терминов:
1)
Гипербола
6) Оксюморон
2)
Литота
7) Градация
3)
Сравнения
8) Однородные члены предложения
4)
Олицетворения
9) Обособленные определения
5)
Эпитеты
10)
Назывные предложения
Ответ: 1, 3, 4, 5, 7, 8, 9.
IV. Подведение итогов игры. Выставление оценок
Участники игры могут сами оценить выступление своих товарищей.
V. Обсуждение игры можно провести в письменной форме:
1. Понравился ли урок-игра «Готовимся к ЕГЭ»?
2. Какие задания были лёгкими?
3. На какие вопросы ты затруднялся ответить?
VI. Заключительное слово учителя
– Дорогие ребята! Сегодня на уроке мы с вами
потренировались в выполнении заданий по
основным разделам языкознания. Желаю вам успехов
в сдаче предстоящего единого госэкзамена. Наш
урок мне хотелось бы завершить словами русского
филолога, академика Виктора Владимировича
Виноградова:
«Высокая культура разговорной и письменной речи,
хорошее знание и развитие чутья родного языка,
умение пользоваться его выразительными
средствами, его стилистическим многообразием –
самая лучшая опора, самое верное подспорье и
самая надёжная рекомендация для каждого
человека в его общественной жизни и творческой
деятельности».
Использованная литература:
1. Единый государственный экзамен.
Русский язык. КИМ. 2010. Автор-составитель М.Б.Багге,
Л.Г. Гвоздинская, В.Н.Ивлева и другие. М.,
«Просвещение»;
СПб, филиал издательства «Просвещение», 2010.
2. Т.В.Раман, «Тематическое и поурочное
планирование по русскому языку». 11 класс М.,
«Экзамен», 2004.