Обобщение и систематизация знаний по теме "Глагол". 4-й класс

Разделы: Русский язык, Начальная школа

Класс: 4


Цели урока:

  1. Образовательные: обобщить и систематизировать знания учащихся по теме "Глагол", закрепить орфографические, пунктуационные и языковые умения.
  2. Развивающие: развивать познавательный интерес, навыки самоконтроля, логическое мышление, креативность, коммуникабельность, быстроту реакции, определение доступных объектов, способных помочь добиться лучшего результата.
  3. Воспитательные: воспитывать умение работать индивидуально и в группе; планируя свою деятельность, целенаправленно двигаться к достижению цели, выражать собственное мнение и аргументировать его.

 

Структура урока:

I. Организационный момент.

Прозвенел звонок для нас,
Все вошли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо,
Вижу: класс наш хоть куда!
Мы начнем урок, друзья!

II. Тема урока:

Обобщение и систематизация знаний по теме "Глагол" (слайд проецируется на экран).

III. План урока (слайд проецируется на экран):

а) систематизация знаний о самостоятельных частях речи;
б) составление учебно-научного текста на тему "Глагол";
в) применение правил правописания, постановки знаков препинания в предложениях текста;
г) синтаксический разбор предложения;
д) разбор глагола как части речи;
е) словообразование и словоизменение глагола;
ж) разбор глагола по составу;
з) употребление глаголов в прямом и переносном смысле, подбор синонимов, антонимов;
и) фонетический разбор глагола;
к) определение спряжения по неопределенной форме и по личным окончаниям глаголов;
л) упражнения на написание безударных личных окончаний глаголов.

Содержательная линия: морфология.

а) определять грамматические категории самостоятельных частей речи (существительного, прилагательного, глагола);
б) находить глаголы с заданными грамматическими признаками.

Планируемый результат:

Систематизация пройденного материала (фронтальный опрос):
наша речь состоит из … (предложений),
предложения состоят из … (слов),
все слова относятся к той или иной … (части речи),
части речи бывают … (самостоятельные и служебные),
самая значительная в русском языке по количеству слов часть речи … (имя существительное) обозначает … (название предмета), отвечает на вопросы ... (кто? или что?),
грамматические категории имени существительного: ... (одушевленное или неодушевленное, собственное или нарицательное, род, число, падеж, склонение).

После имени существительного мы изучали … (имя прилагательное),
это часть речи, слова которой отвечают на вопросы ... (какой? какая? какие?...),
обозначают ... (признак предмета),
имя прилагательное, в силу зависимости от имени существительного, употребляется в том же ... (роде, числе и падеже)…
… а сегодня мы попытаемся обобщить наши знания о глаголе – второй по величине группе слов нашего языка.

Я предлагаю вам продемонстрировать свое умение составлять учебно-научный текст.

Текст – это … (группа предложений, связанных по смыслу). Наш текст на тему “Глагол”, и составить его вам нужно по опорным словам (слайд с опорным конспектом проецируется на экран):

Содержательная линия: развитие речи.

Планируемый результат:

а) оценивать правильность способа выбора языковых средств устного общения на уроке;
б) выражать собственное мнение и аргументировать его;
в) самостоятельно озаглавливать текст и придумывать его концовку.

Мы с вами знакомы не только с текстом-рассуждением, но и
с текстом … (описанием); ключевые слова ... (имена прилагательные),
с текстом … (повествованием); ключевые слова ... (глаголы), а восприятие движется от действия к действию.

Обычно мы с вами заглавие к тексту подбираем после его прочтения, определив главную мысль, а сегодня попробуем его угадать, не видя текста.

К нам на урок пришла гостья, а вот кто она, вы узнаете, отгадав загадку (на экран проецируется слайд с картинкой весенней природы):

Она приходит с ласкою и со своею сказкою.
Волшебной палочкой взмахнет – в лесу подснежник расцветет.
Шагает красавица, легко земли касается,
Идет на поле, на реку, и по снежку, и по цветку...

Да, это весна. Посмотрим, подходит ли это название к нашему тексту. Текст с пропущенными буквами и знаками препинания проецируется на экран, листы с текстом -перед учащимися на парте. Читает ученик:

сне_ т_мне_т покрыва_тся тонк_й короч_ _й и незаметно та_т просыпают_ся д_ревья _ж_ва_т пр_рода слабенькая з_лёная тра_ка шепч_т прощ_й, з_ма!

Запишите название текста, добавив глагол прийти в прошедшем времени. Что у вас получилось? Это текст-описание или текст-повествование? Почему?

Сейчас я предлагаю вам вставить недостающие знаки препинания и пропущенные буквы (на экране появляется заглавие текста, звучит музыка П.Чайковского из цикла “Времена года” – “Март”). Самостоятельная работа.

