Цели урока:
- Образовательные: обобщить и систематизировать знания учащихся по теме "Глагол", закрепить орфографические, пунктуационные и языковые умения.
- Развивающие: развивать познавательный интерес, навыки самоконтроля, логическое мышление, креативность, коммуникабельность, быстроту реакции, определение доступных объектов, способных помочь добиться лучшего результата.
- Воспитательные: воспитывать умение работать индивидуально и в группе; планируя свою деятельность, целенаправленно двигаться к достижению цели, выражать собственное мнение и аргументировать его.
Структура урока:
I. Организационный момент.
Прозвенел звонок для нас,
Все вошли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо,
Вижу: класс наш хоть куда!
Мы начнем урок, друзья!
II. Тема урока:
Обобщение и систематизация знаний по теме "Глагол" (слайд проецируется на экран).
III. План урока (слайд проецируется на экран):
а) систематизация знаний о самостоятельных частях речи;
б) составление учебно-научного текста на тему "Глагол";
в) применение правил правописания, постановки знаков препинания в предложениях
текста;
г) синтаксический разбор предложения;
д) разбор глагола как части речи;
е) словообразование и словоизменение глагола;
ж) разбор глагола по составу;
з) употребление глаголов в прямом и переносном смысле, подбор синонимов,
антонимов;
и) фонетический разбор глагола;
к) определение спряжения по неопределенной форме и по личным окончаниям
глаголов;
л) упражнения на написание безударных личных окончаний глаголов.
Содержательная линия: морфология.
а) определять грамматические категории
самостоятельных частей речи (существительного, прилагательного,
глагола); б) находить глаголы с заданными грамматическими признаками. |
Планируемый результат:
Систематизация пройденного материала (фронтальный опрос):
наша речь состоит из … (предложений),
предложения состоят из … (слов),
все слова относятся к той или иной … (части речи),
части речи бывают … (самостоятельные и служебные),
самая значительная в русском языке по количеству слов часть речи … (имя
существительное) обозначает … (название предмета), отвечает на
вопросы ... (кто? или что?),
грамматические категории имени существительного: ... (одушевленное или
неодушевленное, собственное или нарицательное, род, число, падеж, склонение).
После имени существительного мы изучали … (имя прилагательное),
это часть речи, слова которой отвечают на вопросы ... (какой? какая? какие?...),
обозначают ... (признак предмета),
имя прилагательное, в силу зависимости от имени существительного, употребляется
в том же ... (роде, числе и падеже)…
… а сегодня мы попытаемся обобщить наши знания о глаголе – второй по величине
группе слов нашего языка.
Я предлагаю вам продемонстрировать свое умение составлять учебно-научный текст.
Текст – это … (группа предложений, связанных по смыслу). Наш текст на тему “Глагол”, и составить его вам нужно по опорным словам (слайд с опорным конспектом проецируется на экран):
Содержательная линия: развитие речи.
Планируемый результат:
а) оценивать правильность способа выбора языковых
средств устного общения на уроке; б) выражать собственное мнение и аргументировать его; в) самостоятельно озаглавливать текст и придумывать его концовку. |
Мы с вами знакомы не только с текстом-рассуждением, но и
с текстом … (описанием); ключевые слова ... (имена прилагательные),
с текстом … (повествованием); ключевые слова ... (глаголы), а
восприятие движется от действия к действию.
Обычно мы с вами заглавие к тексту подбираем после его прочтения, определив главную мысль, а сегодня попробуем его угадать, не видя текста.
К нам на урок пришла гостья, а вот кто она, вы узнаете, отгадав загадку (на экран проецируется слайд с картинкой весенней природы):
Она приходит с ласкою и со своею сказкою.
Волшебной палочкой взмахнет – в лесу подснежник расцветет.
Шагает красавица, легко земли касается,
Идет на поле, на реку, и по снежку, и по цветку...
Да, это весна. Посмотрим, подходит ли это название к нашему тексту. Текст с пропущенными буквами и знаками препинания проецируется на экран, листы с текстом -перед учащимися на парте. Читает ученик:
сне_ т_мне_т покрыва_тся тонк_й короч_ _й и незаметно та_т просыпают_ся д_ревья _ж_ва_т пр_рода слабенькая з_лёная тра_ка шепч_т прощ_й, з_ма! |
Запишите название текста, добавив глагол прийти в прошедшем времени. Что у вас получилось? Это текст-описание или текст-повествование? Почему?
Сейчас я предлагаю вам вставить недостающие знаки препинания и пропущенные буквы (на экране появляется заглавие текста, звучит музыка П.Чайковского из цикла “Времена года” – “Март”). Самостоятельная работа.
