Цели: обобщить и систематизировать имеющиеся знания о глаголе; выявить роль глаголов в речи; развивать умение употреблять глаголы в речи, орфографическую зоркость, речь, память, внимание, сообразительность; воспитывать ответственность, интерес к родному языку, умение проводить самоанализ и самооценивание своей деятельности.
Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация, <Приложение 1>, карточки с кроссвордом.
Деятельность учителя и обучающихся.
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
I. Орг. момент. | |
(слайд №1) Я рада видеть каждого
из вас, - Итак, желаю всем вам добиться положительных результатов сегодня на уроке. |
|
II. Минутка чистописания. | |
- На минутке чистописания мы
потренируемся писать букву в и элементы, из
которых состоит эта буква. Из каких элементов
состоит эта буква? - Проанализируйте ошибки, часто встречающиеся при написании этой буквы. - Пропишем сначала элементы. - Пропишем букву, соединяя её верхним соединением с буквой о. |
- Из овала, петли, удлиненной вверх наклонной палочки с закруглением внизу. Дети анализируют. |
III. Повторение материала о частях речи. Сообщение темы урока. | |
- Для разминки проведём
блиц-опрос. Поработаем в парах, отвечая на
вопросы и заполняя кроссворд.
(слайд №2) 1. Часть речи, которая не изменяется по родам. 2. Часть речи, корой командует имя существительное. 3. Часть речи, которая употребляется во избежание повторов в рядом стоящих предложениях. 4. Часть речи, которую можно “упорядочить”. 5. Если вы ещё не догадались, часть речи, которая не изменяется по падежам. - Проверим ваши познания. Посчитайте правильные ответы и проставьте баллы. (слайд №3) - Что общего у всех ответов кроссворда? - А какие это части речи? - А теперь скажите, о чём мы будем сегодня говорить? - Верно. Мы должны повторить всё, что знаем о глаголе. |
Дети берут листочки с кроссвордами, заполняют в парах.
- Это всё части речи. - Это самостоятельные части речи. - О глаголе. |
IV. Выделение целей урока. | |
- Попробуйте сформулировать цели
урока. На какие вопросы мы должны дать ответы,
чтобы обобщить имеющиеся знания о глаголе? (слайд №4) (На доске вывешиваются цели-вопросы)
- Что вы ждёте от урока? |
- Мы должны ответить на вопросы: 1. Что это? 2. Что обозначает? 3. На какие вопросы отвечает? 4. Какую роль играет в речи? 5. Как изменяется? Дети высказываются. |
V. Обобщение материала о глаголе. | |
1. Словарная работа. | |
- Заполняя кроссворд, мы уже,
практически, ответили на первый вопрос. Что же
такое – глагол? (Вывешивается первый ответ) - Какие слова объединяет эта часть речи, что они обозначают? (Вывешивается второй ответ) - Мы ответили на второй вопрос. А чтобы понять умеете ли вы отличать глаголы от других частей речи, я предлагаю вам задание: выпишем из словаря глаголы – первый ряд выписывает из второго столбика словаря, второй – из пятого и шестого, а третий ряд – из седьмого и восьмого. При записи ставьте ударение и подчёркивайте орфограммы. (слайд №5) - Выполним взаимопроверку по эталону. - Посчитайте правильно выписанные слова и поставьте баллы. |
- Глагол – это самостоятельная часть речи.
- Это слова – названия действий. Обозначают они действия предметов.
Дети выписывают по 7 слов из своих столбиков. Дети читают слова и проверяют по эталону. |
2. Начальная форма глагола. | |
- Остановимся на последней
группе словарных слов. Найдите лишнее среди них.
Объясните свой выбор? - Что такое начальная форма глагола? - На какой вопрос урока мы сейчас ответили?