Содержательная линия: синтаксис.

Планируемый результат:

а)определять границы предложения; находить главные и второстепенные члены предложения;
б) определять восклицательную/невосклицательную интонацию предложения;
в) выделять предложение с однородными членами; сложное; с прямой речью;
г) устанавливать связь между словами в предложении при помощи смысловых вопросов.

Содержательная линия: орфография и пунктуация.

Планируемый результат:

а) применять правила правописания в объеме содержания курса.

После выполнения самостоятельной работы – самопроверка по эталону (слайд с текстом проецируется на экран):

Весна пришла

Снег темнеет, покрывается тонкой корочкой и незаметно тает. Просыпаются деревья, оживает природа. Слабенькая зелёная травка шепчет: “Прощай, зима!”

Задания:

  1. списать текст;
  2. в предложении с однородными членами подчеркнуть грамматическую основу;
  3. выполнить синтаксический разбор этого предложения;
  4. обозначить в этом предложении части речи;
  5. выписать из этого предложения грамматическую основу и словосочетания с вопросами.

Содержательная линия: морфология.

Планируемый результат:

а) находить глаголы с заданными грамматическими признаками.

Задание: из первого предложения выписать глагол в форме настоящего времени с безударной гласной в корне, проверяемой ударением, разобрать его как часть речи (темнеет – (что делает?) глагол, н.ф. темнеть, несов. вид, 1 спр., наст.вр.,
3 л., ед.ч., сказуемое).

Содержательная линия: орфоэпия.

Планируемый результат:

а) закрепить знание о правильном произношении группы глаголов с ударным окончанием
в форме прошедшего времени женского рода.

Задание: от глагола оживает образовать глагол в прошедшем времени женского рода; поставить ударение (ожилά); то же задание к словам взять, дать, брать (взялά, далά, бралά)

Содержательная линия: лексика.

Планируемый результат:

а) подбирать синонимы, антонимы;
б) различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении.

Задание:

  1. Прочитайте глаголы из текста, употребленные в переносном значении (просыпаются, оживает, шепчет).
  2. Темнеет снег и темный снег – это синонимы?
  3. Подберите антонимы к глаголам 2-ого предложения. Есть ли еще глаголы в тексте,
    к которым можно подобрать антонимы?
  4. Постройте от антонима глагола темнеет словообразовательный ряд (светлеет – свет, посветлеет, светлый, светло, светлячок).

Содержательная линия: морфемика (состав слова).

Планируемый результат:

а) различать однокоренные слова и формы слова.

Задание: разберите глагол посветлеет по составу.

Словоизменение глагола – это ... (изменение глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам, то есть спряжение глаголов).

При спряжении глаголов может быть один из вариантов окончаний (табличка на доске):

-у (-ю)
-ешь (-ёшь)
-ет (-ёт)
-ем (-ём)
-ете (-ёте)
-ут (-ют)
-у (-ю)
-ишь
-ит
-им
-ите
-ат (-ят)

С чем это связано? (Глаголы бывают первого и второго спряжения, от этого постоянного признака и зависит написание личных окончаний.)

Содержательная линия: фонетика и графика.

Планируемый результат:

а) различать звуки и буквы при написании глаголов с безударными окончаниями.

Есть три способа определения спряжения глагола:

1. Если окончание ударное, сложностей не возникает. Понаблюдаем за безударным окончанием.

Задание:

выполнить фонетический разбор глагола тает.

Тает – та|ет [т а иe т]– два слога, четыре буквы, четыре звука.
т – [т] – согласный, глухой, твердый
а – [ά] – гласный, ударный
е – [иe] – гласный, безударный
т – [т] – согласный, глухой, твердый

Как же мы определим, какое надо писать окончание в безударной позиции?

2. На слух, по явно слышимому окончанию третьего лица множественного числа настоящего или будущего времени (табличка на доске):

3. По неопределенной форме глагола (на экран проецируется схема алгоритма).

Игра – эстафета (принимают участие команды каждого ряда):

1. Определить спряжение глаголов в неопределенной форме: шептать колоть строить будить тащить дышать развеять (результаты проверяет команда ряда).

2. Определение спряжения глагола по личному окончанию (слайд со словами проецируется на экран).

I II III
зева__м
налад__м
побре__м
запуга__м
посмотр__м
рису__м
застел__м
молв__шь
сажа__шь
куша__шь
гон__шь
бре__шь
увид__шь
мерзн__шь
слыш__те
наблюда__те
потерп__те
напада__те
перегон__те
скаж__те
вид__те

Взаимопроверка по эталону.

Подведение итогов урока: предлагаю сверить план, представленный в начале урока, с результатами нашей работы.

Задание на дом: записать пять пословиц и поговорок о весне.