Содержательная линия: синтаксис.
Планируемый результат:
а)определять границы предложения; находить главные и
второстепенные члены предложения; б) определять восклицательную/невосклицательную интонацию предложения; в) выделять предложение с однородными членами; сложное; с прямой речью; г) устанавливать связь между словами в предложении при помощи смысловых вопросов. |
Содержательная линия: орфография и пунктуация.
Планируемый результат:
а) применять правила правописания в объеме содержания курса. |
После выполнения самостоятельной работы – самопроверка по эталону (слайд с текстом проецируется на экран):
Весна пришла Снег темнеет, покрывается тонкой корочкой и незаметно тает. Просыпаются деревья, оживает природа. Слабенькая зелёная травка шепчет: “Прощай, зима!” |
Задания:
- списать текст;
- в предложении с однородными членами подчеркнуть грамматическую основу;
- выполнить синтаксический разбор этого предложения;
- обозначить в этом предложении части речи;
- выписать из этого предложения грамматическую основу и словосочетания с вопросами.
Содержательная линия: морфология.
Планируемый результат:
а) находить глаголы с заданными грамматическими признаками. |
Задание: из первого предложения выписать глагол в форме настоящего
времени с безударной гласной в корне, проверяемой ударением, разобрать его как
часть речи (темнеет – (что делает?) глагол, н.ф. темнеть, несов. вид, 1 спр.,
наст.вр.,
3 л., ед.ч., сказуемое).
Содержательная линия: орфоэпия.
Планируемый результат:
а) закрепить знание о правильном произношении группы глаголов с ударным
окончанием
в форме прошедшего времени женского рода.
Задание: от глагола оживает образовать глагол в прошедшем времени женского рода; поставить ударение (ожилά); то же задание к словам взять, дать, брать (взялά, далά, бралά)
Содержательная линия: лексика.
Планируемый результат:
а) подбирать синонимы, антонимы; б) различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении. |
Задание:
- Прочитайте глаголы из текста, употребленные в переносном значении (просыпаются, оживает, шепчет).
- Темнеет снег и темный снег – это синонимы?
- Подберите антонимы к глаголам 2-ого предложения. Есть ли еще глаголы в
тексте,
к которым можно подобрать антонимы? - Постройте от антонима глагола темнеет словообразовательный ряд (светлеет – свет, посветлеет, светлый, светло, светлячок).
Содержательная линия: морфемика (состав слова).
Планируемый результат:
а) различать однокоренные слова и формы
слова. Задание: разберите глагол посветлеет по составу. Словоизменение глагола – это ... (изменение глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам, то есть спряжение глаголов). При спряжении глаголов может быть один из вариантов окончаний (табличка на доске):
С чем это связано? (Глаголы бывают первого и второго спряжения, от этого постоянного признака и зависит написание личных окончаний.) |
Содержательная линия: фонетика и графика.
Планируемый результат:
а) различать звуки и буквы при написании глаголов с безударными окончаниями. |
Есть три способа определения спряжения глагола:
1. Если окончание ударное, сложностей не возникает. Понаблюдаем за безударным окончанием.
Задание:
выполнить фонетический разбор глагола тает.
Тает – та|ет [т а иe т]– два слога, четыре буквы, четыре звука.
т – [т] – согласный, глухой, твердый
а – [ά] – гласный, ударный
е – [иe] – гласный, безударный
т – [т] – согласный, глухой, твердый
Как же мы определим, какое надо писать окончание в безударной позиции?
2. На слух, по явно слышимому окончанию третьего лица множественного числа настоящего или будущего времени (табличка на доске):
3. По неопределенной форме глагола (на экран проецируется схема алгоритма).
Игра – эстафета (принимают участие команды каждого ряда):
1. Определить спряжение глаголов в неопределенной форме: шептать колоть строить будить тащить дышать развеять (результаты проверяет команда ряда).
2. Определение спряжения глагола по личному окончанию (слайд со словами проецируется на экран).
I | II | III |
зева__м налад__м побре__м запуга__м посмотр__м рису__м застел__м |
молв__шь сажа__шь куша__шь гон__шь бре__шь увид__шь мерзн__шь |
слыш__те наблюда__те потерп__те напада__те перегон__те скаж__те вид__те |
Взаимопроверка по эталону.
Подведение итогов урока: предлагаю сверить план, представленный в начале урока, с результатами нашей работы.
Задание на дом: записать пять пословиц и поговорок о весне.