- Поставьте глагол целую в начальную форму. |
- Это слово – целую. Так как
все остальные глаголы стоят в начальной форме. - Форма, в которой глагол отвечает на вопрос Что делать? или Что сделать? - На какие вопросы отвечает глагол? Глаголы отвечают на вопросы Что делать? или Что сделать? - Что делать? целовать. |
3. Работа над лексическим значением слова. Развитие речи. | |
- Найдите среди этих слов
похожие. - Можем ли назвать эти слова однокоренными? Докажите свой ответ.
- Что это значит? - Составьте предложения с первым из них. Со вторым. - А теперь попробуйте объяснить значение пословицы, которая показывает разность значения этих слов. “Глупый умеет слушать, а умный – слышать”. |
- Это слова слушать и слышать. - Это не однокоренные слова, так как они имеют разное лексическое значение и разные корни. - Они имеют разные корни и смысл. Дети составляют устно. Дети высказывают свои предположения. |
4. Физминутка для глаз (слайды №6-9) | |
5. Роль глаголов в речи. | |
- Какую роль играют глаголы в
речи? Чтобы ответить на этот вопрос, мы выполним
упражнение № 225 (в тетради на печатной основе № 2
стр.3) Помните про щенка Кыша? Мы ещё раз с ним встретимся. Послушайте отрывок и скажите, текст ли это. (слайд № 10) (учитель читает текст) - Почему так решили? - Что передаёт тему текста? - В чём основная мысль? - Сколько частей в тексте? - Прочитайте вторую часть текста и скажите, какую часть речи часто использует автор? (слайд №11) - Подумайте, какую работу выполняют глаголы? - Можно ли построить текст без глаголов? Почему? - Какую же роль играют глаголы в речи? |
- Да, это текст. - Есть тема и основная мысль. - Заголовок. - Щенок первый раз с жадностью обедал в новом доме.
- Две. - Глагол.
- Они передают события от действия к действию. - Нет. Будет непонятно. - Делают текст понятным, передают события последовательно от действия к действию. |
6. Орфографическая работа. | |
- Выпишем слова, называющие действия Кыша во время обеда. При этом будем объяснять все орфограммы. | Дети по очереди выходят к доске и выписывают слова с объяснением орфограмм. |
7. Грамматические признаки глагола. Как изменяются глаголы? | |
- Какое слово отличается от
других? Чем? - Всё ли мы знаем о начальной форме глагола? Какую задачу поставим перед собой на будущие уроки? - Какие грамматические признаки мы можем выявить у остальных глаголов? - В каком случае у глагола можно определить число и род? - Можете ли мне сказать сразу, в каком числе и роде стоят эти глаголы? Объясните свой ответ.
- Поставьте глагол грызть в ту же форму, что и остальные глаголы. - А знаем ли мы, что можно определить у глаголов, которые не стоят в прошедшем времени? - Что же мы ещё узнаем о глаголах на ближайших уроках? |
- Слово грызть. Оно стоит в
начальной форме. - Узнать об особенностях начальной формы глагола. - Можем определить число и род. - Если глагол стоит в прошедшем времени. -Да, в единственном числе, мужском роде. Так как всеми глаголами командует существительное Кыш. - Кыш (что делал?) грыз. - Нет. - Как ещё могут изменяться глаголы. |
VI. Итог урока. Рефлексия. Оценивание. | |
(слайд № 12) - Давайте подведём итог урока. Достигли мы целей, которые перед собой ставили? - Сделайте вывод: что мы знаем о глаголе? - А что мы ещё узнаем о глаголе в ближайшее время? - Какое впечатление у вас осталось от урока? (слайд №13) Попробуйте выразить свои чувства, используя следующие слова: Для меня было важным и интересным … По этому вопросу я получил разъяснение … Мне было трудно (что и почему) … Для меня было недостаточно … - Я тоже хочу высказаться о вашей работе … (оценивание) (слайд №14) |
Дети высказываются. Дети отвечают по вопросному плану.
Высказывания детей. |
VII. Домашнее задание | |
Стр. 76 упр. 227 |